Четверг, 2024-09-19, 10:56 PM
Приветствую Вас Гость

Учебные материалы

Главная » 2014 » Август » 22 » Скачать Интеллектуальный потенциал в инфокоммуникационном пространстве рынка труда: новые тенденции развития. Титова, Екатерина Вячеславовна бесплатно
2:09 AM
Скачать Интеллектуальный потенциал в инфокоммуникационном пространстве рынка труда: новые тенденции развития. Титова, Екатерина Вячеславовна бесплатно
Интеллектуальный потенциал в инфокоммуникационном пространстве рынка труда: новые тенденции развития

Диссертация

Автор: Титова, Екатерина Вячеславовна

Название: Интеллектуальный потенциал в инфокоммуникационном пространстве рынка труда: новые тенденции развития

Справка: Титова, Екатерина Вячеславовна. Интеллектуальный потенциал в инфокоммуникационном пространстве рынка труда: новые тенденции развития : диссертация кандидата экономических наук : 08.00.01 / Титова Екатерина Вячеславовна; [Место защиты: Рос. гос. гуманитар. ун-т (РГГУ)] - Москва, 2009 - Количество страниц: 183 с. Москва, 2009 183 c. :

Объем: 183 стр.

Информация: Москва, 2009


Содержание:

Введение
Глава 1 Теоретические основы исследования интеллектуального потенциала
11 Методология исследования интеллектуального потенциала
12 Формирование интеллектуального потенциала в зависимости от состояния конъюнктуры рынков труда и образовательных услуг
13 Исследование интеллектуального потенциала субъектов рынка на основе теории ценности
Глава 2 Интеллектуальный потенциал на современном рынке труда
21 Влияние информатизации на качество интеллектуального потенциала
22 Повышение ценности интеллектуального потенциала в процессе воспроизводства
23 Экономические отношения работодателей и работников на рынке труда
Глава 3 Развитие интеллектуального потенциала субъектов рынка труда в информационной экономике
31 Усиление синергической взаимосвязи качества интеллектуального потенциала и высшего образования в информационно-образовательном пространстве
32 Совершенствование интеллектуального потенциала в результате конкурентного позиционирования трудовых ресурсов
33 Новый методологический подход к исследованию интеллектуального потенциала в инфокоммуникационном пространстве
34 Преобразование интеллектуального потенциала в процессе инновационно-интеллектуальной деятельности

Введение:

Актуальность темы исследования определяется необходимостью и возможностью повышения эффективности воспроизводства в связи с более рациональном использованием интеллектуального потенциала субъектов рынка труда в информационном обществе.
Современная информационная, наукоемкая и высокотехнологичная экономика существенно изменяет содержание и характер трудовой деятельности, когда интеллектуальный потенциал человека становится доминирующим ресурсом повышения конкурентоспособности. Высокое качество, интеллектуального потенциала дает возможность, минимизировать, влияние внешней среды на воспроизводство, стабильно и устойчиво развивать экономику. Устойчивое экономическое развитие требует, в свою очередь, формирования оптимальных условий наращиванияf интеллектуального потенциала, как непрерывного источника создания? конкурентных* преимуществ страны в мировой-экономике. Накопление трудового интеллектуального потенциала становится общемировой тенденцией.
B*i связи с развитием качественно новых средств коммуникаций' и компьютеризации- происходит формирование новых тенденций в интеллектуальном развитии трудовых способностей человека. Актуальность их исследования в мировом информационно-трудовом пространстве обусловлена следующими теоретическими и практическими причинами:
1. Современная интеллектоемкая, конкурентоспособная экономика требует учета единства и целостности системы "конкурентоспособность экономики-производитель-продукт" на основе увеличения- интеллектуальных способностей нации, использования предпринимательского потенциала каждого конкретного субъекта рынка труда.
2. Накопление интеллектуального потенциала субъектов рынка труда становится основой благосостояния наций.
3. Информатизация производства, усиление неценовой конкуренции выдвигают на первый план способность работника к техническим, технологическим и организационным инновациям, актуализации и накоплению знаний.
4. Проблема развития интеллектуального потенциала современного общества заняла центральное место в экономической теории.
В работе обоснована необходимость:
1) качественной модернизации интеллектуального потенциала трудовых ресурсов, повышающей эффективности его использования' в результате развития перспективных информационных и образовательных технологий;
2) развития партнерского сотрудничества субъектов рынка труда на основе расширения и-созданияi новых областей информационного сервиса; создания^ информационно-аналитических структур, позволяющих накапливать и анализировать, информацию о потребностях партнеров на рынках, способствующих взаимодействию- работодателей, работников, образовательных учреждений;
3) усиления-инвестиционной поддержки наращивания интеллектуального потенциала трудовых ресурсов, создания интеллектуального фундамента отечественной экономической системы.
Степень научной разработанности проблемы. Концепция развития интеллектуального потенциала трудовых ресурсов является комплексной, объединившей методологический потенциал теорий Анчишкина А.И., Арона Р., Бастиа Ф., Беккера Г., Белла Д., Бем-Баверка Е., Блауга М., Валь-раса Л., Веблена Т., Вейсброда Б., Визера Ф., Гойло B.C., Гэлбрейта Дж., Джевонса С., Друкера П., Дятлова С.А., Егизаряна Г.А., Жамина В.А., Иноземцева В:Л, Капелюшникова Р.И., Кендрика Дж., Кларка Б., Критского М.М., Маркса К., Маршалла А., Махлупа Ф., Менгера К., Пигу А., Свейби К.-Э., Смита А., Стерликова Ф.Ф., Стюарта Т., Сэя Ж.Б., Тихомирова В.П., Тоффлера А., Фишера И., Цвылева Р.И., Цыреновой Е.Д., Шульца Т., Шумо петера И., Янжула И.И. и др. На этом основании можно сделать вывод об' ее непреходящей важности и актуальности.
В то же время генезис научных идей и взглядов на развитие интеллектуального потенциала субъектов рынка труда характеризуется разнообразием подходов, отсутствием целостной концепции. Недостаточно изученными остаются многие теоретические аспекты, такие, как структура, особенности воспроизводства интеллектуального потенциала в информационном обществе, специфика экономических отношений в сфере его действия, конкурентное позиционирование трудовых ресурсов на рынке труда. В' настоящий момент еще не сложились отечественные научные школы, системно-комплексно решающие проблемы развития-интеллектуального потенциала. Имеющийся опыт развитых стран в области использования интеллектуального потенциала1 в воспроизводстве не может быть в полной мере применим кхегодняшним российским условиям.
Перед экономической наукой стоит задача расширения теоретического базиса, разработки нового направления исследования, состоящего в использовании междисциплинарных подходов к инновационному развитию интеллектуального потенциала в условиях информационно-технологического этапа развития социума. Существенно важным является* интеграция рыночных стратегий в систему перспектив развития интеллектуальных трудовых ресурсов как субъектов рынка, образования единого маркетингового информационного пространства.
Необходимость теоретических исследований специфики и новых тенденций развития интеллектуального потенциала в рыночном инфокоммуни-кационом пространстве в связи с их большой народнохозяйственной значимостью определили выбор и целевую направленность настоящего диссертационного исследования.
Цели'и задачи исследования. Основными целями диссертационной работы являются:
1. Теоретическое обоснование новых тенденций и особенностей развития интеллектуального потенциала в результате усиливающейся синерги-ческой зависимости его ценности и конкурентного позиционирования субъектов, рынка труда посредством исследования закономерностей и особенностей процесса интеллектуализации информационной экономики.
2. Нахождение взаимосвязи и взаимовлияния данных особенностей и тенденций на планируемый результат, минимизацию влияния внешней среды на устойчивое развитие воспроизводства.
Данные цели исследования предполагали решение следующих задач:
1) систематизация научных представлений о сущности и эволюции интеллектуального потенциала в отечественных и зарубежных экономических теориях;
2) исследование качественной определенности и направленности развития интеллектуального потенциала в контексте общецивилизационной динамики и смены экономических- парадигм на макро- и? микроуровнях отечественной экономики;
3) выявление содержания и формы экономических отношений позиционирования трудовых ресурсов на?рынке труда;
4) обоснование системы необходимой в информационном обществе коммуникации между работодателями, работниками и образовательными учреждениями;
5) разработка практических рекомендаций по использованию инног вационных информационных технологий для повышения ценности интеллектуального потенциала;
6) выявление основных проблем, связанных с накоплением отечественного интеллектуального трудового потенциала;
7) обоснование необходимости инновационного развития интеллектуального потенциала в едином инфокоммуникационом пространстве, повышающего конкурентоспособность работников в ходе их позиционирования на рынке труда.
Предметом исследования является качественная определенность развития интеллектуального потенциала в экономической теории и практике в связи с изменением содержания динамически развивающихся экономических отношений субъектов рынка труда в инфокоммуникационном пространстве, причины, тенденции и условия, детерминирующие этот процесс, а также теоретические подходы и методы к изучению явления.
Объектом исследования выступает интеллектуальный потенциал субъектов рынка труда как социально-экономическая форма невещественных элементов воспроизводства, основанных на знаниях, а также совокупность экономических инновационных отношений, возникающих в результате конкурентного позиционирования трудовых ресурсов на рынке в информационной экономике.
Гипотезой исследования принято предположение о том, что формирование, развитие и накопление интеллектуального потенциала станет инновационным, адекватным требованиям информационной рыночной экономики, если будут:
• выявлены и охарактеризованы основные проблемы и противоречия, связанные с формированием и накоплением отечественного интеллектуального трудового потенциала, адаптацией интеллектуальной трудовой деятельности к условиям информационного общества;
• обеспечено необходимое инвестирование в развитие интеллектуального потенциала субъектов рынка труда;
• уточнены аспекты, определяющие методологию системных изменений в отечественной коммуникационной, трудовой и образовательной сферах;
• разработаны практические рекомендации по использованию инновационных образовательных технологий в процессе развития интеллектуального потенциала субъектов рынка труда.
В-настоящее время формирование рациональных стратегий наращивания ценности интеллектуального потенциала на рынке труда является качественной слабоструктуризованной проблемой, которая может быть решена на основе объединения различных методов, с применением теории и практики информационной экономики.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в выявлении и теоретико-экономическом обосновании тенденций развития-интеллектуального потенциала субъектов рынка труда. Развитие интеллектуального потенциала рассмотрено в виде экономической модели конкуренции за ограниченные ресурсы, в которой выбор осуществляется на индивидуальном уровне. Экономический выбор сводится к совершенствованию организации, структуры и функций носителей' интеллектуального потенциала.
Наиболее существенные новые научные результаты, полученные лично автором, состоят в следующем:
Г. Проведено специальное исследование новых тенденций развития-интеллектуального потенциала субъектов рынка труда, что' позволяет сделать вывод об адаптации отечественных трудовых ресурсов, к рыночным: условиям.
Главной^ тенденцией является полное перемещение всех теоретических и практических проблем- этого понятия- в область качественных аспектов трансформации субъектов рынка труда. Эта трансформация, в свою* очередь, связана с новыми тенденциями: массовость.образования, что дает основания говорить о переходе к всеобщему высшему образованию в экономически развитых странах; коммерциализация образования; что привело к формированию целой отрасли мирового хозяйства — международному рынку образовательных услуг; информационная, трансформация, что вызывает необходимость, как минимум, пересмотреть формы доставки и оценки знаний в учебном процессе.
К другим тенденциям относятся: формирование интернационализации (Трудовых ресурсов, их постоянное интеллектуальное развитие влечение всей жизни.
В работе отмечены особые российские тенденции, связанные с демографическими процессами, на фоне которых трансформируется интеллектуальный потенциал.
Показано, что интеграция рынка труда и образовательных услуг, создание единого информационно-образовательного и инфокоммуникаци-онного пространства с установлением стандартов различных ступеней образования, системная интеграция интересов всех участников рынка труда, введение креативной трудовой деятельности, синтез методов традиционного и компьютерного образования; построение на основе информатизации системы опережающего развития интеллектуального потенциала субъектов рынка труда в ближайшее время будут являться основными.
2. Обоснована объективность новых экономических отношений, возникающих в инфокоммуникационном пространстве российского рынка труда, как совокупности конкурентных действий, направленных на изменение или удержание конкурентных позиций, занимаемых субъектами рынка.
Показано, что конкурентоспособность субъектов рынка труда определяется накопленным ими интеллектуальным потенциалом. Составляющими конкурентоспособности работника являются: показатели надежность профессиональных знаний, надежность личностного саморазвития.
Доказано, что интеллектуальный потенциал становится ключевым аспектом маркетинг-системы информационного общества.
3. Рынок труда рассмотрен как воспроизводящая система коммуникаций между носителем и потребителем интеллектуального потенциала, где ценность потенциала приобретает синергическое значение, выступая главным фактором мобильности, эффективности функционирования данного рынка. Доказано, что особенным стратегическим ресурсом развития интеллектуального потенциала субъектов рынка труда становится партнерство работников, работодателей, образовательных учреждений, их особенные инновационные возможности и преимущества, возникающие в результате инфокоммуникаций.
Выявлено, что оперативные инфокоммуникации партнеров позволяют: в едином инфокоммуникационном пространстве всех участников трудового процесса вести накопление, анализ и обобщение статистической информации о соответствии предложения специалистов их востребованности на рынке труда; прогнозировать потребности в их количестве и качестве, в итоге повышая социально-полезную отдачу интеллектуального потенциала субъектов рынка труда.
В процессе усиления коммуникаций субъектов рынка труда с учреждениями высшего образования экономические отношения модифицируются, создание единого инфокоммуникационого пространства приобретает особенное стратегическое значение в накоплении и развитии интеллектуального потенциала. В результате возникает объективная необходимость создания" организационной структуры, обеспечивающей коммуникации системы высшего образования с работодателями, стимулирующей инновационную активность, формирование глобальных сетей и новых отношений партнерства.
4. В работе доказана необходимость усиления интеграции рынков труда и образовательных услуг. При этом система образования, должна являться источником инновационных идей, а не должна1 подстраивается под рынок труда.
В процессе интеграции необходимы особенные системные изменения в высшем образовании, которые заключаются в совершенствовании:
• организационной структуры вуза на основе интегрированного подхода к развитию, что предусматривает внедрение системы образовательного менеджмента и образовательного маркетинга (как его подсистемы) -обязательного условия выявления и более полного использования потенциальных резервов роста конкурентоспособности субъектов рынка труда;
• финансово-экономической' системы вуза, необходимостью многоканального финансирования и кредитования качественного обучения в соответствии с требованиями интеллектоемкой экономики;
• функциональной системы вуза, которая должна рассматриваться как кибернетическая, иерархическая, многоаспектная самоорганизованная система в едином информационно-образовательном и инфокоммуникационном пространстве.
В результате данных- изменений подразумевается смена парадигмы содержания интеллектуального потенциала. Парадигма передачи знаний* должна, смениться парадигмой дееспособности, основанной на выявлении и передаче современных способов организации мыслительной работы человека.
5. Выявлено, что необходимым условием накопления интеллектуального потенциала субъектов'рынка труда, стратегическим ресурсом их воспроизводства является инвестирование в образование.
В современных- условиях инвесторы непосредственно влияют на развитие интеллектуального потенциала.
Сохраняется особая актуальность инвестирования^ в российское образование на макро-, мезо-,, микроуровне, расширения внебюджетного образования, институциональные изменения в сфере финансов; управления, имущества»^ проч., что приведет к развитию;новой тенденции в>воспроизводстве: возможной'замене трудовою деятельности новым типом4 креативной трудовой активности.
На защиту выносятся следующие результаты исследования:
• новые тенденции развития интеллектуального потенциала субъектов рынка труда, формирующие интеллектуальный потенциал как изменяющуюся самодостаточную систему, трудовой или предпринимательский ресурс, способный осуществлять нравственно-созидательную инновационную деятельность;
• объективная необходимость новых экономических отношений, на рынке труда при позиционировании носителей интеллектуального потенциала1 в-инфокоммуникационном пространстве, повышающее их конкурентоспособность;
• новое качество экономических отношений на рынке труда и образовательных услуг, которые заключается в развитии инновационных партнерских отношений между работниками, работодателями, образовательными учреждениями, их синергической взаимосвязи;
• необходимость смены парадигмы содержания интеллектуально потенциала, которая должна быть основана на использовании современных способов организации мыслительной работы субъекта рынка труда;
• синергическая взаимосвязь интеллектуального потенциала и эффективности функционирования рынка труда как воспроизводящей системы коммуникаций носителей и потребителей интеллектуального потенциала.
Достоверность и* обоснованность научных положений, выводов и рекомендаций-диссертационного исследования подтверждаются анализом значительного числа отечественных и зарубежных публикаций по- вопросам развития- интеллектуального потенциала субъектов' рынка труда, использованием государственной статистической отчетности и ведомственных аналитических материалов.
Теоретическая значимость работы: Работа носит теоретический^ характер. Выводы, к которым пришел автор в результате диссертационного исследования, уточняют и дополняют ряд методологических положений, по проблемам формирования и накопления интеллектуального потенциала. Теоретические положения и выводы могут использоваться как методологическая, основа в дальнейшем исследовании концепции накопления интеллектуального потенциала субъектов рынка труда при их конкурентном позиционировании. Выводы и рекомендации, содержащиеся в диссертации, направлены на систематизацию методов, критериев, показателей повышения уровня конкурентоспособности трудовых ресурсов.
Теоретические результаты исследования развивают методологические вопросы анализа экономического развития» как на макроэкономическом (накопление национального богатства, реализация интеллектуального потенциала страны), так и на микроэкономическом (использование трудовых ресурсов фирмы) уровнях.
Практическая,значимость работы. Выводы и результаты исследования доведены до уровня практических рекомендаций, направленных на рыночное развитие интеллектуального потенциала субъектов рынка труда, повышение его ценности в информационном обществе, в частности, в результате интеграции экономических отношений. { Материалы исследования могут быть применены для прогнозирования ситуации, складывающейся на российском рынках трудовых ресурсов j и образовательных услуг; формирования современного экономического мышления.
Положения диссертации расширяют возможности преподаваниям экономической теории, поскольку проблемы интеллектуального потенциала субъектов рынка труда раскрывают специфику отношений, в трудовой, образовательной и интеллектуальной сфере.
Материалы диссертационного исследования- могут быть положены в основу специальных учебных курсов по вопросам,идентификации, формирования ^развития трудовых интеллектуальных ресурсов в экономике современной России.
Достоверность и обоснованность полученных результатов доказывается в диссертации.
Методологическая основа работы базируется на принципах диалектической логики: объективности, единства и различия содержания и формы; системного подхода; статистических методов; эконометрического и сравнительного анализа; методов прогнозирования и моделирования; позитивного и нормативного подходов, индуктивного и дедуктивного методов исследования, структурно-функционального анализа.
В' работе применены методы сравнения, историко-логический, обобщения, классифицирования, статистики, использованы элементы си-нергетического подхода к анализу экономических отношений. Важное значение при проведении исследования имели концепции теории общественного блага, полезности и ценности.
Эмпирической базой исследования, обеспечивающей достоверность и надежность данных, послужили документы законодательных органов, постановления и указания Президента и Правительства Российской Федерации, официальные данные Госкомстата Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации, Всероссийского мониторинга социально-трудовой сферы, Международного экономического форума, факты, опубликованные в научной литературе, периодической печати, отчетной документации организаций, участвующих в исследовании.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты и положения диссертационного исследования докладывались на Международных, институтских и межвузовских конференциях, вошли в научные отчеты Межвузовского центра экономического образования Минобразования России, Института правовой экономики, отражены в опубликованных работах: монографиях, журнальных статьях, тезисах, общим объемом 13,2 п.л.
Объем и структура диссертации. Логика исследования определила структуру диссертации, которая включает в себя введение, три главы, девять параграфов, заключение, библиографический список, приложения.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 3135
Пароль: 3135
Скачать файл.
Просмотров: 124 | Добавил: Аня41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz