Четверг, 2024-09-19, 10:51 PM
Приветствую Вас Гость

Учебные материалы

Главная » 2014 » Сентябрь » 2 » Скачать Формирование профессионально-педагогической компетентности студентов колледжа в процессе изучения художественной литературы бесплатно
9:09 AM
Скачать Формирование профессионально-педагогической компетентности студентов колледжа в процессе изучения художественной литературы бесплатно
Формирование профессионально-педагогической компетентности студентов колледжа в процессе изучения художественной литературы : на англоязычном материале

Диссертация

Автор: Бурдынская, Светлана Петровна

Название: Формирование профессионально-педагогической компетентности студентов колледжа в процессе изучения художественной литературы : на англоязычном материале

Справка: Бурдынская, Светлана Петровна. Формирование профессионально-педагогической компетентности студентов колледжа в процессе изучения художественной литературы : на англоязычном материале : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.08 Санкт-Петербург, 2006 230 c. : 61 07-13/233

Объем: 230 стр.

Информация: Санкт-Петербург, 2006


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
Глава I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРОФЕССИОНАЛИЗМА УЧИТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
11 Профессионально-педагогическая комнетентность как значимая составляющая профессионализма учителя, обеспечивающая эффективное формирование его основ
12 Психологическое и педагогическое обоснование формирования профессиональной компетентности будущего учителя английского языка в нроцессе обучения в колледже
13 Потенциальные возможности англоязычных художественных текстов для формирования профессионально-педагогической компетентности студентов, обучающихся в колледже по специальности «Иностранный язык»47
Выводы
Глава
II ИССЛЕДОВАПИЕ ВЛИЯНИЯ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ О ДЕТЯХ НА РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
21 Диагностика уровня сформированности профессиональнопедагогической компетентности будущих учителей английского языка
22 Анализ результатов сформированности профессиональнонедагогической компетентности студентов колледжа, будущих учителей английского языка (по материалам диагностического этапа исследования)
Выводы
Глава
III ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОИАЛЬИОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИЕТЕНТИОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОЙ (АМЕРИКАНСКОЙ) ЛИТЕРАТУРЫ, ГЕРОЕМ КОТОРОЙ ЯВЛЯЕТСЯ РЕБЕНОК
31 Задачи и условия организации формирующего этапа исследования
32 Формирование ирофессионально-педагогической комнетентности студентов колледжа в условиях реализации программы спецкурса, раскрывающего отношения «взрослый ребенок»
33 Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию профессионально-педагогической компетентности студентов
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СНИСОК НРИЛОЖЕНИЯ

Введение:

Современный этан развития образования предъявляет новые требования к профессиональной подготовке учителя, глубоко знающего внутренний мир ребенка, способного воспитывать у духовность и нравственность [I: 2,3,5]. Новые ценности образования требуют новых подходов к подготовке учителя иностранного языка, способного к самостоятельному выстраиванию собственной деятельности на всех ее этапах. Подготовка учителя иностранного языка сейчас рассматривается не просто как непрерывный процесс освоения языкового курса, по и приобретение и совершенствование профессиональных и личностных деятельности. В связи с этим нам представляется весьма актуальным, чтобы будущий учитель иностранного языка осознавал необходимость постоянного обновления своих знаний, проявлял активное осознанное стремление к овладению новой информацией для успешного применения этих знаний в конкретных условиях своей деятельности. Это, безусловно, потребует значительных изменений в содержании образовательных программ, технологии обучения студентов. В то же время это позволит таким образом сконструировать процесс обучения иностранному языку, чтобы дать ориентир каждому студенту на качеств, определяющих успех будущей педагогической обучающихся интерес к позпанию, профессиональное творческое саморазвитие. Анализ профессиональной подготовки студента в процессе его обучения в педагогическом колледже выявил серьезпые проблемы. Так, например, большая часть студентов не планирует работать в сфере образования. Студенты лишены возможности проявлять активность на занятиях по чтению, хотя изучение литературных источников раскрывает дополнительные перспективы для выхода студента в позицию субъекта деятельности. В процессе обучения фактически не используются межпредметные связи. В результате выпускники не умеют анализировать литературные источники, объяснять причины поведения героев произведения в той или иной ситуации, их настроение, эмоции. Подготовка педагога по иностранному языку в современном колледже может стать, с нашей точки зрения, условием развития профессиональной компетентности студента на основе его приобш;ения к литературе страны изучаемого языка, героем которой выступает ребенок в разные периоды детства. Мы полагаем, что выявление психологических особенностей детей героев произведений углубит у будуш,его учителя представление о психологии человека в период дошкольного, младшего школьного возраста и отрочества и станет базой для овладения им умением уже на студенческой скамье разрабатывать собственные подходы при обучении школьников иностранному языку. В нашем исследовании мы подробно рассматриваем проблему обеспечения условий продвижения студента к профессионализму: предлагаем не только учить его читать иноязычный текст, акцентируя внимание на его лингвистическом аспекте, по проявлять интерес к внешнему и внутреннему состоянию героя-ребенка, привлекая свои педагогические и психологические знания для оценки ситуаций и поведения детей в изучаемых произведениях. Полагаем, что в таких обстоятельствах будет происходить наиболее интенсивное развитие личностно-профессиональных качеств будуп];его учителя иностранного языка, поскольку он будет упражняться в умении определять поведение героя, оценивать ситуации, что позволит ему формировать более глубокие представления о ребенке такого возраста, с которым ему в скором времени предстоит работать. В контексте современной гуманистической парадигмы образования проблема развития профессиональной компетентности будугцих учителей в процессе изучения специально подобранной литературы может приобрести, на наш взгляд, новое содержание, обусловленное переориентацией образования с «трансляции» готовых знаний по педагогике и психологии на самостоятельное изучение педагогических ситуаций и отношений, представлепных в литературе.Это обеспечит студенту субъектную позицию в учебном процессе, активное внутреннее стремление к самосовершенствованию и определит рост его компетентности и профессионализма. Именно субъектное становление активизирует сознание, самосознание, рефлексию, расширяет пространство свободного целеполагания и творчества, повышает меру ответственности и уникальности индивидуальных устремлений личности. В связи с этим становление достаточно важно разобраться в том, как будет проходить студента в качестве субъекта педагогической деятельности и развитие его профессиональной компетентности в процессе воспитания интереса к чтению иностранной художественной литературы, главным героем которой выступает ребенок. Отечественными признаки, этапы психологами и педагогами раскрыты сущность, профессионализма (Ф.Н. Гоноболин, И.П. Кузьмин, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, В.А. Сухомлинский, А.И. Щербаков и другие), рассмотрены условия и возможности профессионального становления (Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, И.С. Кон, В.В. Чебышева), определена структура профессионально-педагогической компетентности (А.А. Деркач, Н.В.Кузьмина, Н.Е.Кузнецова А.К.Маркова, Л.М.Митина, В.А. Сластенин, Г.С. Трофимова), выявлены мотивы учебной деятельности будущих педагогов (В.Н. Голубева, А.К. Наншина, В.А. Семиченко и др.). В контексте непрерывного образования эта проблема рассматривалась В.Г. Онушкиным, Н.В. Седовой, В.Н. Скворцовым, Г.П. Ченуренко. Для нашего исследования наиболее актуальны труды по проблеме профессионально-педагогической компетентности, особенно в том их аспекте, который обнаруживает возможность понимания и анализа внутреннего мира ребенка, раскрывающегося средствами художественной литературы, способной оказывать влияние на формирование личности будущего учителя. Для достижения этой цели мы будем использовать англоязычную художественную литературу, языковые средства и развивать составные части профессиональнопедагогической компетентности.Необходимым условием осознания важности иснользования художественной литературы о детях в учебном нроцессе является воснитание интереса к ее изучению. Вонросам формирования интереса носвящено значительное количество исследований. Интерес как сложное личностное образование нривлекал и нривлекает внимание зарубежных и отечественных недагогов, нсихологов, биологов, которые исследуют данную категорию в аснекте активной умственной деятельности (Л.И. Болсович, П.Н. Груздев, М.А. Данилов, Н.Ф. Добрынин и др.); как синтетическое образование, включающее в себя интеллектуальные, эмогщоналъные, волевые факторы (кТ. Архинов, М.Б. Беляев, Л.А. Гордон, Л. Рубинштейн и др.); в связи с избирательной направленностью личности (В.Б. Бондаревский, Н.К. Постникова, В.П. Трусов, Г.И. Щукина и др.); в качестве выражения потребности индивида (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Г.К. Гумницкнй, Г.С. Костюк, А.Н. Леонтьев и др.); в KORTQKCTQразвития мотивационной сферы личности (В.Г. Асеев, Б.И. Додонов, А.К. Маркова, А.Б. Орлов, А.Ф. Плеухова и др.). Анализ психолого-недагогической литературы нозволил сделать вывод о том, что нри всем многообразии, разносторонности решения задач нрофессиональной нодготовки студентов языковых снециальностей нриходится констатировать, что нам не удалось обнаружить исследований, носвяш;енных развитию их нрофессиональной художественной комнетентности в процессе в чтения англоязычной литературы. Потребность подобном исследовании назрела, в связи с необходимостью подготовки на студенческой скамье учителя-профессионала, хорошо знаюш,его нроблемы ребенка, раскрытию которых призвано способствовать изучение поведения детей, нерсонажей литературных произведений аналогичного возраста. Учитывая неразработанность проблемы, имеются все основания считать ее нерешенной, требуюш;ей снециального исследования, что и обусловливает ее актуальность. В результате анализа теоретических положений и изучения сложившейся к настояш;ему времени практики реализации новых требований.предъявляемых к системе среднего профессионального образования были обнаружены определенные противоречия: -между все возрастающей потребностью школы в профессионально компетентном учителе иностранного языка и неготовностью выпускника колледжа соответствовать и творчески выполнять свои главные профессиональные задачи обучать, воспитывать и развивать школьников средствами своего предмета; -между необходимостью формировать у студента профессионально- педагогическую компетентность во время его обучения в колледже и отсутствием разработанной системы использования языковых курсов для профессиональной подготовки учителей иностранного языка, способных к нреобразованию полученных знаний в практической деятельности и дальнейшему профессиональному самосовершенствованию. Выявляя необходимость разрешения вышеперечисленных нротиворечий, а также отсутствие современных исследований по проблеме мы определили тему нашего исследования: «Формирование профессиональио- педагогической компетентности студентов колледжа в процессе изучения художествеиной литературы». Цель диссертационного исследования: теоретически обосновать и эмпирически проверить условия, обеспечиваюш;ие формирование колледжа, профессионально-педагогической компетентности студентов будуп];их учителей английского языка. Объект исследования: профессионально-педагогическая компетентность студентов колледжа. Предмет педагогической исследования: компетентности формирование профессиональнов процессе изучения будуп];его учителя англоязычной художественной литературы о детях. Гипотеза компетентность исследования: будугцего учителя профессионально-педагогическая английского языка будет успешно формироваться в ходе изучения художественной литературы о детях при условии,если: -у студента сформирован в которых профессиональный раскрывается интерес к чтению ребенка, первоисточников, внутренний мир выявляются нравственные проблемы, особенности нсихического и физического развития детей; создаются такие условия в учебном процессе, которые обеспечивают его активность, ведут к саморазвитию и профессиональному самосовершенствованию; -студент овладевает умением не только интерпретировать, объяснять и оценивать нричины, мотивы поведения детей героев художественных нроизведепий на английском языке, но и определять приоритеты в выборе методов взаимодействия с ними; -технология обучения, которую использует педагог для формирования профессионально-педагогической компетентности студентов, направлена на формирование личных установок, взглядов и представлений о ребенке как о желанном воспитательном объекте своего педагогического труда. В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой диссертационного исследования были определены следующие задачи: 1. Проанализировать теоретические источники но формированию нрофессионализма и профессиональной компетентности будущего учителя иностранного языка; обосновать нонятийный аппарат исследовапия. 2. Выявить наличие профессионального интереса к художественным текстам, героями которых являются дети, и определить критерии и уровни сформированности профессиональной компетентности будущего учителя английского языка. 3. Создать педагогическую технологию обучения чтению на основе авторской программы спецкурса «Образы детей в произведениях англоязычных писателей».4. Экспериментально технологии нроверить эффективность разработанной формирования нрофессионально-педагогической компетентности будущих учителей английского языка в процессе изучения художественной литературы. Теоретико-методологической оеиовой исследования являются: недагогические исследования, посвященные проблеме профессионализма и нрофессиональной компетентности (B.C. Безрукова, А.А. Деркач, Ф.Н. Гоноболин, Е.А. Климов, В.А. Крутецкий, И.П. Кузьмин, Н.В. Кузьмина, В. Ландшеер, В.Н. Максимова, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Н.В. Седова, В.Н. Скворцов, В.А. Сластенин, В.М. Шенель, А.И. Щербаков); -теории и концепции, раскрывающие сущность, структуру и механизмы субъектной активности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.А. Вербицкий, В.В. Горшкова, А.К. Осницкий, И.С. Якиманская); исследования по формированию интереса (А.Н. Архипов, М.Ф. Беляев, А.Ю. Дейкина, В.Г. Иванов, А.Н. Леонтьев, Г.И. Щукина); -теоретические положения современной методики обучения иностранным языкам (И.Л. Бим, Н.Д. Гальскова, ЯМ. Колкер, Е.И. Нассов, Г.В. Рогова, В.В. Сафонова, И.Б. Смирнов, Ф. Шатилов); нсихологические исследования в области методики преподавания иностранного языка (Н.Я. Гальперин, И.А. Зимняя, З.И. Клычникова); -психологические исследования мотивационной сферы обучаемого (А.А. Вербицкий, Е.П. Ильин, А.И. Гебос, Т.А. Нушкина, П.М. Якобсон, В.Я. Якунин); зарубежные работы в области обучения иностранному языку (J.N. Hook, Р.Н. Jonston, McCleland, Nuttal, T.N. Pobb, A.J. Ridgway). Для решения выдвинутых задач в работе используются следующие основные методы: в ходе начального этапа исследования производится теоретический анализ психолого-педагогической, в рамках научно-методической и лингвистической применяются литературы; эмнирические педагогического исследования эксперимента наблюдение. методы анкетирование, интервьюирование, беседа; обработка иолученной информации проводится методом обобщения недагогического оиыта, сравнительного (количественного и качественного) анализа данных. Результаты подвергнуты статистической обработке (Т-критерий Стьюдента, корреляционный анализ Спирмена) для выявления достоверности генеральную совокупность. Научная новизна: определены уровни сформированности интереса к чтению англоязычной литературы о детях и разработаны критерии их оценки; разработан педагогических организационно-методический условий эффективного подход к обеспечению и возможности переноса на формирования профессиональной компетентности будущих учителей английского языка в процессе изучения художественных произведений о детях; разработан и обоснован способ интеграции общепрофессионального и снециального (предметного) обучения будущего учителя английского языка в процессе работы с англоязычным художественным текстом. Теоретическая значимость нсследования заключается в следующем: выявлены педагогические условия, обеспечивающие формирование профессиональной компетентности будущего учителя английского языка в процессе изучения произведений англоязычной художественной литературы, героями которых являются дети; разработаны компетентности критерии учителя и определены языка, уровни профессиональной на работе с английского основанные иноязычным художественным текстом; разработана образовательная технология формирования педагогической компетентности студентов колледжа в процессе работы с англоязычным художественным текстом, включающая в себя этаны: побудительно- мотивационный, содержательно-проектировочный, дискуссионно-творческий, итогово-рефлексивный; Практическая значимость исследования: спецкурс «Образы направленный на детей в произведениях англоязычных писателей», формирование нрофессиональной компетентности будущих учителей, может быть использован в организации учебного нроцесса педагогических колледжей; представленные нрофессиональной диагностические готовности методики, учителя выявляющие английского уровни языка, будущего позволяют отслеживать индивидуальное развитие будущего учителя в процессе его становления; отбор иноязычных художественных текстов для чтения на основе выявленных критериев может быть использован в массовой нрактике подготовки педагогов; четырехступенчатая англоязычной технология обучения литературы, чтению основанная на материале художественной на изучении отношений между героями художественных нроизведений, обеспечивает интенсификацию будущих учителей. Достоверность результатов исследования обеспечивается применением методологии профессионально ориентированного развивающего обучения, формирования профессиональной комнетентности системного анализа при рассмотрении состояния проблемы, объекта и предмета изучения; выбором теоретических и эмпирических методов, адекватных цели и задачам исследования; качественным и количественным анализом полученных результатов. На защиту выносятся следующие ноложения: 1. Профессионально-педагогическая компетентность студентов, будущих учителей английского языка, включает не только умение читать иноязычный текст, акцентируя внимание на лингвистическом аспекте, но и проявление интереса к внешнему и внутреннему состоянию героя, умение онределять его состояние, оценивать взаимодействия с ним. поступки и события, проектирование технологии
2. Критерии и уровни сформированности нрофессионально-педагогической компетентности дают возможность проследить генезис развития основных компетенций профессионально-педагогической компетентности будущего учителя. 3. Для формирования профессиональной компетентности будущих недагогов в нроцессе изучения англоязычной художественной необходимо создать следующие условия, включающие: мотивационную готовность студентов к воснриятию сведений о детях в англоязычных художественных произведениях; субъект-субъектное диалоговое взаимодействие преподавателей и литературы о детях студентов, которое является снособом организации обучающей среды; перенесение акцента с традиционной формы работы над художественным текстом на нестандартную, поисково-творческую, что обеспечивает активное внутреннее стремление индивида к самосовершенствованию и развитие педагогического мышления; нсихолого-педагогическую информационная направленность художественных аутентичность; их текстов; насыщенность, соответствие языковому и интеллектуальному уровню студентов; четырехступенчатую технологию: предварительная работа над текстом, собственно чтение произведения или отрывка, уточнение понимания нрочитанного, «недагогизация». Базой опытно-экспериментальной работы стали: колледж Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина, Санкт-Петербургское высшее педагогическое училище (колледж) 1, Гатчинский педагогический колледж.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 3135
Пароль: 3135
Скачать файл.
Просмотров: 89 | Добавил: Аня41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz