Четверг, 2024-09-19, 10:54 PM
Приветствую Вас Гость

Учебные материалы

Главная » 2014 » Август » 22 » Скачать Католические монашеские миссии на Северо-Западе России. Маракушина, Екатерина Валерьевна бесплатно
1:45 AM
Скачать Католические монашеские миссии на Северо-Западе России. Маракушина, Екатерина Валерьевна бесплатно
Католические монашеские миссии на Северо-Западе России

Диссертация

Автор: Маракушина, Екатерина Валерьевна

Название: Католические монашеские миссии на Северо-Западе России

Справка: Маракушина, Екатерина Валерьевна. Католические монашеские миссии на Северо-Западе России : диссертация кандидата философских наук : 09.00.13 / Маракушина Екатерина Валерьевна; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т] Санкт-Петербург, 2007 183 c. : 61 07-9/762

Объем: 183 стр.

Информация: Санкт-Петербург, 2007


Содержание:

Введение
Глава 1 Исторический аспект зарождения и существования монашеских миссий
§1Методологический аспект и пути исследования истории католических монашеских миссий в России
§2 Истоки монашества
Глава 20сновные тенденции развития католицизма и католического монашества на Северо-западе России
§ 1 X - первая половина XIX вв
§2 Середина XIX в - 1991 гг
§3 Возрождение структур католической церкви на Северо-Западе РФ в 1991-2006 гг
Глава ЗДеятельность католических монашеских орденов на Северо-Западе России
§ 1 Францисканцы
§2 Иезуиты
§3 «Русские иезуиты»
§4 Доминиканцы
§5 Мальтийский орден
§ бИстория пребывания монашеских миссий при Соборе Св Екатерины в Санкт-Петербурге
§7 Биографии

Введение:

Актуальность исследования. Северо-Запад России издавна являлся регионом, притягивающим представителей разных национальностей и культур. Пограничный характер региона и наличие удобных торговых путей обусловило то, что с древнейших времен на Северо-Западе Руси существовали крупные торговые города, ставшие со временем культурными центрами, так как в них пересекались, взаимно обогащая друг друга, различные культурные традиции. Такими центрами в Древней Руси, несомненно, являлись Новгород и Псков в периоды их расцвета. Европейское культурное влияние прослеживается в этих городах весьма отчетливо. Санкт-Петербург, с самого своего основания испытавший на себе значительное влияние европейской культуры и сегодня остается городом многонациональным и поликультурным.
Религия всегда была непосредственно связана с культурными традициями народов. Поэтому любое место соприкосновения разных национальных культур неизбежно становится и местом взаимодействия разных религий и конфессий. Северо-Запад России, и, особенно Санкт-Петербург, с его столичным положением, является, в этом смысле, наиболее показательным примером. Сегодня здесь представлены все мировые религии и основные христианские конфессии. Католическая община до конца 20-х годов нашего столетия оставалась одним из крупнейших религиозных меньшинств Северо-Запада. Показательно, что в начале XX в. в регионе действовало 84 католических храмов и часовен. Сегодня католицизм в числе других исповеданий, продолжает занимать значительное место в формировании общей этпо-конфессиональной картины Северо-Западного региона. Во все времена монашеские миссии, как ярчайшие представители католичества, наиболее ярко иллюстрировали все интересующие автора события.
Для построения в России гражданского общества, неотъемлемым элементом которого является этпо-религиозная толерантность, необходимо всестороннее изучение истории и современного положения всех этно-религиозных меньшинств, ознакомление основной массы населения с их традициями.
История монашеских миссий дает наиболее яркую картину происходивших событий.
В то же время, католицизм российского Северо-Запада, в особенности представленный монашествующими, вызывает особенный интерес как фактор, в течение длительного времени оказывавший влияние на формирование мировоззрения жителей региона. Это влияние выражалось, прежде всего, в самом факте существования католических общин, монастырей и миссий, которые, объективно присутствуя в жизни региона, наряду с другими религиозными и этническими меньшинствами, способствовали развитию терпимости к носителям иной религиозно-культурной традиции. В точке пересечения религиозных и культурных влияний, каковой, несомненно, является на протяжении веков Северо-Запад России, неизбежно возникает особый характер мировоззрения людей, отличающийся толерантностью и открытостью.
С другой стороны, на Северо-Западе присутствовало и влияние католицизма как идеи, прежде всего, в богословии и религиозной философии. Оно шло из Западной Европы через труды многих православных богословов, учившихся по книгам знаменитых католических авторов разных времен, зачастую воспитывавшихся в учебных заведениях, курируемых монашескими орденами и впитавших в себя многие характерные элементы католического богословия. Заметное католическое влияние прослеживалось, начиная с эпохи Петра I и в системе образования, построенного по европейскому образцу, и имеющему в своей основе систему воспитания, разработанную Орденом иезуитов.
Таким образом, именно Северо-Запад дает наиболее показательную картину монашеского миссионерства Католической церкви в России.
Степень научной разработанности проблемы. Вопросы истории католических монашеских миссий в России, и, в частности, в Северо-Западном регионе на сегодняшний день изучены недостаточно. Как правило, в исследованиях данный аспект затронут частично, и они также весьма немногочисленны. При небольшом количестве работ, все они, так или иначе, небеспристрастны, а некоторые и прямо тенденциозны. Это объясняется тем, что из всех авторов, занимавшихся данной проблематикой, одни сами принадлежат к структурам Католической Церкви, другие же трактуют историю католицизма в России, явно недоброжелательно относясь к предмету своего исследования. Это в равной мере касается как православных исследователей прошлого столетия, так и историков-марксистов.
Из православных историков следует, прежде всего, выделить Д.А. Толстого, занимавшего с 1864 по 1880 гг. пост Обер-прокурора Священного Синода Русской Православной Церкви. Его двухтомная монография «Римский католицизм в России», изданная сначала в Париже в 1863 - 1864 гг. на французском, а затем в Санкт-Петербурге в 1876 - 1877 гг. на русском языке, до сих пор остается единственным крупным отечественным трудом, посвященным истории католицизма в России и затрагивающим вопросы монашеских миссий. Другой серьезной работой, затрагивающей проблему истории католицизма в России, является двухтомное исследование православного священника М. Морошкина «Иезуиты в России с царствования Екатерины II до наших дней», вышедшего в Санкт-Петербурге в 1888 году.
Из работ, изданных в советский период, наиболее значительными являются труд Б .Я. Рамма «Папство и Русь в X - XV вв.», (1959) и трилогия немецкого историка-марксиста Эдуарда Винтера «Папство и Россия». Первые две части трилогии были выпущены на русском языке издательством «Прогресс» в 1964 г. под заглавием «Папство и царизм», а третья - «Политика Ватикана в отношении СССР (1917- 1968 гг.)» в 1977 г.
Исследования о католицизме в России, принадлежащие католическим авторам, более многочисленны. Однако и среди католической литературы на сегодняшний день существует весьма мало исследований, специально посвященных католицизму в Северо-Западном регионе. Так, в 1998 г. вышла книга М. В. Шкаровского, Н. Ю. Черепниной и А. К. Шикера «Римско-Католическая Церковь на Северо-западе России в 1917 - 1945 гг.». Однако данный труд является не исследованием, а сборником документов, хранящихся в различных архивах Санкт-Петербурга и сопровожден лишь небольшой вступительной статьей, сведения же о монашествующих весьма отрывочны. Книга остается пока единственной работой, посвященной истории католицизма на русском Северо-Западе, но она является весьма ценным сборником источников, так как абсолютное большинство представленных здесь документов опубликовано впервые. Остальные труды католических авторов в большинстве своем повествуют о проблемах российско-ватиканской дипломатии, сообщая лишь краткие сведения о внутренней деятельности монашеских миссий. Из дореволюционной литературы такого рода наиболее существенными являются труды русского католического священника немецкого происхождения о. Павла Пирлинга (1840 - 1922). Его перу принадлежит множество работ, среди которых наиболее известны «Россия и Св. Престол, дипломатические исследования» (СПб., 1912) и «Исторические статьи и заметки» (СПб., 1913). Ему же принадлежит ряд статей и заметок о дипломатических отношениях России и Св. Престола, а также о наиболее выдающихся деятелях русского католического движения: И. С. Гагарине (в «Русском биографическом словаре», СПб., 1895 г.), С. П. Свечиной (в «Русской старине» № 9-12 за 1900 г.) и др.
После 1991 года было опубликовано только несколько книг (помимо уже упоминавшейся работы «Римско-Католическая Церковь на Северо-западе России в 1917 - 1945 гг.»), имеющих непосредственное отношение к проблеме истории католицизма на Северо-Западе России и содержащих сведения о монашеских миссиях. Это, прежде всего, работа «Посол Его Святейшества» о дипломатической миссии нунция Томмазо Ареццо в Петербурге, принадлежащая перу о. Мишеля Амара-Пуанье, некоторое время служившему викарным священником прихода Св. Екатерины Александрийской. Вторая работа - краткий очерк В. Задворного и А. Юдина «История Католической церкви в России», выпущенный издательством Колледжа Католической Теологии имени Св. Фомы Аквинского в Москве в 1995 году, в 1998 году в Санкт-Петербурге вышла брошюра священника Сергия Голованова «Католичество и Россия: Исторический очерк», а в 2001 году в Саратове была издана книга О. А. Лиценбергер «Римско-Католическая церковь в России: история и правовое положение». Несомненно, одними из важнейших работ являются труды А.Р. Андреева, посвященные как монашеским орденам вообще, так и Ордену иезуитов в частности, а также В.А. Захарова, посвященные мальтийскому Ордену.
Проблемами истории католицизма в России сегодня занимается московский исследователь А.В. Юдин. Его работы являются значительным вкладом в дело изучения истории и эволюции католических общин в России (См. Юдин А.В. «Католичество и Россия» в журнале «Истина и Жизнь» № 3-4 за 1991 г. Его же «Россия и Вселенская Церковь: судьбы российского католичества» в книге: «Религия и демократия» М., 1993 г.), а также многие другие его статьи.
Сведения о католических приходах Новгорода, Пскова и Санкт-Петербурга, а также ряда городов в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях содержатся в отдельных изданиях, посвященных истории этих городов и их архитектурным памятникам. Наиболее полная информация о большинстве католических церквей Санкт-Петербурга содержится в книге С. С. Шульца «Храмы Санкт-Петербурга: история и современность», вышедшей в издательстве «Глаголь» в Санкт-Петербурге в 1994 г., а также в историко-церковной энциклопедии В. В. Антонова и А. В. Кобака «Святыни Петербурга» (т. 3), выпущенной издательством Чернышева в Санкт-Петербурге в 1994 - 1996 гт. Существует также ряд журнальных и газетных статей и заметок, рассказывающих об отдельных петербургских католических храмах.
По сравнению с исследованиями, вышедшими в России, литература, изданная за рубежом, посвященная католицизму в России и истории монашеских миссий, более многочисленна. Основная масса иностранных книг о российском католицизме не имеет переводов на русский язык. Любопытно отметить, что в 1984 г. в Москве издательством «Новости» была выпущена сразу на нескольких иностранных языках книга Игоря Трояновского «Католицизм в СССР», перевод которой на русский язык также отсутствует.
Особенно много работ на французском языке посвящены деятельности в России Ордена иезуитов (См.: Lutteroth H. «La Russie et les j?suites de 1772 a 1820. D'apr?s les documents la plus part inadits»; Carayon A. «Mission de j?suites en
Russie, 1804 - 1824»; Rou?t de Journel, Marie-Josef «Un Coll?ge de j?suites a Saint-P?tersbourg, 1806 - 1816 и др.) и мальтийского Ордена (См.: Pierredon Mishel de. «Historie politique de l'Orde souverain de Saint-Jean de Jerusalem (Orde de Malte) de 1789 a 1955»; Sherbowitz-Wetzor O. de, Toumanoff C. «The order of Malta and the Russian Empire») и др. Существуют и другие работы: как монографии, так и сборники, и журнальные публикации.
Однако издания, переведенные на русский язык и содержащие сведения о католических монашеских миссиях, безусловно, дополняют базу исследования. Это такие работы как «Миф об иезуитах: от Беранже до Мишле» Мишеля Jlepya, «Католическая церковь и русское православие: два века противостояния и диалога» Анджелло Тамборра, «История христианского монашества» Леонарда Хольца и др. Все они были переведены в конце XX - начале XXI века.
Довольно подробные исследования по истории отдельных католических храмов и приходов проведены польскими искусствоведами и историками архитектуры. Так, еще до революции 1917 г. в Варшаве на польском языке была издана работа С. Сенницкого «Историческое описание римско-католической церкви Св. Екатерины в Санкт-Петербурге с 1763 по 1872 гг.»1. На сегодняшний день наиболее полной работой о Санкт-Петербургской католической церкви Св. Екатерины Александрийской является монография Ромуальды Ханковской «Церковь Св. Екатерины в Санкт-Петербурге»2, изданная в Варшаве в 1997 году на средства Мастерских Консервации Памятников. Книга посвящена практическим вопросам реставрации и консервации храма, однако она содержит весьма подробный и богатый ценными сведениями очерк по истории прихода с момента его основания.
Цели и задачи диссертационного исследования заключаются, во-первых, в анализе исторической эволюции католических монашеских миссий в СевероЗападном регионе России с момента возникновения до настоящего времени. Во-вторых, в раскрытии как объективных (политическая, экономическая, духовная ситуация в стране и, в частности, на Северо-Западе), так и Siennicki St. «Opis historyczny rzymsko-katolickiego ko?ciola ?w. Katarzyny w St. Pelersburgu od r 1763 do 1872», Warszawa, 1872
2 Hankowska R. «Ko?ci?) ?wi?tej Katarcyny w Sankt-Petersburgu», Warszawa, 1997 субъективных (внутрицерковные перемены, личностный фактор) причин, обусловивших динамику деятельности миссий в данном регионе. В-третьих, в раскрытии внутренней логики эволюции российского католицизма в СевероЗападном регионе, имея в виду, в особенности, его мировоззренческий аспект, и анализе возможных перспектив развития католицизма на Северо-Западе России, его места в межконфессиональном и поликультурном диалоге.
Выполнение поставленных целей предполагает решение следующих задач:
• Изучить деятельность католических монашеских миссий в исторической ретроспективе;
• Обозначить характерные особенности каждого исторического периода;
• Провести социологический анализ динамики функционирования объектов изучения и сделать выводы относительно ожидаемой динамики;
• Рассмотреть отношение российских (советских) властей и общества к католицизму в целом и к монашествующим в частности в СевероЗападном регионе;
• Установить объективные и субъективные факторы, оказывавшие и оказывающие наибольшее влияние на развитие католических общин Северо-Запада России и функционирование миссий;
• Выявить преемственность в мировоззрении католиков Северо-Западного региона России с момента зарождения первых общин до настоящего времени, а также охарактеризовать особенности мировоззрения современных российских католиков;
• Суммируя получепные данные, представить общую картину многопланового взаимодействия католических монашеских миссий с различными общественными структурами;
• В соответствии с изложенным материалом доказать тезис о католичестве, как одном из традиционных вероисповеданий на Северо-Западе России;
• Определить возможные перспективы развития католицизма в СевероЗападном регионе.
Методология исследования была обусловлена целью и задачами диссертации, а также особенностями исследуемого материала. В ее основу был положен принцип аналитического исследования источников, проясняющий их логику и содержание, а также методы сравнительно-исторического и типологического анализа. Это позволило рассмотреть историю католических монашеских миссий на Северо-Западе России в контексте политических и социальных изменений, происходивших в российской истории и Католической церкви в целом. Сравнительно-исторический анализ предоставил возможность выявить особенности деятельности католических монашеских миссий в разные исторические периоды, а также позволил полнее раскрыть механизм взаимовлияния католиков Северо-Запада и российского общества.
Источниковая база работы. Основными источниками по истории католицизма на Северо-Западе России являются материалы Российского Государственного исторического Архива (некоторые из которых впервые вводятся в научный оборот), а также многочисленные опубликованные документы: акты, грамоты, уложения, уставы, распоряжения, регламенты, сведения о регистрации, законоуложения, указы, мартирологи, летописи, хроники, судебные дела, сохранившиеся церковные административные документы, документы финансово-хозяйственной отчетности католических приходов, мемуары, переписки и т.д. Так, по законодательным актам можно не только судить об отношении правительства к монашеским миссиям и Католической церкви в России в различные периоды истории, но также изучать её официальную структуру и восстанавливать отдельные факты приходской жизни. Именно сведения, содержащиеся в этих источниках, позволяют воссоздать многоплановую картину истории и деятельности католических монашеских миссий.
К сожалению, церковные архивы многих католических приходов Северо-Запада России были уничтожены или утеряны во время революции, гражданской войны и политических репрессий. Значительная часть документов в период 1917 - 1920х годов была вывезена за пределы России и также бесследно исчезла. Сохранилось сравнительно небольшое количество архивных материалов, могущих служить источниками для изучения приходской жизни католиков Северо-Запада в дореволюционную эпоху. Вследствие этого, сегодня существует недостаток достоверной информации об истории отдельных приходов. В частности, в конце 30-х годов был утрачен приходской архив церкви Св. Екатерины Александрийской. Не избежали этой участи и многие другие приходы.
Еще до революции предпринимались попытки систематизировать и опубликовать правительственные указы и распоряжения, касающиеся Католической Церкви в России. Существует несколько сборников документов, посвященных данной теме. (См.: «Акты и грамоты о устройстве и управлении римско-католической Церкви в Империи Российской и Царстве Польском», СПб., тип. II отд. собств. е.и.в. Канцелярии, 1846; «Устройство римско-католической Церкви в России», СПб., тип. Мин. Внутр. дел, 1867; Белоголов И. М. «Акты и документы, относящиеся к устройству и управлению римско-католической Церкви в России», тип. Д. А. Алексеева, Пг., 1915 и многие другие). Последней работой данного типа является книга «История Римско-Католической Церкви в Российской империи (XVIII - XIX вв.) в документах Российского Государственного исторического Архива» / «Historia Kosciola Rzymskokatolickiego w Imperium Rosyjskim (XVIII - XIX w.) w dokumentach Rosyjskiego Pa?stwowego Archiwum Historycznego», выпущенная на русском и польском языках приходом Св. Станислава совместно с РГИА (Санкт-Петербург - Варшава, 1999).
Весьма важными источниками для изучения католицизма на Северо-Западе России являются материалы судебных процессов по делам российских католиков. До революции 1917 г. это так называемые дела о «совращении в католичество» хранящиеся ныне в Архиве Св. Синода (в РГИА - Ф. 796) и Департамента духовных дел иностранных исповеданий (Ф. 821). Дела о русских католиках: Ф. А. Голицыне, В. С. Печерине, Е. П. Балабине, И. С. Гагарине, И. М. Мартынове, Ю. К. Астромове хранятся в Архиве Государственного Совета по департаменту гражданских и духовных дел (Дела: №90 (1845 г.), №159 (1847 г.), №257 (1865 г.) и др.). Судебные дела российских католиков советского периода, в большинстве случаев осужденных за контрреволюционную деятельность и шпионаж в пользу Ватикана, хранятся в Центральном Государственном Архиве Санкт-Петербурга и в архиве Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
Сохранившиеся церковно-административные, финансовые и другие документы католических приходов находятся в Государственном Российском Историческом Архиве, Архиве Российской Академии Наук, Архиве Академии Изобразительных Искусств, Архиве Управления Государственной Инспекции Охраны Памятников и Государственном Архиве Санкт-Петербурга. В этих архивах хранятся не только рукописи, но также планы, карты, рисунки, литографии и фотографии католических церквей. Наиболее важные документы дореволюционного периода истории хранятся в Российском Государственном Историческом Архиве в Санкт-Петербурге. Важнейшие сведения о Католической Церкви на Северо-Западе России с 1917 г. содержатся в документах, хранящихся в Центральном Государственном Архиве Санкт-Петербурга (Ф. 56 и Ф. 7384).
Новизна диссертационного исследования. В представленной работе впервые дается комплексное освещение эволюции католических монашеских миссий в северо-западном регионе России. В имеющихся немногочисленных исследованиях, посвященных истории Католической церкви в России, история католицизма на Северо-Западе рассматривалась в общем плане, а анализ эволюции монашеских миссий, как целостного явления, ранее не предпринимался вовсе.
Особую значимость настоящему исследованию придает тот факт, что в нем были использованы собранные в результате шестилетних полевых исследований автора данные, которые помогают лучше понять феномен католических монашеских миссий на Северо-Западе России в самой его сути, на уровне менталитета самих католиков, без чего представление о Католической Церкви на Северо-Западе России не может считаться полным.
Положения, выносимые на защиту.
1. Католические монашеские миссии внесли существенный вклад в культуру, образование, межконфессиональные отношения и поликультурный диалог на Северо-Западе.
2. Проникновение и функционирование римско-католических монашеских миссий на территорию Северо-Запада России в немалой степени было вызвано политическими причинами и оказало большое влияние на развитие международных связей.
3. Учитывая укорененность католичества на Северо-Западе России в течение многих столетий, на данной территории его можно рассматривать как традиционное вероисповедание.
4. Присутствие представителей католических монашеских миссий в настоящее время является необходимым условием для полноценного функционирования Римско-Католической церкви в России.
Практическая значимость работы. Материалы и выводы данного исследования могут быть использованы для дальнейшего исследования российского католицизма и истории католических монашеских миссий в работах как исторического, так и религиоведческого плана, в экспертной работе. Материалы работы могут также применяться при подготовке вузовского курса, спецкурса по истории католицизма в России, семинаров по религиоведению.
Апробация работы. Основные положения настоящего исследования представлены в следующих статьях автора: «Историко-религиоведческий анализ деятельности Ордена иезуитов в Санкт-Петербурге», «Возрождение структур католической церкви на Северо-Западе России. 1991-2003», «Зарождение христианского монашества», «История католических монашеских миссий в Санкт-Петербурге в XVIII - XIX веках», «Проблемы межконфессиональных отношений на территории России в постсоветский период», «Характер взаимоотношений государственного законотворчества с духовно-правовой установкой общества», «Церкви - сестры»: о трактовке понятия», «Историко-религиоведческий анализ деятельности Ордена иезуитов в Санкт-Петербурге» и другие.
Они апробировались в выступлениях на российских и международных конференциях: «Восточная Европа: Концерт культур», 2004 г., «Восточная Европа: диалог в христианстве», 2000 г., «Восточная Европа: прошлое и современность», 1999 г., «Обновление города через образование», 2000 г., «Философия XX века: школы и концепции», 2001 г., «Философские и духовные проблемы науки и общества», 2002 г., «Человек. Природа. Общество. Актуальные проблемы», а также на 11-13ой международных конференциях молодых ученых 2000 - 2002 гг.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 3135
Пароль: 3135
Скачать файл.
Просмотров: 147 | Добавил: Аня41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz