Главная » 2014»Июль»18 » Скачать Гигиеническая оценка состояния здоровья девочек пубертатного возраста в зависимости от степени учебной нагрузки и двигательной бесплатно
1:14 AM
Скачать Гигиеническая оценка состояния здоровья девочек пубертатного возраста в зависимости от степени учебной нагрузки и двигательной бесплатно
Гигиеническая оценка состояния здоровья девочек пубертатного возраста в зависимости от степени учебной нагрузки и двигательной активности
Диссертация
Автор: Дубкова, Надежда Владимировна
Название: Гигиеническая оценка состояния здоровья девочек пубертатного возраста в зависимости от степени учебной нагрузки и двигательной активности
Справка: Дубкова, Надежда Владимировна. Гигиеническая оценка состояния здоровья девочек пубертатного возраста в зависимости от степени учебной нагрузки и двигательной активности : диссертация кандидата медицинских наук : 14.00.07 , 153 c. :
Объем: 153 стр.
Информация: ,
Содержание:
Введение
Глава 1 Состояние здоровья школьниц в современных условиях обзор литературы)
11 Состояние здоровья детского и подросткового населения РФ
12 Особенности развития организма в пубертатном периоде
13 Санитарно-гигиеническая характеристика факторов, определяющих здоровье школьников
14 Влияние двигательной активности на развитие и здоровье школьниц
Глава 2 Программа, объём и методы исследования
21 Организация исследования, выбор объекта исследования
22 Гигиенические исследования
23 Социологические исследования (анкетирование)
24 Изучения состояния здоровья школьниц
25 Антропометрические методы
Физическое развитие и половое созревание школьниц
26 Клинико-физиологические методы
27 Математические и статистические методы
Глава 3 Гигиеническая оценка условий обучения и воспитания школьниц
31 Санитарно-гигиеническая оценка территории
32 Общее санитарное состояние школьного здания Санитарно-гигиеническая характеристика помещений
33 Гигиеническая оценка микроклимата
ЗАГигиеническая оценка факторов
35 Гигиеническая оценка учебной нагрузки и учебного расписания
Глава ^Характеристика образа жизни школьниц по результатам анкетного опроса
Глава 5 Состояние здоровья и функциональные резервы школьниц
51 Состояние здоровья школьниц Сравнительная характеристика заболеваемости
52 Физическое развитие и половое созревание школьниц
53 Оценка функционального состояния центральной нервной системы
54 Оценка функционального состояния дыхательной системы
55 Оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы Характеристика физической работоспособности и адаптации школьниц
56 Оценка мышечной силы по результатам динамометрии
57 Оценка физической подготовленности школьниц
Введение:
На настоящий момент в России сохраняются негативные тенденции в состоянии здоровья населения разных возрастных групп. Заслуживает особого внимания проблема сохранения и укрепления здоровья детей и подростков. Наблюдаются низкие показатели состояния здоровья школьников, причём в большей степени это касается девочек [82, 136]. Значительное количество работ посвящено изучению комплекса факторов, оказывающих влияние на здоровье школьниц в современных условиях. Неоднократно поднимался вопрос, касающийся соматического и репродуктивного статуса школьниц, обучающихся в школах нового типа. Рассматривалась проблема нарушения здоровья и формирования отклонений в физическом развитии в условиях гиподинамии и гипокинезии [5, 9, 10, 34, 84, 102, 130, 140, 144]. В современных работах, посвящённых здоровью школьниц, также предлагаются различные программы оздоровления, и доказывается их эффективность [5, 34, 95, 129, 146]. Вместе с тем, большего изучения требует вопрос охраны здоровья девочек пубертатного возраста. Пубертатный период у девочек соответствует среднему школьному возрасту. В среднем школьном возрасте значительное число учащихся начинает или продолжает углублённое изучение ряда предметов, активно посещает факультативные занятия, такие как информатика, иностранные языки и др. Школьницы и их родители постепенно начинают задумываться о будущей профессии, идёт формирование ценностных ориентаций. Отдавая предпочтение умственной работе, девочки не всегда находят время для активного отдыха и оздоровительных процедур. При этом, ученицы, имеющие как повышенную, так и базовую учебную нагрузку в среднем школьном возрасте нарушают режим дня, нерационально питаются, приобретают вредные привычки. Нарушение режима дня школьницами с повышенной учебной нагрузкой нередко имеет вынужденный характер вследствие значительных временных затрат на учебные занятия в Школе и дома. Таким образом, современные школьницы могут находиться под влиянием комплекса неблагоприятных факторов, приводящих к нарушениям в состоянии здоровья и развития. Как известно, пубертатный период является поворотным в онтогенезе человека. От того, как протекает данный период у девочек, зависит их здоровье в последующие годы. Согласно данным литературы, здоровье девочек пубертатного возраста в России характеризуется низкими показателями и малыми функциональными резервами, аналогично другим возрастным периодам. Это касается как соматического, так и репродуктивного здоровья [5, 9, 10, 23, 30, 33, 54, 75, 82,102,113].
Проблема сохранения здоровья школьниц пубертатного возраста чрезвычайно актуальна. Остаётся открытым вопрос разработки и рационального использования оздоровительных программ, которыми можно будет большие контингенты школьниц. Значительное внимание следует уделить роли физической культуры в сохранении и укреплении здоровья девочек в пубертатном периоде. Более подробного рассмотрения требует вопрос организации двигательной активности школьниц при разных формах . обучения. Немаловажное значение имеет именно гигиенический аспект данной проблемы. Врачебные рекомендации по использованию школьницами различных видов двигательной активности должны иметь научное обоснование.
Цель и задачи исследования.
Разработка практических рекомендаций по оптимизации двигательной активности девочек пубертатного возраста при различной интенсивности учебного процесса.
Для достижения намеченной цели были поставлены следующие задачи:
1 .Провести комплексное санитарно-гигиеническое исследование условий обучения в общеобразовательных учреждениях.
2.Изучить с гигиенических позиций интенсивность учебного процесса в классах нового типа и классах с базовой программой обучения.
3.Дать гигиеническую оценку степени двигательной активности школьниц с учётом уроков физической культуры и дополнительных физкультурно-оздоровительных занятий.
4.По данным анкетного опроса изучить условия воспитания и развития девочек пубертатного возраста.
5.Выполнить анализ первичной и хронической заболеваемости школьниц пубертатного возраста.
6.Провести сравнительную оценку физиологического статуса школьниц в исследуемых группах.
7.Разработать научно-обоснованные рекомендации по оптимизации двигательной активности школьниц пубертатного возраста.
Научная новизна.
Определяется недостаточной изученностью состояния здоровья девочек пубертатного возраста в зависимости от общего объёма учебной нагрузки и степени двигательной активности.
Впервые проведено комплексное исследование гигиенических, социальных, психофизиологических факторов, влияющих на здоровье школьниц в пубертатном периоде. Разработаны и апробированы алгоритмы информативных методов исследования, позволяющих оценить состояние здоровья, физическое развитие, половое созревание, психологический и функциональный статус современных школьниц пубертатного возраста.
Впервые разработаны и теоретически обоснованы рекомендации по оптимизации двигательной активности девочек пубертатного возраста при разной интенсивности учебного процесса.
Практическая значимость работы и внедрение результатов в практику.
В результате выполненной работы разработаны и внедрены в деятельность санитарно-эпидемиологического надзора Методические рекомендации, направленные на оптимизацию двигательной активности школьниц пубертатного возраста с повышенной учебной нагрузкой (утверждены в ФГУН «Северо-Западный научный центр гигиены и общественного здоровья» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 16 января 2006 г.).
Результаты диссертационного исследования внедрены в практическую деятельность (акты внедрения «Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по республике Коми» от 15.12. 2005 г., ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Псковской области» от 23.01.2006г.).
Материалы диссертационного исследования используются в учебном процессе кафедры профилактической медицины и охраны здоровья ФПК Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И.И. Мечникова (акт внедрения от 01.06.2006 г.).
Апробация диссертационной работы.
Результаты исследования были представлены на Всероссийской научно-практической конференции «Среда обитания и здоровье детского населения» Оренбург (2003), на научно-практической конференции студентов и молодых учёных «Шаг в будущее» СПбГАСЭ, Санкт-Петербург (2004), на итоговой научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта и СПбГУФК им. П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург (2005, 2006), Всероссийской научнопрактической конференции «Труд и репродуктивное здоровье работающего населения Северо-запада России» Кировск (2006).
Материалы диссертационного исследования используются в учебном процессе кафедры профилактической медицины Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И. И. Мечникова.
Публикации.
По теме диссертации опубликовано 6 работ: в том числе 1 статья в журнале, рекомендованном ВАК.
Структура и объём диссертации.
Работа состоит из введения, 5 глав, обсуждения полученных результатов, выводов, практических рекомендаций, списка литературы. Текст диссертации изложен на 153 страницах, содержит 48 таблиц, 23 рисунка. Библиография включает 194 литературных источника, из них 23 на иностранных языках.