Четверг, 2024-09-19, 10:57 PM
Приветствую Вас Гость

Учебные материалы

Главная » 2014 » Август » 18 » Скачать Государственная политика современной России в отношении Русской Православной Церкви : Социологический анализ. Яковлев, Анатолий бесплатно
10:49 PM
Скачать Государственная политика современной России в отношении Русской Православной Церкви : Социологический анализ. Яковлев, Анатолий бесплатно

Государственная политика современной России в отношении Русской Православной Церкви : Социологический анализ

Диссертация

Автор: Яковлев, Анатолий Анатольевич

Название: Государственная политика современной России в отношении Русской Православной Церкви : Социологический анализ

Справка: Яковлев, Анатолий Анатольевич. Государственная политика современной России в отношении Русской Православной Церкви : Социологический анализ : диссертация кандидата социологических наук : 23.00.02 Саратов, 2005 119 c. : 61 06-22/250

Объем: 119 стр.

Информация: Саратов, 2005


Содержание:

Введение
Раздел 1 Место и роль Православной Церкви в социальной структуре российского общества
Раздел 2 Социокультурные и правовые основы взаимоотношений государства и Православной Церкви в Российской Федерации
Раздел 3 Основные направления и формы деятельности православной Церкви в современных условиях *

Введение:

Религия - это один из важнейших социальных институтов функционирующих практически в любой социальной системе и выполняющий важные для общества функции. Ее можно охарактеризовать как сложное многоуровневое социальное образование, формы и смысл существования которого определяется потребностью индивида и общества.
Социология рассматривает религию в ее отношении к обществу, анализирует ее связь с организацией общественной жизни. Эта связь двусторонняя. Как бы ни оценивалось и ни интерпретировалось воздействие общества на религию, социология не может не признавать сам факт такого воздействия хотя бы потому, что в отличие от теологии понимает изменения в содержании религии и формах ее организации как результат действия естественных, эмпирически фиксируемых сил, в первую очередь социальных. Могут быть разными оценки и объяснения роли религии в создании, поддержании и изменении социального порядка, формировании личности, но именно изучение воздействия религии на общество и является главным делом социологии религии.
В результате социологического анализа религия предстает как социальный феномен. Образ религии, создаваемый социологией, определяется преследуемыми ею целями познания социальных явлений и возможностями, «разрешающей способностью» применяемых ею методов. Этот образ отличается от того, каким видит и изображает религию психолог, философ или историк. Это похоже на то, как если бы портрет одного и того же человека писали художники, представляющие разные школы. Определение религии, которое дает или может дать социология, не должно рассматриваться как исчерпывающее и достаточное, ибо религия не исчерпывается социальным аспектом - процессами взаимодействия с обществом, социальными функциями и т.д., т.е. тем комплексом вопросов, который ограничен рамками доступного для социологических методов исследования религии.
Социологическое определение религии имеет смысл лишь как часть более общего понятия религии. Религия - человеческий феномен, который объединяет в себе культурную, социальную и личностную системы в некое значимое смысловое целое. Все эти элементы организованы в структуры, которая воздействует на процессы изменения и развития общества.
Важное место в функционировании религии занимают религиозные социальные организации, в частности Русская Православная Церковь.
В настоящее время, когда вопросы религии и церкви тесно связаны с мироощущением современного человека, рассмотрение функций и роли церкви как неотъемлемой части общества становится особо актуальным.
В условиях возрождения духовности в современной России, общество стоит перед необходимостью переосмысления отдельных этапов своего развития. Взаимоотношения Православной церкви и государства находятся в стадии совершенствования и в последние годы подверглись значительным изменениям, поэтому изучение этих проблем отвечает современным потребностям общества.
Актуальность темы исследования. Современная Россия переживает сложный процесс трансформации всех сфер общественной жизнедеятельности, включение их в русло рыночных отношений и утверждение демократических принципов их функционирования.
Политические, социально-экономические и социокультурные преобразования затронули и такую составную часть духовной сферы российского общества как религия. Демократизация общественной жизни изменили положение и отношение к религии как социального института и религиозных организаций, в частности, Русской Православной Церкви.
В настоящее время, когда общество стоит не только перед необходимостью переосмысления своей истории, но и поиска национальной идеи дальнейшего своего развития, проблема взаимоотношения государства и Русской Православной Церкви становятся особо актуальными как в научном, так и в практическом плане.
Актуальность и значимость рассматриваемой проблемы, определяется тем, что основными чертами современной ситуации, в т.ч. и в духовной сфере, является нестабильность, противоречивость жизни, функционирования социальных институтов и социальных организаций.
В Российской Федерации процессы политических и социально-экономических преобразований сопровождались демократизацией религиозной сферы, в частности, сняты ранее существовавшие ограничения на культовую и иную деятельность религиозных организаций и участие в ней граждан, идет интенсивный, охватывающий многомиллионные массы процесс «возрождения религии» и ее широкого вхождения в современную российскую действительность.
Характерными чертами религиозной ситуации в Российской Федерации является: во-первых, общее число религиозных объединений, чьи уставы зарегистрированы в органах юстиции, возросло по сравнению с 1985 годом почти в пять раз; во-вторых, идет бурный рост числа конфессиональных новообразований, не имевших аналога в российской религиозной жизни прошлых десятилетий; в-третьих, значительное число ранее национализированных культовых зданий и имущества возвращены верующим или религиозным центрам; в-четвертых, налицо появление нового для России постсоветского периода феномена -конфессионально ориентированных политических партий и движений, церковно-общественных фондов и организаций; в-пятых, религиозный фактор имеет для России сегодня не только внутреннее значение, но и внешнее. По отношению к так называемому русскоязычному населению в странах ближнего зарубежья утверждается линия на поддержку традиционных для этой категории граждан религиозных организаций.
Возрастание удельного веса и значимости религиозных объединений сказалось на- характере государственно-церковных отношений: они стали существеннейшей частью отношений государства с гражданским обществом. От их состояния во многом зависит, установится или не установится диалог между обществом и государственными институтами, а, следовательно, гражданский мир и согласие в обществе.
В настоящий момент потребность России в современной модели государственно-церковных отношений как никогда остра, ибо речь идет о расширении социальной базы поддержки экономического и социально-политического курса российского государства. Причем она должна отвечать российским традициям, не выглядеть чужеродным, навязываемым извне элементом внутренней политики. Отсюда необходимость социологического анализа российского опыта разрешения «религиозного вопроса», осмысления достоинств и недостатков как исторических моделей государственной церковной политики, реализовавшихся на различных этапах российской истории, так и практики деятельности российского государства по взаимодействию с религиозными организациями в современных условиях.
Степень разработанности проблемы. На протяжении столетий вопрос о роли церкви и религии в обществе был одним из самых привлекательных для обществоведческих исследований. Пожалуй, с античности и до наших времен не найдется ни одного философа, историка, социолога и правоведа, который бы в поисках ответа на вечный вопрос о смысле жизни, не стремился высказать свою точку зрения на значение религии в жизни человека. В истории России в течение многих столетий не допускалось публичное обсуждение вопросов государственной церковной политики. Только на рубеже XIX-XX вв. стала возможной открытая дискуссия в российском обществе о том, каковы должны быть взаимоотношения государства и религиозных организаций.
В период становления российской социологии религия находится в поле зрения основных школ и направлений социальной мысли, так или иначе эта тема затрагивается в работах большинства видных ученых, начиная от Лаврова и Чичерина и вплоть до Ковалевского и Сорокина. Но в дореволюционной России характеристики состояния религиозности в обществе давались только органами государственной статистики, так как Церковь не была деноминирована. Православие официально было объединено с государством, естественно, что статистика фиксировала не убеждения, а формально-юридическую принадлежность подданных империи тому или иному вероисповеданию по рождению и крещению или соответствующему крещению обряду в нехристианских религиях.
Литература, характеризирующая период методологического становления отечественной социологии вообще, свидетельствует о довлеющих идеологических подходах к религии, практически совпадающих с размежеванием социально-политических лагерей, представленных левым радикализмом (народничество, анархизм, марксизм), консерватизмом (Данилевский, Леонтьев) и либерализмом (Кавелин, Милюков)1.
До недавнего времени церковь как социальный феномен была недоступна для изучения и данная тема являлась запретной. Крах тоталитарного режима, изменения в государственно-церковной политике, а также поиски обществом духовных идеалов позволили приоткрыть некоторые тайны и обратиться к возрождению изучения места и роли церкви. Социология религии стала предметом изучения таких известных российских социологов как И.Н.Яблокова, Ж.Т.Тощенко, А.И.Кравченко, В.И.Добренькова, А.А.Радугина, В.Г.Комарова, Е.И.Байкова2 и др., а также зарубежных социологов.
С середины прошлого века в социологии и религиоведении складывается, а затем получает большое развитие самостоятельное направление под названием «социология религии». Исследованию религии как социального института посвятили свои работы М.Вебер «Социология религии», И.Вах «Социология религии», Г.Зиммель «К
1 Кавелин К.Д. Сочинения. М., 1859. Милюков П.Н. Воспоминания М.,1991.
Милюков П.Н. Юридическая школа в русской историографии (Соловьев, Кавелин, Чичерин, Сергеевич) // Русская мысль. 1886.Kh.VI
2 Яблоков И.Н. Социология религии. М.,1979. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. М.,1994.
Добреньков В.И. Современный протестантский теологический модернизм в США. М., 1980.
Добреньков В.И., Радугин А.А. Методологические вопросы исследования религии. М., 1989.
Добреньков В.И., Радугин А.А. Христианская теология и революция., М., 1990. Байков Е.И. Религия и духовный мир человека : социологические очерки. Саранск, 1972. социологии религии», «Религия: социально-психологический подход»1 и др.
М. Вебер и Э. Дюркгейм заслуженно считаются основоположниками социологии, внесшими существенный вклад и в разработку теоретических проблем социологии религии. М. Вебер высоко оценивает социальную и политическую роль религии как самостоятельной силы, независимой от политической структуры общества. Одна из главных проблем, рассмотренных им в ряде произведений, - соотношение религии с буржуазным общественным строем, роль религии в возникновении и укреплении капитализма в Германии. Среди социальных функций религии Вебер считает главной консолидирующую и интегрирующую, которые способны сплачивать общество, не допускать социальных конфликтов и революционных потрясений.2
Социологические взгляды Э. Дюркгейма во многом не совпадают со взглядами Вебера. Э. Дюркгейм считал религию проявлением социальной жизни, ибо «религия продукт социальной среды». Французский ученый приходит к выводу, что цель религии -возвышение человека над самим собой и перенесение его в высшую жизнь по сравнению с той, в которой он ныне пребывает. Все формы общественного сознания порождены религией. Религия должна стать выражением социального единства, средством преодоления социальной розни и неравенства людей, обеспечить целостность и стабильность общества, помочь преодолеть противоречия и
1 Вебер М. Социология религии (типы религиозных обществ) // Избранное. Образ общества. М., 1994.
Вах И. Социология религии // Социология религии : классические подходы. М., 1994.
Зиммель Г. К социологии религии // Избранное. Т.1. Философия культуры., М., 1996.
2См.: Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. конфликты, которые он считал «патологическими явлениями». Поэтому, по Дюркгейму, главная социальная функция церкви -интегрирующая - направлена на поддержку и укрепление политического строя.1
В советской литературе социальные функции религии не рассматривались, так как, в соответствии с законодательством, она не имела права заниматься какой-либо деятельностью, кроме культовой. Роль религии и церкви многие годы оценивалась как реакционная, враждебная социализму, что объяснялось и длительной антисоветской позицией церковных верхов.
После перехода Русской Православной церкви к политической лояльности изменилась ее социальная роль, хотя отношение к ней советской власти под влиянием сталинского режима оставалось напряженным. Серьезно ущемлялись интересы церкви и священнослужителей, часть которых подверглись репрессиям как «враги народа». Лишь последние 10-15 лет опубликованы содержательные труды, дающие объективное понимание социальной роли религии. Этот период характеризуется преодолением былых недостатков в исследовании проблем свободы совести и вероисповеданий в истории России, ростом объема литературы, издаваемой как религиозными центрами, так и гражданскими издательствами. В ней содержится неизвестная ранее информация о жизни и деятельности религиозных организаций, характере их взаимоотношений с государством. Выделим публикации таких авторов, как митрополиты Иоанн (Снычев) и Кирилл (Гундяев), игумен Иннокентий (Павлов), диакон А. Кураев, священники
1 Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995.
В. Цыпин, С. Гордун.1
Вместе с тем, проблема трансформации современной политики российского государства в отношении к Русской Православной Церкви, социальные функции РПЦ в поликонфессиональной России, динамика ее деятельности в современных условиях не стали еще предметом специального социологического исследования. Эти обстоятельства и определили выбор темы диссертационного исследования.
Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования заключается в том, чтобы выявить, проанализировать и обобщить специфику политики Российского государства к Русской Православной Церкви в современных условиях.
В соответствии с целью исследования в работе поставлены следующие задачи:
•раскрыть смысл Православной религии как социально-исторического феномена и- его социальной роли в становлении российской государственности;
•проанализировать характер динамики функций Православной церкви на различных этапах отечественной истории и ее положение в социальной структуре современного российского общества;
Иоанн (Снычев). Пою Богу моему. Акафисты. Портреты русских архиереев. Дневниковые записи. СПБ., 1997.
Иоанн (Снычев). Наука смирения. Письма монашествующим. СПб., 1998. Кирилл (Гундяев) Русская церковь-русская культура-политическое мышление.// Русское зарубежье в год 1000-летия Крещения Руси. М., 1991. Ципин В. История Русской Православной Церкви 1917-1990. М., 1994. Цыпин В. РПЦ в новейший период // Православная энциклопедия Русская Православная Церковь. М., 2000.
Гордун С. Русская Православная Церковь в период с 1943 по 1970 год // Журнал Московской Патриархии. 1993. №1.
Кураев А., диакон. С нами произойдет то же, что и с Финляндией // Радонеж. 1999. №21-22 (97).
Курев А., диакон. Ответы молодым. Саратов, 2003.
•выявить и охарактеризовать социокультурные и правовые основы государственной политики по отношению к Православной церкви в современной России;
•определить причины и цели трансформации основных направлений, форм и методов деятельности Русской Православной Церкви в современных условиях;
•выявить и раскрыть 'тенденции и перспективы развития взаимоотношений государства и Русской Православной церкви в России.
Объектом исследования являются современное государство и Русская Православная Церковь как важнейшие социальные институты российского общества.
Предметом исследования является социологический анализ государственной политики к Русской Православной Церкви в современной России.
Методологические и -теоретические основы исследования. Социологический анализ сущностных характеристик процесса генезиса и эволюции отношений государства с религиозными организациями в различные периоды функционирования российского общества строился на принципах историзма, историко-сравнительного, системного и комплексного подхода к изучению общественных явлений. Это позволяет, во-первых, вписать историю государственно-церковных отношений в общий процесс социально-политического развития России; во-вторых, выделить применительно к каждому из его самостоятельных периодов устойчивую сумму социальных качеств и характеристик политики государства в отношении религиозных организаций, которая определяется как «модель» государственной церковной политики.
В рамках «модели» выделяются три составные части. Первая -теоретико-идеологическая и социокультурная основы взаимоотношения государства и религиозных организаций, в выработке которых могут участвовать представители властных, церковных и общественных институциональных структур. Вторая -правовая база: Конституция, Законы и иные нормативные акты, определяющие содержание понятий «свободы совести» и «свобода вероисповеданий», регулирующие деятельность религиозных организаций, права и обязанности верующих граждан, характер взаимоотношений государства и церковных институтов и организаций. Третья - организационно-управленческие структуры (подразделения), призванные непосредственно реализовывать политику государства в вопросах свободы совести и вероисповеданий.
Таким образом, история государственно-церковных отношений, эволюция политики государства в «религиозном вопросе» в течение всей истории России предстают как последовательная смена «моделей». Сравнение их сущности, принципов и практики реализации дает возможность выявить общее и особенное, понять причины отторжения и возврата к каждой из них в те или иные кризисные периоды отечественной истории, что, в свою очередь, позволит сформировать «модель» новой государственной церковной политики, приемлемой для современного периода развития России.
Теоретическую основу исследования составляют идеи и концепции об истоках, роли и функциях религии как социального феномена человеческой истории, содержащиеся в трудах классиков как мировой, так и отечественной социологической мысли (Э.Дюркгейм, М.Вебер, К.Маркс и Ф.Энгельс, С.Н.Булгаков,
Н.А.Бердяев, М.М.Ковалевский, В.С.Соловьев, В.И.Ленин, П.А.Сорокин и др.)1, а также современных исследователей.
Эмпирическая база исследования. Источниковую базу исследования составили нормативно-правовые документы (Конституция РФ, Законы, Постановления) современной России, а также официальные документы Русской Православной Церкви, данные официальной статистики, результаты социологических исследований, содержащиеся в научной литературе и периодической печати, материалы Саратовской Епархии РПЦ и другие источники.
Научная новизна диссертации определяется самой постановкой проблемы, недостаточно разработанной в отечественной социологической литературе, а также тем, что в работе дана систематизация разнообразного и многоаспектного современного социально-политического, правового, религиоведческого материала, позволяющая дать представление об эволюции государственно-церковных отношений, и их роли в политической истории России, раскрыть содержание и направленность вероисповедной политики современного российского государства.
1 Бердяев Н.А. Духовный кризис интеллигенции. СПб., 1910.
Бердяев Н.А. Русская идея. М.,1900.
Бердяев Н.А. Самопознание. М., 1991.
Бердяев Н.А. Самопознание: Сочинения. М., 2003.
Ковалевский М.М. Две жизни // Вестник Европы. №6; №7. 1909.
Ковалевский М.М. Современные социологи. СПб., 1905.
Ковалевский М.М. Социология на Западе и в России // Новые идеи в социологии / Непериодическое издание, выходящее под ред. М.М.Ковалевского, Е.В.де Роберти. СПб., 1913. Соловьев B.C. Соч.: в 2 Т. М., 1989.
Сорокин П.А. Докладная записка о необходимости организации летних курсов для преподавателей социологии //-Социологические исследования. 1991. №10. Сорокин П.А. Русская социология в XX в. // Рубеж. Альманах социальных исследований. 1992. № 4.
Сорокин П.А. Состояние русской социологии за 1918-1922 гг. // Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. М., 1994.
Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
Энгельс Ф. О социальном вопросе Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М., 1961.
Конкретные элементы новизны заключаются в следующем: -дана целостная картина основных социальных, социально-политических условий и предпосылок эволюции государственной политики, характера и целей во взаимоотношениях государства и Русской Православной Церкви в современной России;
•раскрыта социальная значимость места Православной Церкви в социальной структуре и ее роли в стабилизации современного российского общества;
•представлена характеристика социокультурных и правовых основ взаимоотношений государства и Русской Православной Церкви, проблем и трудностей их реализации в поликонфессиональной России.
•определены предпосылки трансформации направлений, форм и методов деятельности Православной Церкви в современных условиях;
•доказана актуальность принятия Русской Православной Церковью «Социальной доктрины» и активизации благотворительной, миротворческой и реабилитационной деятельности среди населения;
•сформулированы практические рекомендации по совершенствованию государственной политики и формированию толерантности в межнациональных и межконфессиональных отношениях населения современной России. Положения выносимые на защиту.
1. Современная Россия переживает сложный процесс модернизации всех сфер жизнедеятельности, перевода их на рыночные отношения. Этот процесс проходит в условиях противоречивого и подчас болезненного бытования российского социума, сопровождается его расслоением, упадком нравственности, деградации, ростом агрессивности. Все это сужает социальную базу всех преобразований, делает общество нестабильным.
Вот почему современное российское государство на всех его уровнях провозгласило необходимость возврата к духовным источникам, прежде всего к русскому православию, актуализирует пристальное внимание к институту религии, религиозным организациям, как важным элементам гражданского общества.
Демократизация общественной жизни в Российской Федерации сняла ранее существовавшие запреты и ограничения на культовую деятельность религиозных организаций и участие в ней граждан. В стране идет интенсивный процесс «возрождения религии», который сопровождается ростом числа религиозных объединений как традиционных, так и конфессиональных новообразований, возвращаются старые и строятся новые культовые учреждения, многие политические партии и движения становятся конфессионально ориентированными.
Все это актуализирует необходимость социологического анализа государственной политики к религии вообще и к Русской Православной Церкви, в частности, выявления ее объективных предпосылок и субъективных факторов в современной России.
2. Религия является одним из социальных феноменов человеческой истории, старейшим социальным институтом общества. Православие и Русская Православная Церковь сыграли важную роль в интеграции русских княжеств, становлении российской государственности, в защите национальной независимости, формировании духовности, традиций, обычаев и обрядов. Несмотря на то, что религия - это естественный атрибут, элемент социальной структуры любого общества, ее положение на разных этапах человеческой истории было неоднозначным.
Положение Русской Православной Церкви в обществе во многом определялось государственной политикой, степенью легитимности власти, господствующими нормами и ценностями, характером социально-экономических и политических отношений, в том числе, отношений церкви и государства.
Внимание к религии и церкви со стороны государства актуализируется в кризисные периоды развития общества и в зависимости от обстоятельств - характер политики может быть различным от консолидаций до отторжения друг друга. Так было в первые годы Советской власти (когда Церковь являлась ее противником) обращение к православию, ее ценностям в годы Великой Отечественной Войны 1941-1945г.г., кризис перестройки в СССР и реформы новой России в 90-е. годы XX века и др.
Государство, как показывает отечественная история, в трудные времена ищет в религии социальную опору, либо оправдания своей легитимности, либо как средство умиротворения народа, его терпимости к происходящим в обществе негативным процессам.
Индивиды, социальные группы и слои видят в религии и православной Церкви в современных условиях возможность удовлетворения своих потребностей в коммуникации и социальном контроле, душевного и социального успокоения. Именно эти обстоятельства рекрутируют религиозное мировоззрение для выполнения общественно значимых функций по упорядочению и формализации социальных связей.
3. Общество всегда нуждается в социокультурных основах своей деятельности - идеалах, ценностях, нормах и правилах взаимодействия между индивидами и социальными общностями.
Переход к рыночным отношениям коренным образом изменил весь спектр духовно-нравственных начал отношений между людьми.
Главной ценностью стали деньги, ради достижения которых отброшены такие качества как совесть, стыд, порядочность и справедливость, девальвировалась человеческая жизнь, соборность и общинность заменены индивидуализмом и корыстолюбием. Многие члены общества утратили социальные ориентиры и правила отношений, участились непредсказуемые поведения и поступки. Сгладить ситуацию в духовной сфере призваны религия и в частности Православная Церковь. Именно на религиозные организации государство возлагает надежды по регулированию взаимоотношений, решению многих духовно-нравственных и социальных проблем своих граждан.
Отсюда государство возвращает и оказывает помощь в строительстве и реставрации культовых учреждений, укрепляет свои связи с религиозными организациями, публично освещает свои действия во всех сферах жизни страны и регионов. И это не смотря на то, что Церковь отделена от государства.
4. Православная Церковь, учитывая всю специфику социально-экономической, политически и духовно-нравственной обстановки, стремится не только использовать благоприятную ситуацию в интересах повышения своего статуса и роли в обществе, но сама активно трансформирует направления и формы деятельности среди населения, сотрудничая с властью, одновременно старается дистанцироваться от опасных для населения и страны действий государственных структур.
Это наглядно нашло отражение в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви». Церковь не ограничивается культовыми обрядами, а стремится расширить сферу своего влияния, участвуя в политике, социальной сфере, миротворческой и других видах деятельности.
Научно-практическая значимость работы. Материалы диссертации могут быть использованы в педагогической и научно-просветительской деятельности в процессе преподавания предметов «Социология» и «Религиоведение», для разработки спецкурсов и факультативов по социологии религии, а также в научно-исследовательской работе.
Выводы, сделанные в работе, могут быть полезны при выработке государственно-церковной политики, учтены при разработке и обосновании целевых программ, особенно в поликонфессиональных и многонациональных регионах Российской Федерации органами государственной власти, муниципальными органами управления, общественными организациями.
Апробация диссертации. Теоретические положения, методические подходы, практические результаты, предложения и рекомендации, содержащиеся в диссертации были апробированы на ежегодных научно-практических конференциях социологического факультета СГУ «Проблемы социально-политического развития современного российского общества» в 2003-2005г.г.; «Социальное расслоение, власть и гражданское общество в современной России» в 2004г.; на X Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» в 2003г. Основные положения диссертации отражены автором в семи публикациях.
Структура работы. Представленное диссертационное исследование включает введение, три раздела, заключение и список использованной литературы.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 3135
Пароль: 3135
Скачать файл.
Просмотров: 157 | Добавил: Аня41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz