Главная » 2014»Июнь»28 » Скачать Институционализация религиозной модели общества. Островская, Елена Александровна бесплатно
10:51 PM
Скачать Институционализация религиозной модели общества. Островская, Елена Александровна бесплатно
Институционализация религиозной модели общества
Диссертация
Автор: Островская, Елена Александровна
Название: Институционализация религиозной модели общества
Справка: Островская, Елена Александровна. Институционализация религиозной модели общества : диссертация доктора социологических наук : 22.00.01 Санкт-Петербург, 2003 390 c. : 71 04-22/30
Объем: 390 стр.
Информация: Санкт-Петербург, 2003
Содержание:
Введение
Глава
I Теоретико-методологические основания социологической концепции институционализации
1 Теоретико-методологические предпосылки концепций институционализации 2, Концепция институционализации Т Парсонса и ее дальнейшая разработка в трудах Р Дарендорфа и П Блау
3 Радикальная социологизация концепции институционализации в теориях общества Т Лукмана и П Бергера, Н Лумана
Глава
II Возможности и перспективы методологической конвергенции концепций религии К Маркса и Ф Энгельса, М Вебера, Э Дюркгейма, Т Парсонса
1 Историко-материалистическая концепция религии: религия как форма самосознания общества
2 Тип харизматического господства в концепции религии М Вебера
3 Ценностно-нормативная система и социальная структура общества в концепциях религии Э Дюркгейма и Т Парсонса
Глава
III Теория институционализации традиционных религиозных идеологий
1 Аналитическая схема институционализации традиционных религиозных идеологий Социологическая реконструкция религиозной модели общества на индобуддийском историко-культурном материале
3 Типы и способы институционализации мировых религий: буддизм в Тибете и тибетской диаспоре
Заключение
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Введение:
Настоящая диссертационная работа посвящена изучению процессов институционального оформления религий в различных типах обществ. Ее замысел направлен на теоретико-социологическое выявление стадий институционализации религии и роли религиозной модели общества в эволюционных социальных изменениях. Этот замысел реализуется в двух взаимодополняющих аспектах исследования: в разработке теоретико-методологического инструментария, пригодного для социологического анализа процессов закрепления, функционирования и самовоспроизведения религий в обществе, и в применении такого инструментария к изучению конкретного объекта институционализации буддизма в Тибете VII XVII вв. и в современной тибетской диаспоре на территории Индии. Актуальность темы исследования. Истекшее десятилетие ознаменовалось непрерывно нарастающей тенденцией вовлечения национальных государств Азии в глобализацию интеграцию в единый мирохозяйственный комплекс на основе либерально-рыночной экономики и либерально-демократической системы ценностей. Как показали события тек>тцей политической истории, этот процесс, сопровождающийся размыванием историко-культурного своеобразия и традиционного уклада незападных обществ, протекает отнюдь не бесконфликтно. Экономические и социально-политические противоречия глобализации породили международный терроризм, межэтнические конфликты и локальные войны, принимающие в общественном сознании форму религиозно-идеологического противостояния Востока «постхристианскому» Западу. Это указывает, в частности, на серьезную нехватку социологических знаний о роли традиционных религиозных идеологий в эволюционных изменениях незападных обществ. Несмотря на отчетливое осознание чрезвычайной важности этой проблемы в сфере политических практик, она до сих пор не получила своего теоретического разрешения с позиций социологии религии. И на то существуют причины, коренящиеся в истории становления данной дисциплины ее предмета и методологии. Социология религии как научная дисциплина получила свое преимущественное развитие в США и странах Западной Европы в ходе изучения роли христианства в западных обществах. Свои теоретико-методологические подходы и понятийнотерминологаческий аппарат она черпала непосредственно из макроуровневых социологических теорий общества. Важность разработки теории среднего уровня, объясняющей процессы институционализации традиционных религаозных идеологай в различных типах обществ, вплоть до нашего времени не осознавалась специалистами в области социологии религии. А между тем, помимо создания такой теории невозможно обрести адекватное научное понимание историко-культурного и социальнополитического становления незападных обществ, в которых религиозный фактор выполняет весьма значительную роль. Религиозные модели обществ, возникшие в рамках различных традиционных релипюзных идеологий и институционально внедренные на определенном историческом этапе в социально-политическую практику западных и незападных обществ, обусловили собой историко-культурное разнообразие человеческих социумов, устойчиво воспроизводящееся на протяжении многих и многих столетий. Однако процессы институционализации традиционных религиозных идеологий и органичные для этих рщеологий религиозные модели общества оказываются неисследованными, так как социология религии не располагает теоретико-методологическим инструментарием, приспособленным для их изучения. Актуальность разработки теории институционализации традиционных религиозных идеологай, учитывающей органичные религиозные модели общества, обусловлена как минимум четырь.мя факторами. Во-первых, слабой социологической изученностью процессов функционирования традиционных религиозных идеологий, механизмов их закрепления и воспроизводства в эндемичных зонах (т.е. в зонах первичного возникновения) и в зонах последующего распространения. В этой связи современная дискуссия в области социологии религии о процессах глобализации религии и о судьбах традиционных религий в современном мире представляется весьма ограниченной именно по своим теоретико-методологическим основаниям. Она практически сведена к обсуждению таких частных вопросов, как возникновение внецерковных форм религиозности, «приватизация» и «индивидуализация» религии. Во-вторых, оказываются существующие теоретико-методологические к изучению подходы к исследованию религии, религрюзных институтов и организаций в большинстве своем несостоятельными конфликты, сообществ, применительно возникновение появление нехристианских религиозных идеологий. Такие характерные для современного мира проблемы, как этнорелигиозные этнорелигиозных новых детерриторизованных беспрецедентных форм исторически институционализации традиционных релипюзных идеологий в глобальном масштабе требуют для своего разрешения разработки такого теоретического инструментария, который располагал бы определенной универсальностью, т.е. соответствовал бы задачам исследования различного социокультурного материала. Именно теория инстит>ционализации традиционных религиозных идеологий только и может служить как теория среднего уровня источником такого инструментария. В-третьих, изучение комплексных социально-экономических, политических, культурных изменений, которые происходят в настоящее время в незападных обществах в связи с глобализацией, настоятельно нуждается в социологическом анализе типов и способов институционализации традиционных религиозных идеологий, характерных для этих обществ, поскольку религиозный фактор может тормозить подобные изменения либо стимулировать их. И," наконец, в-четвертых, актуальность темы диссертационного исследования продиктована «традиционное необходимостью общество». теоретически Ни в валидного осмысления социологии, понятия ни в теоретической культурной/социальной антропологии до сих пор не выдвинуто эксплицитное определение этого понятия. Социологические и антропологические исследования процессов социального аналитическими изменения в различных оппозициями типах обществ оперируют общество», категориальными «община «бесписьменная культура современное общество». Но такие категории предельно абстрактны и в силу этого бедны содержательно. При методологической опоре на них неплодотворно вытесняется из фокуса исследовательского внимания атрибутивная характеристика традиционных структуры обществ внутренняя конкретной обусловленность формой их институциональной исторически религиозной идеологии, которая воспроизводится в соответствии с письменно зафиксированной и канонизированной инвариантной моделью функционирования данной религии в обществе. Эта атрибутивная характеристика традиционных обществ отчетливо отмечена в трудах классиков теоретической социологии К. Маркса и Ф. Энгельса, М. Вебера, Э. Дюркгейма, Т. Парсонса (и его ученика Р. Беллы, внесшего значительный вклад в методологию указанная изучения традиционных социумов), обществ, разработавших выявленная наряду с макроуровневыми теориями общества и социологические концепции религии. Однако характеристика традиционных классиками теоретической социологии и социологии религии, не была подвергнута дальнейшей аналитической интерпретации. Необходимо отметить, что обращение западных социологов к всестороннему сравнительному изучению теоретического наследия Маркса и Энгельса, Вебера и Дюркгейма наметилось только в 70-х гг. XX в., а ревизия содержащихся в их трудах концепций религии началась десятилетием позднее в середине 80-х гг. В