Четверг, 2024-09-19, 10:57 PM
Приветствую Вас Гость

Учебные материалы

Главная » 2014 » Июль » 24 » Скачать Информационная культура как условие социализации личности в современном российском обществе. Тычкова, Татьяна Вячеславовна бесплатно
2:49 AM
Скачать Информационная культура как условие социализации личности в современном российском обществе. Тычкова, Татьяна Вячеславовна бесплатно
Информационная культура как условие социализации личности в современном российском обществе

Диссертация

Автор: Тычкова, Татьяна Вячеславовна

Название: Информационная культура как условие социализации личности в современном российском обществе

Справка: Тычкова, Татьяна Вячеславовна. Информационная культура как условие социализации личности в современном российском обществе : диссертация кандидата социологических наук : 22.00.04 / Тычкова Татьяна Вячеславовна; [Место защиты: Краснодар. ун-т МВД России] - Москва, 2009 - Количество страниц: 172 с. ил. Москва, 2009 172 c. :

Объем: 172 стр.

Информация: Москва, 2009


Содержание:

Введение
Глава 1 Теоретико-методологические основы исследования личности в информационном обществе
11 Социализация личности в условиях социетальной трансформации российского общества
12 Личность в контексте перехода к глобальному информационному обществу
13 Информационная культура личности как основа формирования информационного общества
Глава 2 Социализация молодежи и ее информационная культура в условиях становления российского информационного общества
21 Особенности социализации молодежи в трансформирующемся российском обществе
22 Проблемы формирования информационной культуры личности в современной России
23 Анализ влияния информационной культуры личности на социализацию студентов вуза

Введение:

Актуальность темы исследования
Сегодня, когда Россия входит в глобальное информационное общество, большую актуальность приобретают проблемы формирования информационной культуры и успешной социализации личности в трансформирующемся социокультурном пространстве. В обществе нарастают социальные противоречия, так как большинство его норм и институтов было направлено на трансляцию алгоритмов поведения в достаточно стабильной и прогнозируемой социальной среде.
Сегодня российское общество сталкивается с новыми угрозами и вызовами, предъявляющими высокие требования к интеллектуальным и адаптивным способностям человека, а также к институтам, способствующим социализации. Одна из главных угроз - консервация бедности в российском обществе - во многом обусловлена низкой информационной культурой и неэффективными процессами социализации личности. Ведь одной из существенных причин бедности в современном мире является информационное неравенство, в том числе недостаточное развитие информационной культуры.
Эта проблема весьма актуальна в России, где наблюдается высокая неравномерность интеграции социальных слоев в информационное пространство; многочисленные социальные группы россиян сегодня не имеют возможности и мотивации к формированию информационной культуры. Отсутствие интереса к знаниям и возможностям информационно-коммуникационных технологий (или ограничение данного интереса только рекреационными возможностями) снижает интеллектуальные, творческие способности человека, его экономическую и социальную активность, ограничивает мобильность, возможности получения образования и многих других услуг. В условиях нарастающего переизбытка информации и подвижности всех социальных структур такие группы не могут формировать адекватных, успешных моделей поведения и становятся все более социально не защищенными.
Таким образом, существует противоречие между потребностями российского общества в условиях вхождения его в глобальное информационное пространство в информационно образованных гражданах и невозможностью бедных слоев населения повысить свою информационную культуру, что порождает цифровую бедность и создает социализационные проблемы.
Социализация личности всегда была тесно связана с семьей и системой образования. Но в информационном обществе эти социальные институты, как и многие другие, подвергаются трансформации. Все более важными факторами социализации становятся сетевые коммуникации, развитие в социуме наук, искусств, преобладающие ценности и формы духовной жизни. Значение имеют также господствующие механизмы экономических отношений, стабильность и демократичность политической системы, наличие институтов, действительно эффективно способствующих реализации прав человека.
Развитие информационного общества и глобализация социальных отношений диктуют новые актуальные цели социализации человека - на первый план выдвигаются творческие, креативные способности, способности аналитического, системного и дискурсивного мышления, высокие адаптивные способности, высокая стрессоустойчивость, толерантное социальное поведение.
Степень научной разработанности проблемы
Актуальность темы определяется также отсутствием общепринятого в социологии понимания феномена информационной культуры и его роли в становлении и социализации личности в условиях информационного общества.
Изучение информационного общества начато в 60-х годах XX столетия работами Д. Белла, Дж. Масуде, Т. Стоуньера, А. Тоффлера, А. Турена и многих других ученых1. Исследования социальных, культурных и духовных процессов в информационном обществе связаны, прежде всего, с тенденциями постмодерна и разработкой идей о «мозаичности», отсутствии системности, децентрации, концепциями симулякров и виртуального пространства. Это работы Ж. Бодрийяра, Ж. Делеза, Ж. Лиотара, М. Постера и других ученых. Многие ученые рассматривают проблемы социальных трансформаций, связанных с ростом информационных процессов, не используя терминологический аппарат теории информационного общества. Но вместе с тем они предлагают собственную методологическую базу для научных исследований процессов информатизации и глобализации социальной жизни, а также процессов социализации в информационном обществе. Это работы Э. Гидденса, Дж. Гершуни, Ю. Хабермаса, Г. Шиллера и других3.
Различные аспекты глобального информационного общества, информационной культуры исследовались в трудах Дж. Барлоу, М. Кастельса, М. Маклюэна, Ф. Уэбстера, Ф. Фукуямы 4; в отечественных работах И. Алексеевой, Э. Андреева, А. Елякова, Т. Ершовой, К. Колина, А. Миронова, JI. Нургалеевой, В. Поруса, В. Ратиева, И. Соколовой, А. Урсула, В. Федотовой, Н. Хренова и других ученых5.
1 Bell D. The Coming of Post Industrial Society: A Venture in Social Forecasting. Harmondsworth, 1973; Masuda Y. The Information Society as Postindustrial Society. Washington, 1983; Стоуньер Т. Информационное богатство: профиль индустриальной экономики // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986; Toffler A. The Third Wave. Collins, 1980; Touraine A. The Post-Industrial Society. N.-Y., 1971.
2 Baudrillard J. Simulacra and Simulation, University of Michigan Press, 1994; Делез Ж. Различие и повторение. СПб., 1998; Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М., 1998; Poster М. CyberDemocracy: Internet and the Public Sphere. American Cultural Studies: A Reader, New York, 2000.
3 Giddens A. Social Theory and Modem Sociology. Cambridge, 1987; Gershuny J. Post-Industrial Society: The Myth of The Service Economy // Futures. 1977, №9; Habermas J. Communication and the Evolution of Society. Heinemann, 1979; Schiller H, New Information Technologies and Old Objectives // Science and Public Policy, Desember, 1984.
4 Барлоу Дж. Декларация независимости киберпространства // Информационное общество: Сб. М., 2004; Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. М., 2000; Маклюэн М., Понимание медиа: внешние расширения человека. М., 2007; McLuhan М. The Gutenberg galaxy. L., 1962; Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М., 2004; Фукуяма Ф. Великий разрыв. М., 2003.
5 Алексеева И.Ю. Возникновение идеологии информационного общества // Информационное общество. 1999. №1; Еляков А.Д. Информационная перегрузка людей // СОЦИС. 2005. №5; Ершова Т. В. Информационное общество - это мы. М., 2008; Информатизация и образование XXI века: монография / Е. Н. Пасхин, В. Г. Тупало, А. Д. Урсул. М., 2007; Колин К.К. Россия и мир на пути к информационному обществу // Открытое образование. 2006. № 4 (57); Нургалеева Л. В. Основы информационной цивилизации в опыте культурологического исследования // Формирование дисциплинарного пространства культурологии. Вып. 11. СПб., 2001; Порус В.Н. Обжить катастрофу. Своевременные заметки о духовной
Теоретические основы социализации заложены в работах Э. Дюркгейма, Ф. Знанецкого, Т. Парсонса, Н. Смелзера, У. Томаса6, а также отечественных ученых М. Кагана, А. Ковалевой, И. Кона, А. Мудрика, В. А. Ядова и других7. В методологическом плане социализацию личности исследовали также Ч. Кули, Дж. Мид8. Проблемы, связанные с процессами социализации личности в России, изучали Т. Баранова, П. Волкова, И. Гудовский, Г. Дилигенский, Ю. Левада, М. Попов, М. Рябова, В. Шалин и другие9. Вопросы социализации подростков и молодежи, особенности молодежных субкультур исследовались в работах А. Запесоцкого, Ю. Зубок, С. Иконниковой, С. Левиковой, В. Левичевой, В. Магуна, А. Маршака, Е. Омельченко, В. Чупрова и других10.
Проблемы, связанные с трансформацией российских особенностей социализации личности в ходе реформ, исследовались А. Арефьевым, Ю. Волковым, Ю. Зубок, В. Кузнецовым, А. Левинсоном, В. Мельниковым, Г. культуре // Вопросы философии. 2005. №11; Ратиев В. В. Социокультурные проблемы становления информационного общества в России. Ростов н/Д., 2005; Соколова И. В. Социальная информатика. - М., 2008; Социально-гуманитарное знание и образование: новые реалии, иные измерения, информационная безопасность: монография / Э.М. Андреев, А.В. Миронов. М., 2001; Федотова В.Г. Факторы ценностных изменений на Западе и в России // Вопросы философии. 2005. №11; Хренов Н.А. Культура в эпоху социального хаоса. М., 2004.
6 Дюркгейм Э. Социология: Ее предмет, метод, предназначение. М., 2008; Парсонс Т. О структуре социального действия. М., 2002; Смелзер Н. Социология. М., 1994; Thomas W., Znaniecki F. The polish peasant in Europe and America. Chic., 1918-1920.
Каган M. С. Человеческая деятельность. M., 1974; Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория // Социологические исследования. 2003. № 1; Кон И. Социология личности. М., 1967; Мудрик А. В. Социализация вчера и сегодня. М., 2006; Ядов В. А. Диспозиционная концепция личности // Социальная психология. Л., 1979.
8 Кули Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок М., 2000; Mead G.H. Mind, Self and Society. Chicago, 1936.
9 Баранова T.C. Теоретические модели социальной идентификации личности // Психология самосознания. Самара, 2003; Волкова П. С. Философия образования: монография. М., 2002. .; Гудовский И. В. Социализация личности в образовательном процессе: маргинальный аспект: монография. Красноярск, 2005; Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М., 1994; Левада Ю.А. Ищем человека: Социологические очерки. 2000-2005. М., 2006; Попов М Ю Правовая социализация личности как ресурс становления социального порядка в российском обществе. Монография М.-2006.; Рябова М. Социализация личности и текст: методологический и социально-философский аспекты. Саранск, 2003; Шалин В. В. Толерантность. Культурная норма и политическая необходимость: Монография. Ростов н/Д., 2000.
10 Запесоцкий А.С. Дети эпохи перемен: их ценности и выбор // Социологические исследования. 2006. № 12; Левикова С. И. Две модели динамики ценностей культуры (на примере молодежной субкультуры) // Вопросы философии. 2006, №4; Магун B.C. Российские трудовые ценности. Идеология и массовое сознание. М., 2005; Маршак А. Л. Социология культурно-духовной сферы. М., 2007; Омельченко Е.Л. Идентичности и культурные практики российской молодежи на грани XX-XXI веков; дне. .д-ра социол. наук. M., 2006; Чупров В.И., Зубок Ю.А. Молодежь в общественном воспроизводстве: проблемы и перспективы. M., 2000.
Осиповым, В. Чупровым и многими другими учеными11.
Однако вопросы влияния информационной культуры на личность в процессе социализации в условиях трансформирующейся и входящей в мировое информационное общество России до настоящего времени не нашли еще должного отражения в социологической науке.
Объектом диссертационного исследования является процесс социализации личности в современном российском обществе, предметом — информационная культура личности как условие результативности социализации.
Целью настоящей работы является исследование специфики социализации личности в условиях формирующегося в современной России информационного общества. Задачи исследования:
• обосновать теоретико-методологическую базу исследования процессов формирования информационной культуры и социализации личности; выявить особенности и проблемы социализации и ресоциализации личности в условиях социетальных и информационных трансформаций, происходящих в современном российском обществе;
• определить влияние глобализационных процессов, формирования информационного общества, цифрового неравенства на личность и выявить проблемы формирования информационной культуры личности в современной России;
• дать социологическую интерпретацию понятия «информационная культура личности» и определить ее место и значение в структуре информационного общества, разработать критерии оценки информационной культуры личности;
11 Арефьев А.Л. Поколение, которое теряет Россия // Социологические исследования. 2002. №8; Волков Ю. Г. Манифест гуманизма. (Идеология и гуманистическое будущее России). - М., 2000; Зубок Ю. А. Проблема риска в социологии молодежи. М., 2003; Левинсон А. Г. Как изменились траектории мужской социализации // Куда пришла Россия. Итоги социетальной трансформации / под общ. ред. Т. Заславской. М., 2003; Осипов Г.Н., Кузнецов В.Н. Социология и государственность. М., 2006; Чупров В. И., Зубок Ю. А., Уильяме К. Молодежь в обществе риска. М., 2001.
• выявить основные проблемы социализации молодежи в трансформирующемся российском обществе, разработать критерии оценки социализированное™;
• определить основные проблемы и тенденции информационной культуры личности в современной России;
• проанализировать силу и характер зависимости социализированности от информационной культуры личности, провести типологический анализ респондентов по признакам информационной культуры личности и социализированности, выявить характеристики нормы информационной культуры личности, необходимой для успешной социализации в современном российском обществе. Методологической базой диссертационного исследования являются основные теории и концепции информационного общества (концепция «постиндустриализма» Д. Белла, сетевая концепция М. Кастельса, концепция «исторического разрыва» Ф. Фукуямы), а также социологические теории Дж. Мида, теория «двойной структурации» Э. Гидденса12. В работе используются такие методы социологических исследований как системный и системно-деятельностный подходы, структурно-функциональный анализ, статистический анализ, методы наблюдения и сравнения.
Эмпирической основой исследования являются статистические данные, данные социологических исследований Фонда «Общественное мнение», ВЦИОМ, Левада-центра и других исследовательских организаций и отдельных ученых13, а также результаты полевых социологических исследований, проведенных автором в городе Саратове в 2006 - 2007 гг.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечиваются: методологической аргументированностью исходных теоретических положений; логической структурой построения исследования;
12 Giddens A. Social Theory and Modern Sociology. Cambridge, 1987; Кастельс M. Информационная эпоха // Экономика, общество и культура. М., 2000; Фукуяма Ф. Великий разрыв. М., 2003.
13 www.fom.ru;www.levada.ru;http://wciom.ru/ использованием статистического анализа данных анкетного опроса с помощью программных средств SPSS и MS Excel.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:
• выявлены основные проблемы социализации и ресоциализации личности в условиях социетальной трансформации и становления информационного общества в России;
• дана авторская социологическая интерпретация понятия информационной культуры личности;
• обосновано, что информационная культура личности становится основой культуры информационного общества;
• разработана методика оценки информационной культуры и социализированное™ личности;
• доказано, что социализированное^ зависит от уровня информационной культуры личности, определена корреляция умеренной силы;
• определена норма информационной культуры личности, необходимая для нормального протекания социализационого процесса.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Основными проблемами, связанными с социализацией личности в России в эпоху вхождения в информационное общество, являются проблемы информационной бедности, а также проблемы, связанные с «наложением» на риски и угрозы информатизации и глобализации рисков и угроз социетальной трансформации. Информационная культура становится фактором редуцирования цифрового неравенства и способна разорвать взаимопорождающую зависимость бедности материальной и информационной и, следовательно, способствовать успешной социализации.
2. Учитывая возросшую роль индивида в информационном обществе, можно сказать, что информационная культура личности становится главным основанием культуры информационного общества. Именно культура личностей, групп и сетей постепенно начинает доминировать над целостными культурами макроуровней - культурами наций, стран, государств, классов и т.д.
3. Понятие информационная культура личности имеет узкий и широкий смыслы:
• в узком смысле информационная культура личности - совокупность информационно-социальных («инфосоциальных») качеств человека, позволяющих ему успешно интегрироваться и функционировать в формирующемся информационном обществе;
• в широком смысле информационная культура личности это основа культуры информационного общества, выполняющая структурирующую, воспроизводящую и развивающую функции.
4. Наиболее существенными инфосоциальными качествами личности, составляющими ее информационную культуру, являются: самоощущение в формирующемся информационном обществе; информационное ориентирование, в частности на рынке труда; информационная компетентность в профессии; информационная стрессоустойчивость; поведенческие установки, роли в связи с характером использования информационных технологий; активность применения ИКТ в работе, учебе, быту; инфокоммуникативность (соотношение традиционных и инновационных способов, видов коммуникаций); самооценка уровня компьютерной грамотности; структура информационных потребностей; информационная избирательность (критичность).
5. В современном российском обществе для успешной социализации личность должна обладать следующими качествами, представляющими минимально необходимый уровень информационной культуры личности: владение ПК на уровне квалифицированного пользователя и применение их в профессии, готовность, восприимчивость к новым
ИКТ, широкая структура информационных потребностей и мотивов, рациональное сочетание традиционных и инновационных способов получения информации, наличие информационной стрессоустойчивости, толерантности, гибкости, избирательности.
6. Высокая информационная культура личности содействует социализации личности и является ее необходимым условием в современном трансформирующемся российском обществе. Практическая значимость исследования состоит в том, что оно может способствовать разработке концепций государственного управления в сфере образования и молодежной политики; основные положения и выводы диссертации могут быть использованы в практике обучения в высшей школе, в том числе при подготовке педагогических кадров, социологов, профессиональных специалистов в области государственного и муниципального управления. Апробация работы
Основные положения работы обсуждались на конференциях:
• научно-практическая конференция «Традиции и инновации в социальной педагогике». Самара, Самарский государственный университет, 9-10 июня 2004 г.
• межвузовская научно-практическая конференция «Российское общество: цивилизационные горизонты трансформации». Саратов, Институт социального образования (филиал) РГСУ в г. Саратове, 3 декабря 2004 г.
• всероссийская научно-практическая конференция «Информационные технологии в политическом, социальном и экономическом менеджменте». Саратов, Поволжская академия государственной службы имени П.А. Столыпина, 29 ноября 2005 г.;
• Всероссийская научная конференция «Перспективы самоорганизации современных обществ в стратегиях глобального развития». Саратов, Гуманитарный учебно-научный центр ИСПМ Саратовского государственного технического университета, 9 декабря 2005 г.;
• Всероссийская научно-практическая конференция «Современное социально-экономическое развитие России: тенденции, перспективы, проекты». Наро-Фоминск, филиал РГСУ в г. Наро-Фоминске, 21-22 апреля 2006 г.;
• Всероссийская научно-практическая конференция «Пути и механизмы обеспечения конкурентоспособности российских регионов». Саратов, Поволжская академия государственной службы им. П. А. Столыпина, 18 апреля 2007 г.;
• Международная научно-практическая конференция «Социально-гуманитарное знание: поиск новых перспектив». Пенза, Пензенский государственный университет, ноябрь 2008 г.
Результаты исследования обсуждались на заседании кафедры социологии и связей с общественностью Российской академии предпринимательства и опубликованы в печати.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, библиографии и приложений.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 3135
Пароль: 3135
Скачать файл.
Просмотров: 113 | Добавил: Аня41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz