Четверг, 2024-09-19, 11:03 PM
Приветствую Вас Гость

Учебные материалы

Главная » 2014 » Август » 18 » Скачать Формирование экологической позиции учащихся в ходе внеурочной работы. Колесникова, Татьяна Анатольевна бесплатно
11:26 PM
Скачать Формирование экологической позиции учащихся в ходе внеурочной работы. Колесникова, Татьяна Анатольевна бесплатно

Формирование экологической позиции учащихся в ходе внеурочной работы

Диссертация

Автор: Колесникова, Татьяна Анатольевна

Название: Формирование экологической позиции учащихся в ходе внеурочной работы

Справка: Колесникова, Татьяна Анатольевна. Формирование экологической позиции учащихся в ходе внеурочной работы : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Астрахань, 2002 169 c. : 61 02-13/1041-1

Объем: 169 стр.

Информация: Астрахань, 2002


Содержание:

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ УЧАЩИХСЯ
11 Теоретический анализ различных подходов к экологическому воспитанию
12 Сущность экологической позиции учащихся
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ УЧАЩИХСЯ В ХОДЕ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ
21 Психолого-педагогические условия, способствующие эффективному формированию экологической позиции учащихся
22 Критерии сформированности экологической позиции
23 Обобщение результатов исследования

Введение:

Актуальность исследования. В настоящее время человечество рассматривает взаимодействие компонентов окружающей среды с точки зрения важности для своего существования и сохранения природного богатства. Вопросы охраны окружающей среды выходят на первый план и определяют актуальность экологического обучения, воспитания и развития школьников.В современных исследованиях особое внимание уделяется развитию экологической культуры (Г.З. Апресян, Е.А. Плеханов, В.М. Межуев, А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина), формированию экологического сознания и мышления (С.Н. Глазычев, Л.Н. Коган, Л.Ю. Чуйкова), воспитанию ответственного отношения к природе (И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина).Учеными Н. Глазычевым, А.Н. Захлебным, И.Д. Зверевым, Т.Н. Кучер, И.Т. Суравегиной и другими разработаны методологические основы экологического образования и воспитания, рассмотрены его дидактические системы.Ими наработан базисный материал, касающийся содержания и преподавания экологии как науки в различных аспектах. Но нельзя забывать о специфических личностных образованьях, в частности, о позиции личности, которая будет выражать отношение человека к получаемым знаниям, умениям и навыкам.Существующие различные формы экологической работы с детьми, не лишены недостатков. В большинстве случаев работа ведется с наукоориентированными детьми. Встает проблема создания технологии экологического обучения и воспитания, которая бы охватывала максимальное число учащихся, была бы массовой, востребованной. Данная технология должна быть направлена на получение знаний, расширение кругозора, формирование основных умений и навыков и, как результат работы с детьми, - формирование у них экологической позиции.Выполненные ранее исследования не раскрывали особенностей формирования экологической позиции во внеурочное время. Нет технологии отражающей данный процесс.В педагогической науке имеет место фрагментарность представлений об особенностях, компонентах экологической позиции, этапах ее формирования, критериях сформированности экологической позиции, с точки зрения категории отношений. Исследователи рассматривали личностную позицию в отношении к окружающей среде, которая состоит из совокупности мотивов, ценностно-смысловых ориентации, научных понятий и личного опыта, что переводит рассмотрение экологической проблемы на уровень личностно значимой.Таким образом, возникает противоречие между значимостью такого личностного образования как позиция, и не разработанностью технологии процесса ее формирования у учащихся в старшем школьном возрасте. Кроме того, не выяснены психолого-педагогические условия, обеспечивающие успешность данного процесса.Мы считаем, что важным аспектом экологического воспитания является формирование экологической позиции, основу которой составляет отношение ребенка к природе как ценности. Необходимо формировать личность не только с определенной суммой знаний и убеждений, но и с активной личностной позицией, чтобы выпускник школы мог сознательно применять полученные знания в реальных жизненных ситуациях.Для реализации этого положения необходимо внедрение практического аспекта в обучение экологии или экологизации естественнонаучных дисциплин.В нашем исследовании экологическая позиция представляет собой единую сложно структурированную систему отношений к окружающей среде, к людям, к себе, проявляющуюся в соответствующей деятельности и поведении.Недостаточная разработанность данной проблемы, теоретическая и практическая значимость, а также наличие научно-методических предпосылок для ее решения определ11ли выбор темы исследования: «Формирование экологической позиции учащихся в процессе внеурочной работы».В связи с этим, проблема исследования, - состоит в разработке научно обоснованной технологии и выявлении психолого-педагогических условий формирования экологической позиции учащихся старших классов в процессе внеурочной работы.Объект исследования - экологическое воспитание учащихся в процессе внеурочной работы.Предмет исследования - формирование экологической позиции учащихся в процессе внеурочной работы.Цель исследования состоит в определении психолого-педагогических условий формирования экологической позиции учащихся в процессе внеурочной работы и обосновании технологии внеурочного экологического воспитания, способствующего формированию экологической позиции.В качестве гипотезы нами принято предположение о том, что формирование экологической позиции учащихся во внеурочное время осуществляется эффективно, если: 1) определена сущность экологической позиции и особенности ее формирования в старшем школьном возрасте; 2) выявлен и применен комплекс психолого-педагогических условий формирования экологической позиции; 3) образовательный процесс во внеурочное время реализуется на базе разработанной технологии формирования экологической позиции с учетом ее структуры, критериев и уровней.Цель и гипотеза определили задачи исследования: 1. Охарактеризовать сущность экологической позиции учащихся.2. Разработать критерии для определения уровня сформированности экологической позиции учащихся. I i! i 1 3. Выявить психолого-педагогические условия успешного формирования экологической позиции учащихся во внеурочное время.4. Разработать технологию формирования экологической позиции.Методологической основой исследования являются: теории и положения педагогики, психологии, философии, социологии о личности как субъекте отношений (А.А. Бодалев, А.Ф. Лазурский, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев и др.); понимание человека как активного субъекта, познающего и преобразующего мир и самого себя в этом мире (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, А.В. Брушлинский, Л.П. Буева, Л. Рубинштейн и др.); принцип системного изучения личности и деятельности (Б.Г, Ананьев, В.И. Загвязинский, Б.Ф. Ломов, В.А. Сластенин и др.); концепции личностно ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, СВ. Кульневич, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.); существующие концепции экологического образования и воспитания, основополагающие труды известных педагогов экологов; Концепция общего и среднего экологического образования (ИЛ^ Суравегина, И.Д. Зверев).Концептуальной основой исследования выступает теория отношений, разработанная В.Н. Мясищевым.Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: теоретический анализ исследований по проблеме экологического воспитания и образования; анализ учебных программ по школьным предметам, факультативным курсам и системе дополнительного образования, наблюдение и анализ внеурочных занятий; экспериментальные методы (анкетирование, беседы с учащимися и педагогами, качественный и количественный анализ полученных результатов). Методом, определяющим общее направление исследования на всех этапах, явился констатирующий и формирующий эксперимент.Организация исследования.Исследование осуществлялось в три этапа: Первый этап (1994 - 1996 гг.) включал теоретический анализ психологопедагогической литературы; анализ содержания экологического воспитания по различным направлениям. Осуществлялся констатирующий эксперимент, фор1^ мулировалась и определялась гипотеза исследования.Второй этап (1997 - 2000 гг.) был направлен на разработку и проведение программы формирующего эксперимента, определения психологопедагогических условий формирования экологической позиции у учащихся старших классов.Третий этап (2000 - 2001 гг.) включал анализ и теоретическое обобщение материалов, полученных в ходе исследования, оформление результатов иссле1^ дования, разработку комплекта методических рекомендаций.Экспериментальной базой исследования явились ГОУ ДУД Областной Центр развития творчества детей и юношества, школы города Астрахани и области (№20, №22, №56, №64). I [ Научная новизна исследования состоит в следующем: дано определение I понятию экологическая позиция через категорию «отношение»; выявлена структура и содержание компонентов экологической позиции: гностического, i ^ эмоционального, операционного; обобщены приемы деятельности школьников (посещение лекций и семинарских занятий, исследовательская деятельность, лабораторный практикум, экологический мониторинг, пропаганда информации экологического характера, участие в конференциях), обеспечивающие формирование у них экологической позиции; выявлены психолого-педагогические условия успешного формирования экологической позиции учащихся в ходе внеурочной работы: внеурочная работа проводимая в системе дополнительного образования; подбор и взаимосвязь видов деятельности предлагаемых школьникам (теоретической и практической); приобретение учащимися опыта самостоятельных исследований окружающих природных объектов.Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании необходимости формирования экологической позиции у учащихся, определении критериев и психолого-педагогических условий, обеспечивающих формирование экологической позиции учащихся старших классов.Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что разработана технология формирования экологической позиции школьников; выявлены компоненты экологической позиции учащихся; определены характеристики педагогического процесса во внеурочное время, направленного на формирование экологической позиции учащихся; выводы и предложения могут быть использованы в практике работы школ, а также в учреждениях дополнительного образования.Достоверность научных результатов обеспечивается методологической обоснованностью исходных теоретических позиций, соблюдением требований технологии педагогического исследования, устойчивой повторяемостью фактов, сочетанием и взаимопроверкой результатов разнообразных теоретических и эмпирических методов исследования, репрезентативностью опытноэкспериментальных данных.На защиту выносятся следующие положения: 1. Экологическая позиция учащихся представляет собой единую сложно структурированную систему отношений к окружающей среде, к людям, к себе, проявляющуюся в соответствующей деятельности и поведении.2. Сформированность экологической позиции учащихся определяется посредством типологии отношений к экологической деятельности, в основу которой положен комплексный признак - степень выраженности основных показателей категории отношения (активности и модальности).3. Формирование экологической позиции учащихся во внеурочное время осуществляется на основе технологии поэтапного развития гностического, эмоционального и операционного компонентов. Данное развитие происходит в процессе теоретической и практической деятельности.4. Процесс формирования экологической позиции у учащихся во внеурочное время протекает эффективно при четком определении сущности экологической позиции, реализации комплекса психологопедагогических условий, которые обеспечивают практическодеятельностное отношение к окружающей природной среде и использование соответствующей технологии.Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись через публикации, в выступлениях по данной проблеме на семинарах учителей естественно-математического цикла, на научно-практических конференциях различного уровня, в частности: Международная конференция «Информатика. Образование. Экология и здоровье человека» (Астрахань, 2000); Всероссийские научные конференции «Эколого-биологические проблемы Волжского региона и Северного Прикаспия» (Астрахань, 1996, 1999, 2000, 2001); Всероссийские научно-практические конференции: «Актуальные проблемы реформирования химического и химико-педагогического образования» (Санкт-Петербург, 1998), «Опыт и проблемы экологического образования и воспитания» (Пенза, 1999), «Экологические исследования и проблемы экологического образования в Европейских регионах России» (Арзамас, 2000), «Эколого-педагогическое образование: проблемы и перспективы развития» (Санкт-Петербург, 2001); Областные научно-практические конференции: «Новые школьные технологии: теория и практика» (Астрахань, 1998), «Инновационные системы и технологии в школьном образовании» (Астрахань, 2000); Итоговые научные конференции Астраханского государственного педагогического университета (1998, 1999, 2000,2001).Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 3135
Пароль: 3135
Скачать файл.
Просмотров: 126 | Добавил: Аня41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz