Пятница, 2024-09-20, 2:14 AM
Приветствую Вас Гость

Учебные материалы

Главная » 2014 » Август » 6 » Скачать Формирование конкурентоспособности студента в образовательном процессе. Соловьева, Юлия Владимировна бесплатно
5:40 AM
Скачать Формирование конкурентоспособности студента в образовательном процессе. Соловьева, Юлия Владимировна бесплатно

Формирование конкурентоспособности студента в образовательном процессе

Диссертация

Автор: Соловьева, Юлия Владимировна

Название: Формирование конкурентоспособности студента в образовательном процессе

Справка: Соловьева, Юлия Владимировна. Формирование конкурентоспособности студента в образовательном процессе : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Оренбург, 2005 188 c. : 61 06-13/190

Объем: 188 стр.

Информация: Оренбург, 2005


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I Теоретические аспекты изучения проблемы формирования конкурентоспособности студента в образовательном процессе
11 Конкурентоспособность личности как социальпопедагогическая проблема
12 Особенности современного образовательного процесса в контексте формирования конкурентоспособности студента
13 Структурная модель формирования конкурентоспособности студента в образовательном процессе 5 1 Выводы по 1 главе
ГЛАВА II Опытно-поисковая работа по реализации структурной модели формирования конкурентоспособности студента в образовательном процессе
21 Состояние проблемы формирования конкурентоспособности студента в образовательном процессе
22 Реализация педагогической технологии формирования конкурентоспособности студента в образовательном процессе Ю
23 Динамика сформированности конкурентоспособности студента в образовательном процессе
Выводы по 2 главе

Введение:

Существенные изменения в современной экономической и социокультурной ситуации России, ситуация модернизации отечественного образования предполагают ориентацию на воспитание не только интеллектуальной, культурной, творческой, но и конкурентоспособности студента.
Модернизация образования нуждается в научном переосмыслении, оценке достигнутого уровня, выявлении недостатков и их причин, в разработке новых стратегических направлений, концептуальных теорий, определении и обосновании богатой палитры содержательно-процессуальной основы построения вариативной модели ее реализации.
Конкурентоспособность студента, его профессиональная мобильность должны обеспечиваться высоким качеством результатов образовательной деятельности, системная интеграция которой обеспечивает формирование мобильной личности, личности свободной и ответственной, способной к творческой деятельности, готовой к масштабной реализации своих потенциальных возможностей.
Можно утверждать, что в современных условиях одной из приоритетных задач образования становится формирование у студентов конкурентоспособности как базисного качества развивающейся личности. Для успешной реализации данной задачи необходимо научно обосновать технологию формирования конкурентоспособности студента в образовательном процессе.
В последние годы в научной литературе усилились поиски идей, смыслов и целей, воплощенных в стратегиях развития образования в контексте данной проблемы. Это труды в области философии, методологии, психологии и педагогики (О.В. Амосова, Л.Л. Амиров, Г.В. Белая, Г.А. Берулава, Б.Н. Бим-Бад, Б.С. Гершупский, В.И. Загвязинский, А.В. Кирьякова, Е.Л. Климова, Ю.И. Ка-линовский, С.С. Коровин, Н.Д. Никандров, A.M. Новиков, В.Г. Рындак, А.П. Тряпицына, Н.И. Томин, В.Э. Штейнберг и др.).
Вместе с тем педагогическое осмысление проблемы позволило выявить основные противоречия между:
• потребностью общества в современно образованных специалистах, обладающих высоким уровнем конкурентоспособности, и невозможностью достижения этого состояния в рамках традиционной системы образования;
• стремлением студента к творческому саморазвитию, самопроектированию и недостаточным использованием возможностей образовательного процесса для формирования конкурентоспособности студента;
• потребностью педагогов-практиков в научно-методическом обеспечении процесса формирования конкурентоспособности студента и недостаточной разработанностью вопроса в педагогической науке.
Выявленные противоречия обнаруживают наличие проблемы исследования, которая заключается в поиске и обосновании методов и средств формирования конкурентоспособности студента.
Теоретическая актуальность и практическая значимость данной проблемы обусловили выбор темы исследования: «Формирование конкурентоспособности студента в образовательном процессе».
Цель исследования: обосновать структурную модель формирования конкурентоспособности студента в образовательном процессе.
Объект исследования: образовательный процесс студента лицея.
Предмет исследования: формирование конкурентоспособности студента.
Гипотеза исследования: формирование конкурентоспособности студента в образовательном процессе будет эффективным, если обеспечивается:
• целевая акцентуация педагогов на формирование конкурентоспособности студента в образовательном процессе, включающая преподавателя в реализацию программы по формированию значимого личностного качества студента;
• применение в образовательном процессе развивающих проектных методик, актуализирующих у студента выбор жизненного пути и освоение механизмов принятия решений;
• активизация межсубъектных отношений участников проектной деятельности, выраженная в обретенном опыте социального поведения, основанном на сотрудничестве и сотворчестве.
Задачи исследования:
1. Определить структурные компоненты конкурентоспособности студента в образовательном процессе.
2. Разработать педагогическую технологию формирования конкурентоспособности студента в образовательном процессе.
3. Выявить педагогические условия формирования конкурентоспособности студента в образовательном процессе.
4. Разработать научно-методическое обеспечение процесса формирования конкурентоспособности студента.
Методологической основой исследования являются основные положения теории деятельности, теории личности в образовательном процессе и компетентностного подхода к решению проблемы формирования конкурентоспособности в образовательном процессе.
Философский уровень исследования базируется на научных подходах к определению человеческой деятельности (II.Л. Бердяев, Л. Фейербах); философии смысла жизни (JT.H. Коган, Д.II. Леонтьев, И.Г. Франкл и др.).
Общенаучный уровень исследования составляют: теория деятельности (Д.П. Богоявленская, Л.П. Буева, М.С. Каган, A.II. Ксепофонтова, А.Н. Леонтьев, Г.И. Щукина и др.); теория ориентации личности в мире ценностей (Е.В. Бондаревская, А.В. Кирьякова, Н.С. Розов и др.); психологии развития личности (А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, И.В. Дубровина, И.С. Кон, Д.И.Фельдштсйн); теория взаимодействия (Г.В. Белая, В.Г. Рындак).
Технологический уровень исследования представляют социально-педагогический подход в образовании (С.В. Сальцева, Т.А, Панкова); компетентностный подход (Зеер Э.Ф., И.А Зимняя, О.Н. Лебедев, В.В. Сериков, А.В.Хуторской и др.); принципы проектирования педагогияческих систем (Л.В. Анпилогова, Е.И. Казакова, О.Е. Лебедев, Н.И. Роговцева, В.И. Слободчиков, А.ГТ. Тряпицыпа, Т.И. Шамова и др.).
База исследования: исследование проводилось на базе Оренбургских профессиональных лицеев № 10, № 48, Оренбургского профессионально-педагогического колледжа.
Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе (2000—2001 гг.) определялись исходные теоретические позиции, рабочий аппарат исследования; изучались труды отечественных и зарубежных авторов по философии, психологии, педагогике, раскрывающие основные теоретические вопросы; обсуждались цели будущего исследования с педагогами-практиками лицея, участниками эксперимента; разрабатывалась программа опьгтпо-поисковой работы для апробации теоретической концепции формирования конкурентоспособности студента в образовательном процессе. Основные методы исследования: терминологический метод, анализ, синтез, моделирование, тестирование, беседа.
На втором этапе (2002—2004 гг.) разрабатывалась стратегия исследования, изучались особенности формирования конкурентоспособности студента в образовательном процессе, создавалась структурная модель формирования конкурентоспособности студента в образовательном процессе, проводилась опытно-экспериментальная работа по ее внедрению, разрабатывались и апробировались педагогические условия формирования конкурентоспособности студента. Основные методы исследования: наблюдение (прямое и косвенное), формирующий эксперимент, экспертная оценка, рейтинг, теоретические методы.
На третьем этапе (2004—2005 гг.) осуществлялся анализ, обобщались результаты исследования, подводились итоги, формулировались выводы, разрабатывались научно-методические рекомендации по формированию конкурентоспособности студента в образовательном процессе. Основные методы исследования: индукция, дедукция, анализ, синтез, методы математической статистики, эмпирические методы.
Научная новизна исследования:
1. Определены структурные компоненты конкурентоспособности студента в образовательном процессе: мотивационный компонент (мотивы успеха, достижения, выбора); содержательный компонент (знания характеристик конкурентоспособности, знания о способах осуществления проектной деятельности, о путях и методах достижения успеха в конкурентной деятельности); операциональный компонент (интеллектуальные, проектные, информационно-коммуникативные умения студента).
2. Обозначены возможности современного образовательного процесса в формировании конкурентоспособности студента, обеспечивающие: саморазвитие, самопроектирование студента; освоение механизмов принятия решений в конкретном обществе; обретение опыта социального поведения, основанного на сотрудничестве и сотворчестве.
3. Выявлен оптимальный комплекс педагогических условий, обеспечивающих формирование конкурентоспособности студента в образовательном процессе: целевая акцентуация педагогов на формирование конкурентоспособности студента в образовательном процессе; применение в образовательном процессе развивающих проектных методик; активизация межсубъектных отношений участников проектной деятельности.
Теоретическая значимость исследования:
1. Обоснована структурная модель формирования конкурентоспособности студента в образовательном процессе, интегрирующая цель, компоненты, критерии, условия, а также предполагаемый результат — сформированность конкурентоспособности студента.
2. Выявлены принципы системности, гуманизации, сотрудничества и сотворчества, саморазвития и самопроектирования, обеспечивающие целостность формирования конкурентоспособности студента в образовательном процессе.
3. Разработана педагогическая технология формирования конкурентоспособности студента, интегрирующая проектировочный, оргапи-зационно-деятельностный, контрольно-оценочный этапы, каждый из которых включает методы и средства формирования конкурентоспособности студента.
Практическая значимость исследования:
1. Определено критериально-диагностическое обеспечение (критерии, уровневые показатели) процесса формирования конкурентоспособности студента, позволяющее поэтапно отслеживать его результативность.
2. Разработан спецкурс «Формирование конкурентоспособности студента», содержательно и технологически обеспечивающий процесс формирования конкурентоспособности студента.
3. Выработаны научно-методические рекомендации по формированию конкурентоспособности студента в образовательном процессе, которые используются при разработке вариативных программ учреждений образования.
Положения, выносимые на защиту:
1. Конкурентоспособность студента является интегративным личностным качеством, которое включает мотивационный, содержательный, операциональный компоненты и характеризуется сформировап-ностью мотивов успеха, достижения и выбора; осмысленностью знаний основных характеристик конкурентоспособности, знаний о способах осуществления проектной деятельности, о путях и методах достижения успеха в конкурентной деятельности; осознанностью выполнения интеллектуальных, проектных и информационно-коммуникативных умений.
2. Структурная модель формирования конкурентоспособности студента в образовательном процессе интегрирует цель, принципы (системности, гуманизации, сотрудничества и сотворчества, саморазвития и самопроектирования), компоненты, критерии сформиронаниости конкурентоспособности студента; включает педагогическую технологию, реализация которой предполагает проектировочный, оргапиза-ционно-деятельностный, контрольно-оценочный этапы, а также ожидаемый результат — сформированность конкурентоспособности студента в образовательном процессе.
3. Основными педагогическими условиями, обеспечивающими формирование конкурентоспособности студента в образовательном процессе, являются: целевая акцентуация педагогов на формирование конкурентоспособности студента в образовательном процессе; применение в образовательном процессе развивающих проектных методик; активизация межсубъектных отношений участников проектной деятельности.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечена всесторонним анализом проблемы; методологической обоснованностью исходных позиций на базе современной науки, использованием совокупности методов исследования, адекватных его задачам и логике, репрезентативностью материала, разнообразием источников информации, статистической значимостью экспериментальных данных, личным участием автора в экспериментальной работе.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования докладывались и обсуждались на международных научно-практических конференциях: «Гуманистические традиции и инновации в педагогике» (Казань, 2003 г.); «Социально-экономическое развитие общества: система образования и экономика знания» (Пенза, 2004 г.); «Научно-образовательный потенциал нации и конкурентоспособность страны» (Пенза, 2004 г.); на всероссийских и региональных научно-практических конференциях: «Реализация идей личпост-но ориентированной педагогики в системе образования» (Архангельск, 2003 г.); «Актуальные проблемы теории и практики профессионального высшего образования» (Нижний Новгород, 2004 г.); «Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста (Тамбов, 2004 г.); «Воспитательный потенциал учебных дисциплин общепрофессионального цикла формирования личности будущего учителя» (Казань, 2003 г.); «Модернизация образования: проблемы и перспективы» (Оренбург, 2003 г.); нашли отражение в опубликованных работах.
Результаты исследования внедрены в практику преподавания общеобразовательных и специальных дисциплин профессионального лицея № 48 г. Оренбурга.
Личный вклад автора:
• осуществлен теоретический анализ проблемы формирования конкурентоспособности студента в образовательном процессе;
• разработана структурная модель формирования конкурентоспособности студента в образовательном процессе;
• обоснованы педагогические условия формирования конкурентоспособности студента в образовательном процессе. и

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 3135
Пароль: 3135
Скачать файл.
Просмотров: 113 | Добавил: Аня41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz