Пятница, 2024-09-20, 2:21 AM
Приветствую Вас Гость

Учебные материалы

Главная » 2014 » Август » 3 » Скачать Интеллектуально-творческая игра как средство обучения студентов : на примере дисциплин педагогического цикла. Груздова, Ольга бесплатно
5:58 AM
Скачать Интеллектуально-творческая игра как средство обучения студентов : на примере дисциплин педагогического цикла. Груздова, Ольга бесплатно
Интеллектуально-творческая игра как средство обучения студентов : на примере дисциплин педагогического цикла

Диссертация

Автор: Груздова, Ольга Геннадьевна

Название: Интеллектуально-творческая игра как средство обучения студентов : на примере дисциплин педагогического цикла

Справка: Груздова, Ольга Геннадьевна. Интеллектуально-творческая игра как средство обучения студентов : на примере дисциплин педагогического цикла : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Груздова Ольга Геннадьевна; [Место защиты: Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т] Пенза, 2007 224 c. : 61 07-13/2647

Объем: 224 стр.

Информация: Пенза, 2007


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ
11 Социально-педагогические аспекты становления игры как компонента культуры личности
12 Особенности обучения студентов в процессе игры
13 Компетентная педагогическая деятельность как фактор успешности обучения студентов в процессе игры
ГЛАВА II ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРЫ
21 Диагностика готовности студентов к обучению в процессе игры
22 Описание выводов и результатов опытно-экспериментальной работы

Введение:

Актуальность исследования. Деятельность основных социальных институтов в последние десятилетия характеризуется структурно-содержательными изменениями, которые связаны с динамичным развитием всех сфер общества. Это определяет необходимость изучения проблемы повышения качества подготовки будущих специалистов, что взаимосвязано с развитием структуры и содержания их обучения.
Это обуславливает потребность в анализе процесса дальнейшего совершенствования обучения будущих педагогов и использование им нетрадиционных форм, методов и средств в подготовке студентов к педагогической деятельности.
Инновационные основы изменений в системе обучения специалистов взаимосвязаны, в частности, с обращением внимания педагогов к культурологическим основам этого процесса, среди которых одно из главных мест занимает игровая деятельность интеллектуально-творческой направленности.
Необходимость исследования по данной проблеме взаимосвязана с существующими значительными недостатками в работе молодых учителей и воспитателей (Ю.К. Бабанский [9], Н.В. Кузьмина [75], Ф.Н. Гоноболин [37], В.А. Сластенин [137]), чья деятельность требует коррекции, основанной на готовности педагогов реализовать совокупность знаний и умений, полученных и формируемых в вузе.
Однако, выпускники педагогических университетов, в большинстве имеющие достаточную фундаментальную подготовку, слабо владеют современной методикой диагностики готовности учителей и учащихся к обучению и воспитанию; реализации акмеологических и аксиологических основ коррекции педагогического действия; не квалифицированно анализируют педагогические ситуации, не умеют использовать в процессе общения с детьми игровые ситуации.
Налицо противоречие: с одной стороны, повышение требований к качеству обучения выпускников педагогических вузов; с другой, недостаточный уровень сформированности общепедагогической готовности, с которой молодые педагоги имеют возможность реализовать себя на достаточном уровне педагогической компетентности.
Анализ состояния проблемы показывает, что большие возможности для ее решения представляет поиск новых методов, средств, форм, технологий обучения. Основной недостаток современного состояния по обучению будущих педагогов состоит в преобладании вербальных технологий, реализуемых зачастую на авторитарной и репродуктивной основе взаимодействия преподавателя и студентов.
Современное состояние образования в России требует готовности будущих педагогов к активной, творческой и продуктивной педагогической деятельности, результатом которой является своевременная и компетентная коррекция педагогических действий учителей и воспитателей, объективно имеющих недостаточную практическую подготовку.
Решение этой проблемы заключается в организации игровой формы обучения студентов педагогического вуза, которая обеспечила их максимальную приближенность к реальной педагогической деятельности.
В последние годы в педагогике и психологии высшей школы разрабатываются проблемы, связанные с использованием активных методов обучения студентов в структуре общепедагогической подготовки (Е.Н. Дмитриева [42], К.М. Дурай-Новакова [47], О.П. Морозова [98], J1.B. Филиппова [156]), в формировании у них определенных педагогически значимых личностных качеств (М.А. Викулина [27], Н.М. Косова [69], Ю.В. Пахомов [164], Н.В. Цзен [164]).
К активным методам обучения (АМО) исследователи относят игры, анализ ситуаций, решение задач, игровое проектирование (О.С. Газман [33], В.М. Григорьев [39], А.К. Коленеченко [65], О.Д. Минаков [90], О.В. Миновская [92], Е.М. Минскин [93], С.А. Мухина [101], Ф.В. Повшедная [118], Л.Ф. Спирин [142], В.А. Трайнев [150], И.В. Трайнев [151], Л.П. Фатеева [154], С.А. Шмаков [167], Л.Б. Шнейдер[169]).
Для понимания сущности игры важное значение имеют фундаментальные работы по философии, культуре, психологии, социологии (М.В. Демина [44], И.С. Кон [67], Д.И. Фельдштейн [155] и др.).
Теоретической базой игрового обучения служат исследования по фундаментальным вопросам дидактики (С.И. Архангельский [6], В.В. Давыдов [41], JI.B. Занков [54], В.В. Краевский [72], Н.Д. Никандров [103] и др.).
Основные вопросы игры раскрываются на фоне общих закономерностей обучения и развития личности (JI.C. Выготский [31], А.Н. Леонтьев [81], СЛ. Рубинштейн [129], Д.Б. Эльконин [177], а так же Д. Брунер [22], Ж. Пиаже [114] и др.).
Большое значение для характеристики роли игры в деятельности и обучении будущего педагога имеют работы О.С. Газмана [33], JI.M. Ивановой [64], Г.П. Щедровицкого [172].
За последние пятнадцать лет различные аспекты игрового обучения в педагогическом и социально-психологическом образовании были рассмотрены в исследованиях (В.П. Бедерхановой [12], В.В. Семеновой [133], Г.В. Фролова [161], А.С. Харченко [162] и др.).
В ряде исследований анализируются проблемы:
• психологических закономерностей формирования и развития общего и профессионального самосознания (Ю.М. Забродин [51], Н.Д. Левитов [80], А.К. Маркова [110], Е.И. Рогов [106], Е.С. Романова [127], Л.Д. Столяренко [146], В.Д. Шадриков [165] и др.);
• совершенствования системы специального образования (Е.А. Климов [63], В.В. Петухов [107], А.И. Смирнов [139], В.Д. Шадриков [165] и др.);
• психологических критериев профессионального роста личности (А.К. Маркова [110], Л.М. Митина [95] и др.);
• различных аспектов гуманистической парадигмы обучения (В.П. Бездухов [13], Ю.Н. Кулюткин [84], Г.С. Сухобская [84] и др.);
Игры могут бать реализованы в процессе обучения студентов на репродуктивном, продуктивном и творческом уровнях. В современном психологопедагогическом знании выделяются следующие виды игр: физические и психологические игры и тренинги, интеллектуально-творческие игры, социальные игры, комплексные игры.
Так как педагогическая деятельность предполагает необходимость подготовки студентов к творческой самореализации, мы учитывали значимость именно интеллектуально-творческой игры. В педагогике и в психолого-педагогическом знании общепринято выделять интеллектуально-творческие игры в педагогическом аспекте, поэтому под интеллектуально-творческой игрой мы понимаем специфический способ организации обучения студентов на основе ситуаций педагогической помощи, в которых студент занимает определенную ролевую позицию и побуждается к вариативному педагогическому действию.
Интеллектуально-творческую игру можно рассматривать как комплекс специально созданных педагогических ситуаций, сочетающих рациональные и эмоциональные компоненты учебной деятельности педагогов и имеющих в своей основе имитацию их педагогической деятельности.
Анализ психолого-педагогической литературы и педагогической практики позволил нам выявить противоречие между возросшими требованиями к качеству обучения будущих педагогов в условиях динамичного развития системы образования и наличием деструктивных социальных влияний на молодое поколение, коренной переоценки содержания моральных и нравственных ценностей и концептуально-технологической недостаточностью обеспечения обучения специалистов в области образования.
С учетом выявленного противоречия проблема исследования может быть сформулирована следующим образом: каковы особенности улучшения обучения будущих педагогов средствами интеллектуально-творческой игры на основе компетентного действия преподавателя педагогических дисциплин.
Объект исследования: процесс обучения будущих педагогов в педагогическом вузе.
Предмет исследования: интеллектуально-творческая игра как средство подготовки студентов к педагогической деятельности.
Цель исследования - выявить особенности эффективного использования интеллектуально-творческой игры в процессе обучения будущих педагогов.
Исходя из цели, объекта и предмета исследования были определены задачи:
• охарактеризовать содержание и структуру обучения будущих педагогов в процессе интеллектуально-творческой игры;
• выявить возможности и особенности компетентного действия преподавателя педагогических дисциплин в обучении будущих педагогов средствами интеллектуально-творческой игры;
• разработать критерии и показатели эффективного обучения будущих педагогов с помощью интеллектуально-творческих игр;
• разработать и опытно-экспериментально обосновать модель и алгоритм компетентного взаимодействия преподавателя педагогических дисциплин и будущих педагогов средствами интеллектуально-творческой игры.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой эффективность обучения будущих педагогов существенно возрастет, если:
• в процессе интеллектуально-творческой игры у будущих педагогов развиваются умения, самостоятельность, самодостаточность и трудолюбие, внутренняя учебная мотивация и практическая направленность учебных действий; реализуется совокупность критериев и показателей, способствующих эффективности исследуемого процесса;
• взаимодействие преподавателей и студентов в процессе использования интеллектуально-творческой игры основано на реализации следующих особенностей: насыщение студентов необходимой информацией; формирование опыта реализации игровой позиции; побуждение студентов к личностному саморазвитию;
• на основе системно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов и компетентного действия преподавателя вуза обеспечивается включение в процесс изучения дисциплин педагогического цикла интеллектуальнотворческой игры, как средства обучения будущих педагогов;
• на этапе внедрения интеллектуально-творческой игры в практику обучения студентов педагогического вуза осуществляется специальная подготовка будущих специалистов на основе моделирования игровых ситуаций;
• разработаны модель и алгоритм компетентного взаимодействия преподавателя педагогических дисциплин и будущих педагогов средствами интеллектуально-творческой игры.
Методологическую основу данного исследования составляют: системно-деятельностная, акмеологическая, аксиологическая и личностно-ориентированная концепции формирования личности будущего специалиста, а также философская и психолого-педагогическая теории о механизмах творчества, закономерностях межличностных отношений, особенностях развития личности в игровой деятельности.
Отдельные вопросы научного поиска решались на основе следующих идей: социального воспитания и личностного подхода в коллективном воспитании А.В. Мудрика [100]; принципа единства сознания и деятельности (А.В. Брушлинский [24], А.Н. Леонтьев [81], С.Л. Рубинштейн [129] и др.); принципа субъектности и субъективности (К.А. Абульханова-Славская [2], Б.Г. Ананьев [4], В.А. Петровский [113], С.Л. Рубинштейн [129], В.И. Слободчиков [138] и др.); особенностей восприятия и понимания личностью отношений к себе и другим (А.А. Бодалев [19], В.Н. Мясищев [18]); положений гуманистической психологии (А. Маслоу [29], К. Роджерс [125]); теоретических положений о педагогической поддержке в образовании (О.С. Газман [33], Н.Н. Михайлова [96], С.М. Юсфин [96]); концепции регулирования социального взаимодействия личности Л.В. Байбородовой [30]; игрового взаимодействия И.И. Фришман [148]; концепции реализации игры в обучении молодежи (О.С. Газман [33], С.А. Шмаков [167], Г.П. Щедровицкий [172] и др.); теории соотношения интеллектуально-творческой игры и готовности студентов к педагогической деятельности (Н.В. Кузьмина [75], Л.Ф. Спирин [142] и др.).
Теоретической основой исследования явились: фундаментальные научные положения психологии, дидактики и теории воспитания о сущности и роли эмоций в жизни и деятельности человека (Б.Г. Ананьев [4], JI.C. Выготский [31], Н.Д. Левитов [80], А.Н. Леонтьев [81], С.Л. Рубинштейн [129], А.А. Смирнов [87], Д.Н. Узнадзе [152], П.М. Якобсон [179] и др.); теория игровой деятельности (Л.С. Выготский [31], С.Л. Рубинштейн [129], Д.Б. Эльконин [177]); идеи педагогических концепций игры (Н.П. Аникеева [5], С.А. Шмаков [167], Г.П. Щедровицкий [172]); исследования Б.В. Куприяновым [76] и А.Е. Подоби-ным [77] ситуационно-ролевой игры как средства социального воспитания, воспитательных потенциалов игры Е.А. Салиной [131]; положения об особенностях личностного развития в подростковом возрасте (Л.И. Божович [20], В.И. Слободчиков [138], Д.И. Фельдштейн [155], Д.Б. Эльконин [176] и др.); совокупность представлений о педагогических технологиях в работах М.В. Кларина [62], Г.К. Селевко [132]. При анализе основных проблем исследования учитывались результаты педагогического поиска А.Г. Кирпичника [141], А.Н. Лу-тошкина [105] и других.
Реализация поставленных выше задач предполагает использование следующих методов исследования:
• теоретических (теоретический анализ литературы по проблеме исследования);
• эмпирических (метод включенного наблюдения; анкетирование; интервьюирование; обобщение опыта работы преподавателей педагогических дисциплин; опытно-экспериментальная работа по подготовке студентов к педагогической деятельности, формированию их готовности к активному познавательному участию в процессе игрового взаимодействия);
• методов статистической обработки результатов исследования.
Исследование проводилось в несколько этапов.
На первом этапе (2002-2003гг.) работа включала в себя анализ состояния проблемы в педагогической, психологической, философской литературе, формирование теоретической концепции диссертации, разработку программы опытно-экспериментальной работы. Проводилось пилотажное исследование.
На втором этапе (2003-2005гг.) был уточнен методический аппарат формирующего эксперимента; продолжалась опытно-экспериментальная работа по использованию интеллектуально-творческой игры как средства обучения будущих педагогов на основе компетентного действия преподавателя педагогических дисциплин.
На третьем этапе (2005-2007гг.) проводилось обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, оформлялось диссертационное исследование, разрабатывались научно-методические рекомендации, осуществлялось их внедрение в деятельность образовательных учреждений.
Опытно-экспериментальная база исследования - Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г. Белинского, МОУ СОШ № 13, 30, 37, 47, 55 (г. Пенза).
Научная новизна исследования состоит в том, что:
• уточнено понятие «интеллектуально-творческая игра»;
• выявлены возможности, особенности интеллектуально-творческой игры в обучении будущего педагога и закономерности их реализации в учебном процессе педагогического вуза;
• разработаны пути реализации, показатели и критерии оценки эффективности исследуемого процесса.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
• выявлены возможности интеллектуально-творческой игры как средства обучения студентов педагогического вуза;
• разработана модель компетентного взаимодействия преподавателей вуза и студентов, направленного на их подготовку к активному учебному действию в процессе интеллектуально-творческой игры;
• выявлена необходимость использования системно-деятельностного, личностно-ориентированного, акмеологического и аксиологического подходов для обоснования особенностей эффективной реализации интеллектуально-творческой игры в обучении студентов;
• определены критерии и показатели развития у будущих педагогов качеств и свойств личности в процессе интеллектуально-творческой игры.
Практическая значимость работы состоит в том, что в ней разработаны и внедрены модель и алгоритм обучения будущих педагогов в процессе интеллектуально-творческой игры на основе компетентного действия преподавателя педагогических дисциплин; рекомендации, направленные на повышение эффективности обучения будущих педагогов на основе решения социально-педагогических задач.
Материалы и выводы исследования могут быть использованы в педагогических вузах при проведении семинарских и практических занятий по педагогическим дисциплинам; а также в процессе переподготовки кадров в ИПК и ПРО.
Достоверность и обоснованность проведенного исследования обеспечена его методологической и теоретической базой, адекватностью использованных методов целям и задачам исследования, успешной апробацией выдвинутых положений в педагогической практике.
Апробация результатов исследования. По разработанным автором комплексу интеллектуально-творческих игр и методическим рекомендациям к их использованию проводились практические занятия с преподавателями педагогических дисциплин кафедры педагогики и психологии профессионального обучения Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. Различные аспекты проблемы, раскрывающие основные положения диссертации и материалы, полученные в ходе исследования, были отражены и доведены до научной общественности в виде публикаций и выступлении автора на научных конференциях, от внутривузовского до международного уровня («Проблемы теории и практики подготовки современного специалиста» (г. Н-Новгород); «Проблемы реформирования российского образования» (г. Ульяновск); «Ценностные подходы к организации учебно-воспитательного процесса в высшей школе» (г. Рязань); «Психология и педагогика современного образования в России» (г. Пенза)), кафедральных методических объединениях (2003-2007 гг.).
Выполненное исследование является частью комплексной научно-исследовательской программы «Социально педагогические и психологические основы профессиональной социализации кадров в процессе их подготовки и переподготовки», осуществляемой на кафедре «Педагогика и психология профессионального обучения» ПГПУ им. В.Г.Белинского.
Положения, выносимые на защиту:
• интеллектуально-творческая игра рассматривается как специфический способ организации обучения студентов на основе ситуаций педагогической помощи, в которых студент занимает определенную ролевую позицию и побуждается к вариативному педагогическому действию;
• критерии и показатели влияния компетентного действия преподавателя дисциплин педагогического цикла в учебном процессе на уровень готовности студентов к проявлению в процессе интеллектуально-творческой игры необходимых умений и базовых личностных характеристик (самостоятельности, активности, самодостаточности и др.), мотивации к педагогической профессии и стремления к личностному саморазвитию;
• модель обучения будущих педагогов в процессе игры и алгоритм компетентного взаимодействия преподавателя педагогических дисциплин и будущих педагогов, реализующийся в виде мотивационного, диагностического, деятель-ностного, регулятивного и прогностического этапов побуждения студентов к активному участию в интеллектуально-творческой игре;
• основные особенности реализации компетентного взаимодействия преподавателя педагогических дисциплин и будущих педагогов в процессе реализации интеллектуально-творческих игр, а именно: насыщение студентов необходимой информацией; формирование опыта реализации игровой позиции; побуждение студентов к личностному саморазвитию.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 3135
Пароль: 3135
Скачать файл.
Просмотров: 89 | Добавил: Аня41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz