Главная » 2014»Сентябрь»25 » Скачать Исследование личности младших школьников группы риска в учебно-воспитательном процессе 15 бесплатно
8:15 PM
Скачать Исследование личности младших школьников группы риска в учебно-воспитательном процессе 15 бесплатно
Тип: Курсовая работа
Предмет: Психология
Тема: Исследование личности младших школьников "группы риска" в учебно-воспитательном процессе 15
Страниц: 46  
Формат: doc  
Содержание
Введение 3
Глава 1. Формирование личности младших школьников группы риска в учебно-воспитательном процессе 6
1.1.Понятие дети "Группы риска" 6
1.2.Особенности развитие личности детей группы риска и его связь с обучением 9
Глава 2. Исследование личности младших школьников "группы риска" в учебно-воспитательном процессе 15
2.1. Организация исследования 15
2.1.1. Исследование ситуативной и личностной тревожности 16
2.1.2.Исследование страхов 20
2.1.3.Исследование агрессивности 24
2.2. Направления и методы технологии коррекционной работы с детьми "группы риска" 28
Заключение 35
Список литературы 36
Приложения 39
Введение
Тема данной работы "Исследование личности младших школьников группы риска в учебно-воспитательном процессе" особо актуальна на сегодняшний день в связи с тем, что в настоящее время в обществе усиливается ряд неблагоприятных тенденций, приводящих к появлению категории "детей группы риска".
Понятие "дети группы риска" может считаться сегодня общепринятым, однако существуют различные его трактовки, поэтому оно нуждается в уточнении и развитии.
Исследования Г.Ф. Кумариной, Н.А. Менчинской, Л.С. Славиной и др. показывают, что у учеников "группы риска" наблюдается психофизическая ослабленность, повышенная утомляемость, неустойчивое внимание, чрезмерная подвижность, неразвитая память, несформированность асимметрии полушарий или доминирование правого полушария, неразвитость логического, преобладание наглядно-образного, наглядно-действенного мышления, интеллектуальная пассивность, однообразная и бедная речь. Учеными (И.Н. Зайдман, Ю.Ю. Алехова, О.Ф. Кармадонова, И.С. Молокова, А.С. Баранник) доказана возможность решения психолого-педагогических задач (коррекция поведения в процессе обучения русскому языку детей "группы риска", решение каких-то личностных проблем, отчасти повышение успеваемости).
К сожалению, дети группы "риска" есть в каждом классе. Существуют следующие факторы "риска",:
раннее асоциальное поведение учащихся;
неблагополучные семьи (жестокое обращение с детьми, злостное уклонение от родительских обязанностей, употребление спиртных напитков родителями, семьи, проживающие в социально опасных условиях);
материальная необеспеченность семьи;
негативное влияние социума;
продажа алкоголя частными лицами и в магазинах, сбыт наркотиков несовершеннолетним;
Проблема исследования. В связи встает вопрос о личности младших школьников группы риска в учебно-воспитательном процессе, так как учебная деятельность в этом возрасте является ведущей.
В связи с этим целью нашего исследования является: Исследование личности младших школьников группы риска в учебно-воспитательном процессе.
Предмет исследования: дети младшего школьного возраста группы риска в учебно-воспитательном процессе.
Объект исследования: личность младшего школьника.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научную литературу по избранной теме
2. Проанализировать и выделить группы риска по разным критериям
3. Осуществить диагностику
4. Построить систему работы в учебно-воспитательном процессе (помощь детям - коррекция)
Методы исследования:
В работе были использованы следующие методы по выявлению личностных особенностей объектов исследования:
1. Анализ литературы.
1. Методы эмпирического исследования:
Тест на выявление тревожности Спилбергера
"Критерии агрессивности" у ребенка анкета для воспитателей (разработана Лаврентьевой Г.П., Титаренко Т.М.).
Методика "Страхи в домиках" М.А. Панфиловой, с целью выявления видов и уровней страха
Практическое значение работы заключается в том, что в ней предложен методический блок, позволяющий изучить особенности личности детей "Группы риска".
Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, двух глав и заключения. Название глав отображает содержание.
2. Антонова Л.Н. Психология и педагогика поддержки // Прикладная психология и психоанализ.2005. № 1.
3. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. - М.: Издательство МГУ, 1990. 136 с.
11. Мысько Н.Г. Основные задачи психогигиены и психопрофилактики в школе. В кн.: Профилактика нервно-психических расстройств у школьников и учащихся подростков. - Харьков,1980. - С. 46-54.
12. Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. М.: Издательский центр "Академия", 2002. 256 с.
13. Перрон Р. "Трудный" ребенок: что делать? - СПб.: Питер, 2004. - 128 с.
14. Петрунек В.П., Таран Л.Н. Младший школьник. - М.: Просвещение, 1981. - 190 с.
15. Прихожан А. М. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога//Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных методик. М, 1988. С. 110-118.
16. Пономарев Н.Л. Формирование у подростков группы риска "барьера" к отрицательным влияниям среды как средство предупреждения педагогической защищенности: Автореферат диссертации кандидата педагогических наук. - Екатеринбург, 1999;
17. Психодиагностика: справочник практического психолога / Под ред. С.Т.Посоховой. - М.-СПб.: Сова, 2005. - С. 269-285.
18. . Психологическая профилактика недисциплинированного поведения учащихся / Под ред. Л.Н. Проколиенко. - Киев: Выща школа, 1989. - 254 с.
19. Психологические проблемы неуспеваемости школьников / Под ред. Н.А. Менчинской. - М.: Педагогика, 1971. - 220 с.
20. Райский Е. Ф. К вопросу о типологии трудных детей и подростков. - В кн.: Изучение и преодоление педагогической запущенности у школьников. Волгоград. 1982. - С. 19-25.
21. Раттер М. Помощь "трудным" детям. - М.: Прогресс, 1987. - 424 с.
23. Сухомлинский В. А.Дайте ребенку радость умственного труда, радость успеха в учении // Антология гуманной педагогики. В. А. Сухомлинский. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2002.
24. Трудный подросток / Под ред. Г.А. Уманова. - Алма-Ата: Рауан, 1990. - 96 с.
Альперович В.Д. Трудные дети семей "риска" // Журнал практического психолога. 2000. № 8 - 9.
25. Тетерский С.В. Введение в социальную работу: Учебное пособие. М.: Академический Проект
26. Чумаков И.В. Психологическая карта учащегося группы риска, г. Волгоград, 2007г.