Четверг, 2024-09-19, 10:50 PM
Приветствую Вас Гость

Учебные материалы

Главная » 2014 » Август » 29 » Скачать Информационное обеспечение межгосударственной интеграции содружества независимых государств : Правовые и организационные бесплатно
8:30 AM
Скачать Информационное обеспечение межгосударственной интеграции содружества независимых государств : Правовые и организационные бесплатно

Информационное обеспечение межгосударственной интеграции содружества независимых государств : Правовые и организационные аспекты

Диссертация

Автор: Закупень, Татьяна Васильевна

Название: Информационное обеспечение межгосударственной интеграции содружества независимых государств : Правовые и организационные аспекты

Справка: Закупень, Татьяна Васильевна. Информационное обеспечение межгосударственной интеграции содружества независимых государств : Правовые и организационные аспекты : диссертация доктора юридических наук : 12.00.13 Москва, 1999 419 c. : 71 00-12/10-5

Объем: 419 стр.

Информация: Москва, 1999


Содержание:

Введение
Раздел I Теоретические и методологические проблемы создания единого информационного пространства Содружества Независимых Государств
Глава 1 Понятие и сущность информационного обеспечения интеграционных сообществ
Глава 2 Информационные потребности интеграционных структур СНГ, их цели, задачи и принципы
Глава 3 Особенности информационного пространства государств - участников СНГ в области социально-экономической интеграции
Глава 4 Контуры теоретической модели организации современного информационного пространства СНГ и его нормативно-правовой защиты
Раздел П Концептуальные и организационно-правовые механизмы информационного обеспечения межгосударственной интеграции в рамках СНГ
Глава 5 Состояние информационного пространства интеграционных структур и существующего правового поля вокруг них
Глава 6 Основы законодательного регулирования информационного обеспечения взаимодействия СНГ
Глава 7 Механизмы организационно-правового обеспечения информационной безопасности государств СНГ
Раздел III Направления совершенствования правового регулирования информационного обеспечения межгосударственной интеграции в рамках СНГ
Глава 8 Рационализация правового регулирования сбора, анализа и распространения информации в органах межгосударственного сотрудничества СНГ
Глава 9 Разработка и внедрение современных автоматизированных систем информационного обеспечения государств-участников СНГ
Глава 10 Развитие и оптимизация информационной инфраструктуры государств - участников СНГ: организационно-правовые аспекты
Глава 11 Нормативно-правовые и организационные механизмы формирования и развития информационного пространства СНГ

Введение:

Россия и все государства - участники СНГ политически, экономически и духовно крайне заинтересованы в воссоздании на новой основе и развитии всесторонних связей в рамках Содружества Независимых Государств.
Сегодняшний уровень интеграционных процессов, который отвечал бы насущным потребностям стран Содружества, по оценкам многочисленных экспертов, правительственных органов, является крайне низким и не отвечает геополитическим интересам населения этой территории, принципам национальной безопасности проживающих на ней народов, их историческим связям.
Процессы новой интеграции развиваются медленно, не сформирована даже концептуальная основа их взаимовыгодного экономического и культурного взаимодействия. Экономические преобразования в Содружестве Независимых Государств в 1992-1995 годах проводятся в трудных условиях, обусловленных разными факторами.1
Главной проблемой для всех государств остается преобладание внешних связей над связями внутри СНГ. Причем, основной формой экономических связей в СНГ остается торговля (энергоресурсами, сырьем, продовольствием), а не совместная разработка сложной наукоемкой продукции или проектирование и реализация инвестиционных проектов.2
На глубину кризиса в области интеграции влияет ряд взаимосвязанных причин, анализ которых дается во многих
1 См. об этом: Материалы Международной конференции "Экономические реформы в странах СНГ: некоторые итоги и перспективы" // Вестник МПА, 1996 г. - № 1 (12). - С. 159.
2 См.об этом: Строев Е.С., Бляхман Л.С., Кротов М.И. Экономика Содружества Независимых Государств накануне третьего тысячелетия. - М., 1998. - 480 с. источниках.3 Особо сказывается отсутствие необходимого информационного и правового пространства, которые, являясь важными рычагами межгосударственного регулирования,оказывают соответствующее влияние на формирование экономического, научно-технического, образовательного и культурного пространства, осуществление общих инвестиционных и экономических проектов, проведение согласованной внешнеэкономической политики, на улучшение условий включения стран СНГ в общеевропейский и евразийский интеграционные процессы.
Отставание в этом отношении очень зримо на фоне процессов, происходящих в государствах Европейского Союза. При этом важно подчеркнуть, что источники права Европейского Союза имеют высшую юридическую силу по сравнению с законодательством государств - членов СНГ, непосредственно наделяют граждан (и юридических лиц) правами и обязанностями, защита которых возлагается прежде всего на судебные органы государств - членов Европейского Союза.4
Совершенно очевидно, что необходимо использование в СНГ положительного опыта Европейского Союза, прошлого опыта бывшего СССР, других интеграционных сообществ. Сегодня, на мой взгляд, имеется огромное и углубляющееся противоречие между перезревшими потребностями в интеграции всех стран СНГ на новой основе в интересах всех народов и теми экономическими, социальными и культурными результатами, которые получены в разных сферах реальной интеграции.
Решение такой проблемы требует многосторонних исследований, прежде всего теоретического осознания места и роли
3 Семенов С.С. Интеграционные процессы в странах СНГ и их влияние на развитие экономики Российской Федерации. - М.: Издание Государственной Думы, 1997 ; Выступления участников "круглого стола" - "Соотношение права СНГ и международного права" - М., 1997 и др.
4 Подробнее в кн.: Основы права Европейского Союза. М., 1997. информации в отражении и стимулировании интеграционных процессов. Отсюда актуальность темы исследования.
Степень научной разработанности проблемы. С одной стороны, имеется немало научных исследований в сфере управления и информации, в том числе и правовой природы информации, заслуженно связываемых с именами таких авторов, как А.Б.Агапов, Г.В.Атаманчук, Ю.М.Батурин, И.Л.Бачило, А.Б.Венгеров, В.Н.Иванов, К.К.Колин, В.А.Копылов, Б. В. Кристальный, В.Г.Машлыкин, И.С.Мелюхин, С.С.Москвин, Б.Н.Паньшин, Н.С.Полевой, А.Г.Рамазанов, М.М.Рассолов, И.Д.Тиновицкая, Ю.А.Тихомиров, И.И. Юзвишин и др. С другой - приходится констатировать, что большинство из них посвящаются теоретическим аспектам информации и управления, а также рассмотрению процессов информатизации в Российской Федерации и мировой системы. Тема информационного обеспечения именно межгосударственной интеграции в рамках СНГ, особенно ее правовой аспект, в научной литературе освещена крайне недостаточно. Практически не исследованы не только основы законодательного регулирования информационных процессов СНГ, но и само законодательство Содружества. Более того, подписываемые в рамках интеграционного взаимодействия государств - членов СНГ межгосударственные соглашения не только не доводятся до заинтересованных лиц, органов и служб, но и крайне недостаточно освещаются средствами массовой информации и публикуются в печати.5
Современная ситуация такова, что соответствующее информационное обеспечение и его надлежащее регулирование правом является предпосылкой успешного развития интеграционных процессов стран СНГ, их сближения на взаимовыгодной основе. Вышесказанным и определены объект и предмет, цели и задачи исследования.
Объект исследования: интеграционные процессы в странах СНГ, информационное пространство стран - членов СНГ и его организационно-правовой аспект.
Предмет исследования: состояние информационного пространства и механизмы его совершенствования организационно-правовыми ресурсами.
Цель исследования: оценить состояние информационного пространства в рамках имеющейся реальной ситуации в странах СНГ. Предложить меры его улучшения прежде всего средствами оптимизации организационных структур и норм права.
Задачи исследования:
• уточнить теоретические проблемы информатизации и создания единого информационного пространства для интеграционных сообществ;
• выявить информационные потребности интеграционных структур Содружества, их цели, задачи и принципы;
• раскрыть особенности информационных потребностей, информационного пространства участников СНГ в области социально-экономической интеграции;
• на основе мирового опыта, прежде всего государств -членов Европейского Союза, представить две теоретические модели: организации современного информационного пространства для интеграционных систем и модели их нормативно-правовой защиты; оценить состояние информационного пространства интеграционных структур Содружества и существующего правового пространства вокруг них; выявить перспективные структуры правового регулирования сбора, обработки и распространения информации (прежде всего экономической) в органах межгосударственного сотрудничества СНГ;
• исследовать современные средства автоматизированных систем информационного обеспечения государств - участников СНГ (АСИО СНГ) и на основе современных методов социального и математического моделирования выработать меры оптимизации как информационно-справочного обеспечения в области экономической интеграции СНГ, так и ее правовой защиты;
• предложить модель рационализации информационного пространства СНГ и его нормативно-правового регулирования с учетом современных требований интеграционных потребностей.
Теоретическую и методологическую основу диссертационного исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых и практиков в области права, государственного управления, информатики и информатизации общественных процессов, системного анализа, компьютеризации управления. При рассмотрении поставленных вопросов автор пользовался такими научными методами, как системный подход (анализ), программно-целевой, сравнительно-правовой, функциональный и другими.
Правовую базу исследования составили заключенные к началу 1998 года в рамках СНГ 900 документов многостороннего характера, принятые Советами глав государств, глав правительств, министров иностранных дел СНГ, более 60 модельных законов по сближению и гармонизации национальных законодательств, разработанных
Межпарламентской Ассамблеей СНГ, уставные документы 64 органов межгосударственного взаимодействия СНГ, около 100 нормативных актов и документов в области информации, подписанных странами - членами ЕС. Большую пользу в понимании проблемы и разработке предложений по ее решению принесли нормативные материалы по вопросам информационных отношений в основных координирующих институтах государств - участников СНГ (положения, инструкции, соглашения об информационном взаимодействии, акты приемо-сдаточных испытаний информационно-поисковых систем и т.д.), информационного обеспечения высших органов государственной власти и управления Российской Федерации, а также документы, регулирующие информационные процессы в государственном управлении в целом. Изучено в историческом аспекте также соответствующее законодательство СССР, РСФСР, ряда зарубежных стран.
Многие суждения автора основаны на архивных данных, материалах научных семинаров и конференций, архивов и периодической печати. Диссертант привлек также значительный фактический и статистический материал, полученный из его собственной практики в данной области и обобщения опыта работы Департаментов по вопросам Содружества Независимых Государств и регионального развития Аппарата Правительства Российской Федерации, Отдела Администрации Президента Российской Федерации по взаимодействию с органами Содружества Независимых Государств, Комитета по вопросам СНГ Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Исполнительного Секретариата СНГ.
Существенным источником познания практики стало личное участие соискателя в ряде совещаний и "круглых столов" по улучшению информационного взаимодействия стран Содружества, проводимых Исполнительным Секретариатом СНГ в г.Минске, организации проведения заседаний Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ, написании к 5-летию образования СНГ в составе авторского коллектива стран Содружества юбилейного издания книги "СНГ - портрет на фоне перемен" Мн.:Панграф, 1996 г. В материалах диссертации использован опыт автора по осуществлению постоянного обмена информацией между Исполнительным Секретариатом СНГ и Управлением правительственной информации Аппарата Правительства РФ через распределительную сеть телевизионного вещания стран Содружества - систему "ТВ-Информ" и информационную систему "СЕКОРС". Кроме того, был использован собственный практический опыт в подготовке проектов соглашений по информационному взаимодействию между Управлением правительственной информации Аппарата Правительства РФ и Исполнительным Секретариатом СНГ, издании информационно-аналитического бюллетеня Аппарата Правительства Российской Федерации "Россия - СНГ".
Научная новизна исследования определяется сущностью проблемы информационного обеспечения межгосударственной интеграции Содружества Независимых Государств в период формирования новых интеграционных связей государств СНГ, отвечающих современным принципам демократии, суверенитета и рыночной экономики.
Настоящая работа является первым комплексным исследованием, в котором в рамках предмета и методов юридической науки предпринята попытка оценить состояние информационного пространства и существующего правового поля вокруг него в странах СНГ. Наряду с теоретическими аспектами акцент делается на рассмотрении практических вопросов информационного взаимодействия государств - участников Содружества, содержательных аспектов информации, проходящей через межгосударственные институты СНГ. Показывается особая роль экономической и правовой информации в процессах интеграции стран СНГ.
Особое внимание уделяется необходимости создания общего информационного пространства как инструмента обеспечения интеграционного единства государств СНГ и его соответствующего правового регулирования. По мнению автора, от того, насколько адекватно задачам межгосударственного сотрудничества формируется информационное пространство, прямо зависит эффективность межгосударственной интеграции, действенность системы права межгосударственного сообщества, оценивается уровень устойчивости развития интеграционного объединения и, в конечном счете, определяется благополучие граждан государств, входящих в Содружество.
На защиту выносятся теоретические положения, выводы и практические предложения, составляющие авторскую концепцию организационно-правового совершенствования информационного обеспечения межгосударственной интеграции Содружества Независимых Государств. В этой связи анализируются три основных "блока" проблем, выделенных отдельно по разделам исследования.
В первом (теоретическом) блоке раскрывается сущность информационного обеспечения межгосударственной интеграции мировых интеграционных сообществ, определяются принципы и методологические подходы построения системы информационного обеспечения межгосударственных структур, выделены наиболее существенные ее компоненты и раскрыта функциональная структура системы информационного обеспечения органов интеграционного взаимодействия, определена структуризация информационного пространства в виде информационных систем и разработано авторское определение информационного пространства как территории распространения информации с помощью конкретных компонентов системы информационного обеспечения.
Обосновывается вывод об отсутствии правовых и информационных механизмов влияния на интеграционные процессы в СНГ, вскрыт объективный характер зависимости принятия качественных управленческих решений от поступления в интеграционные структуры СНГ единой, целостной, основанной на комплексном подходе информации, особенно по вопросам экономического взаимодействия.
Аргументируется положение о том, что реальный выход из интеграционного кризиса - создание качественного информационного пространства СНГ на основе целостной концепции реформирования национальных информационных структур с учетом глобальных процессов становления новой социально-экономической системы СНГ.
Построена теоретическая модель организации информационного пространства СНГ и его нормативно-правовой защиты, предусматривающая разработку особой государственной стратегии и комплексный подход к формированию информационного пространства, исходя из трех направлений, которые условно можно назвать технократическим, идеологическим и правовым.
Во втором блоке, исходя из построенной теоретической модели информационного пространства, делаются выводы:
• информационное пространство государств Содружества не является пока достаточно развитым рынком информационнотелекоммуникационных услуг, а общая ситуация с точки зрения его качества не может быть признана удовлетворительной и имеет свои особенности: техническая отсталость информационной инфраструктуры, недостаточное внимание к проблемам вхождения СНГ в информационное общество, ориентация на использование зарубежных технических средств и т.д.;
• правовое поле, окружающее информационное пространство СНГ, характеризуется отставанием в развитии информационного законодательства, выражающегося в нечеткости и расплывчатости многих документов, существенном расхождении многосторонних документов и национального законодательства, отсутствием отлаженного механизма реализации договоров и соглашений, заключенных в рамках СНГ;
• пока еще нет достаточно четкого представления о том, что такое информационное законодательство государств - участников СНГ, каковы его составляющие, не определена сфера правового регулирования. В диссертации определяется, что законодательство в области информации и информатизации является элементом системы общего права СНГ и входит составной частью практически во все нормативные правовые акты общего права СНГ. Оно может быть представлено специальными нормативными правовыми актами, целиком посвященными проблемам этого законодательства, а также нормативными правовыми актами разных видов и тематики, содержащими отдельные нормы права в данной области. Основу специальных нормативных правовых актов в информационной сфере составляют договоры (соглашения) Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ;
• при формировании информационного пространства СНГ возникает противоречие между потребностями Содружества в расширении свободного обмена информацией и необходимостью сохранения определенных ограничений на ее распространение, разрешить которое можно путем создания системы информационной безопасности - организационно-правовой совокупности специальных органов, средств, методов и мероприятий в странах СНГ, обеспечивающих защиту информации от разглашения, утечки и несанкционированного доступа.
В третьем блоке обосновываются следующие направления по совершенствованию информационно-правового обеспечения межгосударственной интеграции:
• рационализация правового регулирования сбора, анализа и распространения информации в органах межгосударственного сотрудничества путем интеграции информационных ресурсов различных межгосударственных структур, упрощения процедуры взаимного обмена информацией, внедрения в практику двусторонних соглашений о соответствующем информационном взаимодействии, повышения статуса действующих в органах межгосударственного сотрудничества аналитических служб, заключения Соглашения об информационном обеспечении органов межгосударственной интеграции, предусматривающего, в частности, конкретные жесткие меры ответственности за качество предоставленной информации;
• создание на основе национальных информационных систем единой автоматизированной системы информационного обмена между государствами - участниками СНГ (АСИО СНГ), объединяющей информационные ресурсы стран Содружества, фундаментальные исследования и научные разработки в области информатизации, координирующей методологически и организационно усилия, и использующей весь существующий информационный потенциал СНГ; развитие и оптимизация информационной и коммуникационной инфраструктуры стран - участниц СНГ на межгосударственном, национальном, территориальном и отраслевом уровнях путем гибких правовых и экономических мер, соединения государственных интересов с коммерческой инициативой - так называемый подход "направляемой информатизации", когда саморазвитие процесса протекает в условиях действия системы ограничений и стимулов, определяющих границы существования процесса и желательные направления его развития - налоги, льготы, выборочное государственное финансирование. Это позволяет, сохраняя все преимущества самоорганизации и саморазвития процесса, сократить время его протекания и избежать при этом излишних затрат;
• совершенствование нормативно-правовых и организационных механизмов формирования и развития информационного пространства путем проведения соответствующей государственной политики, закрепленной в соответствующих законодательных актах, выражающих не только принципиальное отношение каждого из государств СНГ к существующей проблеме, но и их конкретизирующие действия и намерения по достижению поставленных целей и идеалов. Реализацию выработанной стратегии возложить на Межгосударственный совет по сотрудничеству в сфере информации и телекоммуникаций и Транснациональную финансово-промышленную группу - как инструмент реализации межгосударственных проектов.
Вместе взятые "блоки" рассмотренных вопросов с соответствующими выводами составляют авторскую концепцию совершенствования информационного обеспечения межгосударственной интеграции стран СНГ. Она понимается как обеспеченное правом и поддержанное организующей силой всех государств Содружества целенаправленное функционирование единого информационного пространства СНГ по всемерному содействию интеграционного взаимодействия стран - членов СНГ в условиях рыночной экономики.
Практическая значимость исследования определяется его ориентацией на решение актуальных проблем межгосударственной интеграции Содружества Независимых Государств, реальной возможностью применения ряда выработанных диссертантом предложений и рекомендаций в улучшении работы с информацией в интеграционных структурах СНГ. Теоретические выводы исследования могут служить основой для совершенствования законодательства в области информации и информатизации как на уровне всего СНГ, так и каждого входящего в его состав государства. Предлагаемые автором направления улучшения информационного обеспечения межгосударственной интеграции в рамках СНГ могут оказать практическое влияние на создание оптимальной системы информационного взаимодействия государств Содружества.
Апробация результатов исследования. В диссертационном исследовании содержится ряд конкретных рекомендаций, которые успешно использованы и продолжают использоваться Правительством Российской Федерации в процессе взаимодействия с информационными службами государств - членов СНГ.
Итоги авторских исследований изложены на межрегиональных и международных совещаниях, семинарах и встречах руководителей информационных подразделений, ученых и практиков по актуальным проблемам информационного обеспечения процессов управления, межгосударственной интеграции, правовой информатики, а также опубликованы в 30 научных работах, в том числе пяти монографиях и учебных пособиях. Формой реализации научных выводов автора была также подготовка целого ряда методических рекомендаций для администраций субъектов Федерации по улучшению информационного взаимодействия.
В основу работы положены компьютерные курсы лекций, подготовленные диссертантом для учебно-методического кабинета кафедры государственного управления и правового обеспечения государственной службы РАГС при Президенте Российской Федерации.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 3135
Пароль: 3135
Скачать файл.
Просмотров: 197 | Добавил: Аня41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz