Пятница, 2024-09-20, 2:04 AM
Приветствую Вас Гость

Учебные материалы

Главная » 2014 » Август » 3 » Скачать Героический эпос хакасов: тематика и поэтика. Чистобаева, Надежда Степановна бесплатно
5:12 AM
Скачать Героический эпос хакасов: тематика и поэтика. Чистобаева, Надежда Степановна бесплатно
Героический эпос хакасов: тематика и поэтика

Диссертация

Автор: Чистобаева, Надежда Степановна

Название: Героический эпос хакасов: тематика и поэтика

Справка: Чистобаева, Надежда Степановна. Героический эпос хакасов: тематика и поэтика : диссертация кандидата филологических наук : 10.01.09 Новосибирск, 2007 184 c. : 61 07-10/877

Объем: 184 стр.

Информация: Новосибирск, 2007


Содержание:

Введение
Глава I Особенности тематики и композиции эпических произведеиий хакасов
1 Основные темы героических сказаний
11 Борьба с чудовищами
12 Героическое сватовство
13 Семья и родственные отношения
14 Борьба с набегами (чудовищ, ханов завоевателей, представителей подземного мира)
2 Композиция героических сказаний хакасов
Глава II Поэтико-стилевая система сказаний
1 Зачин
2 Мотивировка выезда богатыря из дома
3 Богатырский поединок
Глава III Особенности типических мест героического эпоса
1 Лексика, синтаксис и поэтические тропы
2 Стабильность и вариативность эпических формул
Заключение Литература
Список текстов, использованных в работе Словарь непереведенных слов

Введение:

Хакасы малочисленный народ Южной Сибири, проживающий на территории современной Республики Хакасия в верховьях рек Абакана, Чулыма, Енисея. Язык хакасов принадлежит к уйгуро-огузской группе тюркских языков. По итогам переписи 2002 года численность хакасов насчитывалась 65500 тыс. чел. У хакасов богатый фольклор, включающий все жанры устного народного творчества, среди которых героический эпос занимает особое место. В хакасской народной терминологии сказки и сказания именуются одним понятием нымах, но героические сказания имеют уточняющее определение ояыитыггероические, или чапыг повествующие о воинских подвигах богатырей. Классической формой исполнения эпоса является хай горловое пение в сочетании с речитативной декламацией от начала и до конца под аккомпанемент хомыса или чатхана щипковых народных инструментов. Героический эпос алыптых нымах является вершинным достижением устного поэтического творчества народа. Он представляет собой драгоценное наследие традиционной культуры народа, до сих пор несущее в себе большое воспитательное, познавательное и эстетическое значение. Героические сказания отличает монументальность, широкий охват жизненных коллизий, этико-культурологическая значимость. В общей системе творчества народов мира хакасский героический эпос занимает свое конкретное место, что позволяет рассматривать его в контексте мировой культуры. Актуальность темы исследования диктуется в первую очередь необходимостью многоаспектного подхода к изучению эпического наследия хакасов. Настоящая диссертация посвящена исследованию поэтико-стилевой системы героического эпоса алыптых нымахов. Героический эпос тюркоязычных народов Сибири является все еще недостаточно изученной областью отечественной фольклористики. Героический эпос всегда был в поле зрения хакасских фольклористов. Среди имеющихся публикаций.близка нашей теме исследования книга хакасских ученых М.А. Унгвицкой и В.Е. Майногашевой «Хакасское народное поэтическое творчество» [1972], представляющая первый опыт изучения хакасского фольклора. В ней дана периодизация и классификация фольклорных жанров хакасов. Материалы хакасского эпоса были использованы учеными, занимавшимися проблемами общей фольклористики. Отдельным темам и сюжетам хакасских сказаний посвящены статьи и работы М.И. Боргоякова [1976], В.Я. Бутанаева [1996], В.Е. Майногашевой [1982; 1986; 1988; 1997], О.В. Субраковой [1977], Я.И. Сунчугашева [1980; 1981], П.А. Троякова [1961; 1977], М.А. Унгвицкой [1971; 1972; 1973], Р.А. Шерхунаева [1982]. Но в целом хакасский героический эпос до сих пор не подвергался системному изучению. Впервые сведения о фольклоре хакасов появляются в отчетах участников Камчатской экспедиции, длившейся с 1733 по 1743 годы. В ней принимали участие видные ученые, члены Российской академии наук И. Гмелин, Г.Ф. Миллер и другие. В первой половине XIX века стали появляться серьезные публикации фольклорных произведений. Важную роль для изучения народов Сибири в этнографо-лингвистическом плане имели экспедиции финского лингвиста и этнографа М.А. Кастрена. В 1847 г. он записал у представителей рода койбал ряд сказаний, но в сокращенном изложении и прозой, переведя часть текстов на немецкий язык. Вслед за М.А. Кастреном записями героических сказаний занимался В. Титов. Научные заслуги В. Титова в том, что он открыл у качинского племени хакасов на реке Уйбат существование богатырских сказаний и впервые поставил вопрос о жанровой классификации. Фундаментальное изучение тюркских народов Сибири во второй половине XIX века связано с именем великого ученого, тюрколога В.В. Радлова. Он издал десять томов «Образцов народной литературы тюркских племен» [Спб., 1866-1907]. Вклад в собирание и изучение алыптых нымахов внес первый ученый-хакас Н.Ф. Катанов. Он ввел в научный оборот практически все жанры хакасского фольклора. К ним относятся богатырские сказания, образцы различных видов сказок (волшебной, о животных, бытовых), десятки мифов-быличек, легенд и преданий, множество песен-тахпахов, пословицы, загадки, заклинания и толкования снов, а также фразы из разговорной речи. Читая эти подлинные народные произведения, можно получить представление о художественном своеобразии фольклорных произведений и, прежде всего о людях, их создававших, о характере их занятий. Активное изучение хакасского устного народного творчества начинается в XX веке. Прежде всего, это связано с открытием Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории. Сотрудниками этого института собран огромный фонд материалов по фольклору. Собирательской деятельностью занимались М.И. Боргояков, В.И. Доможаков, Д.И. Чанков, Т.Г. Тачеева, К.М. Патачаков, Д.Ф. Патачакова, П.А. Трояков, Т.М. Албычакова, А.Г. Кызласова, О.В. Субракова, В.Е. Майногашева и многие другие. Также сбором фольклора занимались и энтузиасты устного народного творчества. Большая заслуга в изучении хакасского фольклора принадлежит В.Е. Майногашевой. В основе исследований лежит собранный ею огромнейший материал по героическому эпосу. Героическим сказаниям посвящены статьи: «Некоторые элементы композиции хакасского эпоса» [1982], в которой анализируются зачины, «Развитие хакасского эпоса и его поэтика» [1986], «Хакасские сказители и певцы» [2000] и мн. др. Также В.Е. Майногашевой опубликованы героические сказания в академических сериях «Эпос народов СССР» и «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока»: «Алтын Арыг» и «Аи Хуучин». Эпос сибирских народов широко анализировался в общетеоретических исследованиях В.М. Гацака, В.М. Жирмунского, Е.М, Мелетинского, В.Я. Проппа, Б.Н. Путилова; рассматривались в работах Н.В. Емельянова, С. Суразакова, А.И. Уланова, Г.У. Эргиса и других фольклористов Сибири. Основу художественного содержания героических сказаний составляет героическая борьба первопредков за сохранение своего народа-чурта и за единство в противостоянии врагам. В процессе многовекового развития этноса героические сказания обрастали новыми сюжетами и мотивами, что обусловило их тематическое эпической многообразие. Анализ на сохранности и первый план видоизменения традиции выдвигает текстологические проблемы. Типические места и эпические формулы становятся объектом постоянного интереса фольклористов. Кроме известных работ А.В. Кудиярова, А.Б. Лорда, В.Я. Проппа, Ф.М. Селиванова, П.Д. Ухова, и др. обращение к структуре эпического текста было предпринято в исследованиях сибирских ученых Л.Н. Арбачаковой, Е.Н. Кузьминой, и др. Работ хакасских фольклористов по этой теме нет, поэтому изучение структуры эпического текста в основном на материале ранее не переводившихся на русский язык героических сказаний и введение их в научный оборот становится актуальной научной проблемой. Целью исследования является изучение поэтико-стилевой системы героического эпоса хакасов с точки зрения типологии, композиции и языка. Для достижения следующих задач: 1) выявить основные темы в героическом эпосе хакасов; 2) определить композиционную структуру героических сказаний; 3) рассмотреть поэтико-стилевые особенности хакасских героических сказаний; 4) выявить исполнительские стили и мастерство хайджи. Объектом исследования являются героические сказания хакасов. Предметом исследования определена поэтико-стилевая система эпоса, куда входят тематика и композиция алыптых нымахов, а также типические места, эпические формулы, художественно-изобразительные средства. Методологическая основа диссертации. В основу анализа положен комплексный подход, включаюший сравнительно-исторический, историкотипологический методы исследования. поставленной цели необходимо было решить ряд Основные положения диссертационной работы базируются также на научной концепции, разработанной Главной редколлегией серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока». Теоретической базой исследования послужили труды выдающихся отечественных ученых и исследования современных специалистов по фольклористике: В.Я. Проппа [1946; 1969], В.М. Жирмунского [1960], Е.М. Мелетинского [1963], СП. Азбелева [1964], Б.П. Путилова [1976], А.Б. Лорда [1994], В.М. Гацака [1989, 1990, 2003], А.В. Кудиярова [1994, 2002], Ф.М. Селиванова [1990] и многих др. ученых. Для нашего исследования были важны наблюдения и выводы ряда специалистов в области фольклора, истории и этнографии сибирских народов: С. Бардахановой [1974; 1992], В.Я. Бутанаева [1996], П.П. Дыренковой [1940], Л.В. Гребнева [1960], П.В. Емельянова [1980, 1983, 2000], З.С. Казагачевой [2002], Е.П. Кузьминой [2002, 2003, 2005], В.Е. Майногашевой [1972; 1982; 1986; 1997], С. Суразакова [1985], А.И. Уланова [1974], П.О. Шаракшиновой [1959; 1968], Г.У. Эргиса [1974] и других авторов. Источииковая база исследования. В работе были использованы академические двуязычные публикации сказаний из серий «Эпос народов СССР» и «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока»: «Алтын Арыг» и «Аи Хуучин», а также сказание «Алтын Чюс», опубликованное на хакасском и русском языках. Помимо опубликованных источников, к анализу были привлечены неопубликованные материалы, хранящиеся в рукописном фонде Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории (ХакПИИЯЛИ г. Абакан). В поле зрения диссертанта находилось 78 сказаний, из них 20 текстов общим обьемом 76 397 стихотворных строк были детально рассмотрены в работе. Автор обращал внимание на произведения, исполненные такими известными сказителями как П.В. Курбижеков, СП. Кадышев, П.А. Попияков, А.С. Бурнаков, СИ. Созыев, Е.П. Кулагашева, П.В. Сулекова и др. Так в работе было проанализировано 5 сказаний СП. кадышева, 2 П.В. Курбижекова и по одному произведению от хайджи Н.а. Попиякова, П.В. Сулековой, Е.Н. Кулагашевой, Н.А. Абдина и др. Записи героических сказаний от вышеперечисленных сказителейхайджи осуществили научные сотрудники Хакасского научно- исследовательского института В.Е. Майногашева, Т.Г. Тачеева, Д.И. Чанков, В.П. Кокова, Г.Н. Кокова, Т.М. Албычакова, О.В. Субракова, А.Г. Кызласова. Научная новизна днссертацнонной работы заключается в том, что она представляет собой первую в хакасской фольклористике работу, посвященную комплексному изучению внутренней поэтической фактуры образцов героического эпоса, а также особенностей эпической традиции хакасов. При этом исследуются идейно-тематическое содержание эпоса, его традиционное строение, типические места и их своеобразие, дается анализ эпических формул и других поэтико-стилевых средств исполнительских традиций ряда сказителей хайджи. Теоретическая н практнческая значимость. Данное исследование, рассматривающее героический эпос, раскрывает национальную специфику устного поэтического творчества хакасов, дает представление о характерных его чертах и признаках, исполнительской манере сказывания, об основных сюжетных типах и композиционных структурах, о закономерностях их формирования и развития, о системе персонажей и художественноизобразительных средствах. Теоретические результаты и выводы работы могут быть привлечены к сравнительно-сопоставительному тюркоязычных народов. анализу Возможно на примере традиций устного творчества использование материалов диссертации в подготовке научно-методических и учебных пособий для студентов-тюркологов. Структура диссертации. Работа состоит из Введения, трех глав. Заключения, Литературы, Списка текстов, использованных в работе. Словаря непереведенных слов.Апробация диссертации: Диссертационная работа обсуждена и рекомендована к защите на заседании сектора фольклора народов Сибири Института филологии СО РАН. Результаты исследования апробированы докладами на Всероссийской научной конференции: «Эпос «Урал-батыр» и мифология» (Уфа, 27-28 мая 2003), Основные положения диссертации изложены в сборниках научных статей, тезисах, сообщениях.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 3135
Пароль: 3135
Скачать файл.
Просмотров: 204 | Добавил: Аня41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz