Четверг, 2024-09-19, 10:53 PM
Приветствую Вас Гость

Учебные материалы

Главная » 2014 » Июнь » 27 » Скачать Формирование субъектного восприятия мира природы в школьном курсе Изобразительное искусство как компонент экологического бесплатно
11:45 PM
Скачать Формирование субъектного восприятия мира природы в школьном курсе Изобразительное искусство как компонент экологического бесплатно

Формирование субъектного восприятия мира природы в школьном курсе "Изобразительное искусство" как компонент экологического образования

Диссертация

Автор: Панкина, Марина Владимировна

Название: Формирование субъектного восприятия мира природы в школьном курсе "Изобразительное искусство" как компонент экологического образования

Справка: Панкина, Марина Владимировна. Формирование субъектного восприятия мира природы в школьном курсе "Изобразительное искусство" как компонент экологического образования : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.02 Екатеринбург, 2004 220 c. : 61 05-13/879

Объем: 220 стр.

Информация: Екатеринбург, 2004


Содержание:

Введение
Глава
I Формироиапис субъектного BociipiitiTiisi мира природы как компонент экологического образования
111 Экологическое образование приоритетное направление современной системы образования, его супцюсть и содержание
112 Современные тенденции развития экологического образования
121 Экологическая психопедагогика об экологическом сознании как цели экологического образования
122 Субъектное восприятие объектов природы как признак экоцентрического сознания Механизмы субъектификации природных объектов
131 Отношение к природе в-младишм школьном и подростковом возрасте
132 Субъектное восприятие и воображение в процессе познания мира природы
133 Формирование карти[1ы мира природы средствами изобразительного искусства Роль изобразительного творчества в формировать субъектного восприятия мира природы
Глава
II Формпрова1П1с субъс1стпого BOcnpnsiTnsi мира природы в процессе обучения изобразительному искусству в писоле
21 Современный педагогический опыт экологизации содержания школьного курса изобразительного искусства
22 Формирова!Н1е субъектного восприятия мира природы и экологического воображения средствами изобразительного искусства
23 Характеристика экcпepимeнтaJH>нoй базы исследования
24 Оценка результатов формирования субъектного восприятия лшра природы в экспериментальном школьном курсе изобразительного искусства Закл10чс1те Литература
Приложение

Введение:

Ведущие ученые-экологи считают, что экологический кризис наших дней, становящийся ныне глобальным, это не результат какой-то единичной ошибки, неправильно выбранной конкретной стратегии социального, технического, политического развития. Это отражение глубинного кризиса культуры, охватывающего весь комплекс взаимодействия людей друг с другом, с обществом и природой (125, с.7). Технократическая парадигма мышления, свойственная нынешним поколениям, настолько сильна, что выход из данной ситуации ищется, прежде всего, в привычных направлениях: принятие природоохранных законов, контроль за применяемыми в промышленности технологиями, создание «экологически чистых» производств и т.п. Экологический кризис воспринимается как нечто внешнее по отношению к человеку, а не как то, что заключено в нем самом. Однако действенность любых мер по защите природы, в конеч1ЮМ счете, определяется поведением и отношением людей, взаимодействующих с ней. Очевидно, что решение экологической формирования проблемы, гармонизация взаимоотношений человека и природы возможны только при условии экологического сознания населения. В связи с этим, актуальны.м является вопрос о всеобщем экологическом образовании, целью которого является формирование экологического сознания населения. Экологическое образование в России официально принято как одно из приоритетных направлений совершенствования природоохранной политики (ст. 41, 42 Конституции РФ, Закон РФ «Об охране окружающей природной среды». Указ Президента РФ «О государственной стратегии по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития». Проект стандарта экологического образования). Педагогической общественностью России обсуждаются проблемы разработки содержания экологического образования, совершенствования методики преподавания природоведения, экологии, рассматриваются пути экологизации друшх школьных дисциплин. Проблемным Советом по экологическому образованию Российской Академии образования (Зверев И.Д., Суравегина И.Т., Захлебный А.Н., Салеева Л.П. и др.) разработана концепция, сформулированы принципы, определены цель и задачи образования. Проблемы экологического образования учащихся общеобразовательной школы раскрыты в трудах Глазачева СИ., Ердакова Л.Н., Н.М., Салеевой Л.П., Сенкевич В.М., Суравегиной И.Т. и др. Сущность понятия "экологическое сознание" А.А., щ и проблемы его формирования освещены в работах Дерябо Д., Ясвина В.А., Алдашевой Медведева В.И., Зверева И.Д., Суравегиной И.Т., Гирусова Э.В., Однако, существующее ныне экологическое образование, основанное на аналитических знаниях о природе, не смогло изме1щть природоразрушительных мотивов в сознании значительной части населения. В средних учебных заведениях в настоящее время достаточно апробировано преподавание знаний о законах природы и законах общества. Преподавание знаний о законах совместимости, взаимодействия общества и природы как целостной коэволюционирующей системы осуществляется недостаточно (62). В связи с этим, необходимо коренное изменение философии и методологии экологического образования, основанного на целостном представлении о мире и месте в нем человека. Такое образование должно дать людям аргументированное знание об основных принципах и закономерностях взаимодействия Все общества число и природы, вооружить приходит к технологиями выводу, что взаимодействия с ней, сформировать субъективное отношение к природе. большее исследователей экологический кризис это во многом мировоззренческий, философскоМоисеевой Л.В., Родзевича Н.Ф. и др. Зверева И.Д., Захлебного А.Н., Кудрявцевой Е.М., Кучер Т.В. Лихачева Б.Т., Мамедова экологического идеологический к-ризис и решение глобальных экологических проблем невозможно без изменения экологического сознания. Термином «экологическое сознание» обозначают совокупность представлений людей о взаимосвязях в системе «человек существующего отношения к природа» и в самой природе, стратегий и технологий природе, взаимодействия с ней. Именью сложившийся тип экологического сознания определяет поведение людей по отношению к окружающей их природе. Необходимо построение новой системы взаимоотношений человека с природой, когда природа будет осознаваться им как универсальная цен1юсть. Главной движущей силой, рычагом этого процесса должно стать экологическое образование, которое стагювится приоритетной частью системы образования, призванной формировать новое отношение общества и каждого человека к природе, экоцеитрическиИ тип экологического сознания. Это такая система представлений о мире, для которой характерны: 1) ориентированность на экологическую целесообразность, отсутствие субъектов, партнеров по взаимодействию с противопоставленности человеком, 3) баланс человека и природы, 2) восприятие природных объектов как полноправных прагматического и непрагматического взаимодействия с природой. Экологическое образование имеет универсальный, междисциплинарный характер, поэтому оно должно войти в содержание всех форм общего образования. Взаимное обогащение естественнонаучного и гуманитарного знания следует рассматривать как основу для превращения концепции устойчивого развития в систему духовных установок. Проблемы экологии здесь пересекаются с концептуальными идеями реформирования школьного образования, в которых мы находим понимание роли культуры, искусства как духовного источника и способа развития целостного мировосприятия, целостного и ценностного мышления ребенка. Степень разработанности проблемы. В педагогической практике уже существуют попытки интеграции идей экологического образования в школьные гуманитарные курсы, в частности в курс «Изобразительное искусство». В программах «Изобразительное искусство» (под рук. Кузина B.C.), «Изобразительное искусство и художественный труд» (Шпикаловой Т.Я.), «Изобразительное искусство и художественный труд» (под рук. Неменского Б.М.) (91, 92), ставится задача развития наблюдательности, способности анализировать, обобщать, преобразовывать, стилизовать природные формы и объекты, уметь изображать их реалистично и в декоративном стилизованном виде. Авторы отмечают познавательную и эстетическую сущность изобразительного искусства, возможность и необходимость средствами искусства воспитывать эстетические чувства и понимание прекрасного на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности, формировать эмоционально-эстетическое и нравственно-оценочное отношение к действительности. Программы Концевой Т.А «Природа и художник» (1999), Завалишиной Т.е. «Экология и изобразительное искусство», Степанова В.Р., Кузнецовой Л.В. «Проблемы экологии языком искусства» (1983) (36, 55, 105) предлагают введение экологического компонента в преподавание изобразительного искусства. Но специальные научные исследования, посвященные педагогическому проектированию формирования субъектного восприятия природных объектов, отсутствуют. Таким образом, налицо противоречие: между необходимостью формирования у учащихся субъектного восприятия мира природы и отсутствием в педагогической практике научно-методического обоснования, программно-методического примеров его реализации. Обозначенное исследования, педагогических противоречие позволило в определить проблему оптимальных субъектного которая условий, заключается определении формированию обеспечения, возможности и практических способствующих восприятия мира природы школьниками, поиске и определении теоретикометодических основ этого процесса. На основании вышеизложенного сформулирована тема исследования: «Формирование субъектного восприятия мира природы в школьном курсе «Изобразительное искусство» как компонент экологического образования». Цель исследования: теоретически систему обосновать, разработать и экспериментально проверить педагогических условий, обеспечивающую в процессе изучения курса «Изобразительное искусство» формирование у учащихся субъектного восприятия мира природы. Объект исследования Предмет исследования формирование у ушщихся субъектного процесс формирования субъектного восприятия мира природы как компонент экологического образования. восприятия мира природы у учащихся в к-урсе «Изобразительное искусство». Гипотеза исследования исходит из предположения о том, что субъектное восприятие мира природы у учащихся будет сформировано на уроках изобразительного искусства в школе, если: использовать педагогические возмож1юсти изобразительной деятельности как средство формирования и диагностики субъектного восприятия мира природы у угащихся; процесс формирования субъектного восприятия мира природы состоит из целевого, содержательного, операционно-деятельностного и оценочнорезультативного компонентов и осуществляется как системно организованная деятельность; методика формирования субъектного восприятия мира природы у учащихся основана на реализации программы курса «Изобразительное искусство и художественный труд» (развитие творческого мышления и экологического сознания), разработанного с учетом принципов и предполагающего психопедагогики; использование методов экологической разработана квалиметрически обоснованная методика оценки уровня субъективного отноншния к природе у н1кольников в процессе изобразительной деятельности. Гипотеза, цель, объект и предмет исследова1П1Я определили постановку и решение следуюнщх задач: 1. Раскрыть сущность, дать авторскую интерпретацию понятия «субъектное восприятие мира природы». 2. Определить роль курса «Изобразительное искусство» и изобразительной деятельности в формировании субъектЕюго восприятия мира природы у школьников. 3. Обосновать педагогические возможности формирования субъектного восприятия мира природы на уроках изобразительного искусства в школе. 4. Разработать показатели и уровневые характеристики для диагностики формирования субъектного восприятия мира природы в процессе изобразительной деятельности. 5. Провести опьтю-экспериментальное исследование формирования субъектного воснриятия мира природы у учаишхся средствами предмета «Изобразительное искусство» в процессе изобразительной деятельности. Теоретической ociiOHoii исследования являются: положение о диалектическом единстве человека и природы, представлешюе в трудах русских космистов Бердяева И.Л., Соловьева B.C., с1)едорова Н.Ф., Флоренского П.П. и др.; теоретические и методологические основы организации педагогического процесса, разработанные Бабанским Ю.К.; теория экологического образования, разработанная Зверевым Н.М., Моисеевой Л.В., Салеевой Л.П. и др.; И.Д., За.хлебным Л.И., Левиным В.Л., Дерябо Д., Суравегииой И.Т., Ма.медовым

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 3135
Пароль: 3135
Скачать файл.
Просмотров: 100 | Добавил: Аня41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz