Главная » 2014»Сентябрь»2 » Скачать Формирование аутопсихотерапевтической компетентности подростков. Токарева, Ирина Феликсовна бесплатно
9:22 AM
Скачать Формирование аутопсихотерапевтической компетентности подростков. Токарева, Ирина Феликсовна бесплатно
Формирование аутопсихотерапевтической компетентности подростков
Диссертация
Автор: Токарева, Ирина Феликсовна
Название: Формирование аутопсихотерапевтической компетентности подростков
Справка: Токарева, Ирина Феликсовна. Формирование аутопсихотерапевтической компетентности подростков : диссертация кандидата психологических наук : 19.00.13 / Токарева Ирина Феликсовна; [Место защиты: Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ] - Москва, 2010 - Количество страниц: 179 с. ил. Москва, 2010 179 c. :
Объем: 179 стр.
Информация: Москва, 2010
Содержание:
Введение
Глава 1 Теоретико-методологические подходы к изучению процесса формирования аутопсихотерапевтической компетентности подростков
§ 11 Состояние проблемы исследования аутопсихотерапевтической компетентности подростков
§12 Психолого-акмеологическая характеристика аутопсихотерапевтической компетентности подростков
§13 Критерии, показатели и уровни оценки аутопсихотерапевтической компетентности подростков
Выводы по главе
Глава 2 Эмпирическое исследование аутопсихотерапевтической компетентности подростков
§ 21 Моделирование процесса формирования аутопсихотерапевтической компетентности подростков
§22 Экспериментально-психологические методы и методики исследования аутопсихотерапевтической компетентности подростков
§23 Условия и факторы формирования аутопсихотерапевтической компетентности подростков по данным результатов исследования
§24 Психолого-акмеологическое сопровождение процесса формирования аутопсихотерапевтической компетентности подростков
Выводы по главе 2
Введение:
Актуальность темы исследования. Развитие современных российских подростков характеризуется целым рядом особенностей и противоречий. С одной стороны, стремлением к быстрому, необоснованному успеху, завышенной самооценкой, ориентацией на самые высокие стандарты жизни, с другой стороны, неадекватной оценкой своих потенциальных способностей и возможностей в реализации своих притязаний, в большинстве случаев полной зависимостью осуществления своих планов от материального достатка родителей, отсутствием умений и навыков межличностного и делового общения. Кроме того, на современных подростков влияют объективные возрастные факторы: переоценка ценностей, быстрое вхождение в предлагаемые роли, особая чувствительность к оценкам окружающих, стремление к взрослости, завышенная потребность в признании.
Эти противоречия влияют на адаптационные психологические процессы и усугубляют психологическое состояние современного молодого человека. Значительная часть современных подростков находится в состоянии психологического дискомфорта, что в свою очередь запускает невротические механизмы и приводит к значительному ослаблению их психического и физического здоровья. Это подтверждается результатами ежегодных диспасерных обследований, констатирующих постоянное снижение уровня физического и психического здоровья подростков. У значительного числа детей наблюдается повышенная тревожность, нейротизм, негативные психосоматические состояния.
Все это актуализирует проблему формирования аутопсихотерапевтической компетентности подростков, способности их успешной адаптации к реалиям действительности как необходимого условия для сохранения их здоровья. Успешное решение этой задачи, на наш взгляд, возможно лишь при условии формирования у подростков основ аутопсихотерапевтических знаний, умений, навыков и развитие способностей к самодиагностике, саморегуляции и самокоррекции психологического состояния.
Таким образом, стоящая перед российским обществом проблема здоровья подрастающего поколения, психологической неготовности современных подростков к вступлению во взрослую жизнь обусловливают необходимость формирования у них аутопсихотерапевтической компетентности и делает необходимой разработку этой проблемы как в теоретическом, так и в практическом планах.
Состояние научной разработанности проблемы исследования.
Проблема компетентности как способности человека продуктивно осуществлять ведущую деятельность давно находится в фокусе внимания исследователей. В основе разработок этой проблемы лежат психологические теории и концепции развивающейся личности (Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов, B.C. Мерлин, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн и др.). В психологической и акмеологической науке она нашла отражение в целом ряде исследований (И.Э. Вегерчук, О.И. Денисов, А.А. Деркач, И.Н. Дроздов, Т.Е. Егорова, И.Е. Елина, С.С. Жидаев, В.Г. Зазыкин, М.С. Игельник, А.С. Гусева (Карпенко), Е.В. Куликова, С.В. Макаров, А.К.Маркова, В.Н. Марков, Дж. Равен, А.Ф. Фоминых, С.А. Юсупов и др.). Особое направление представлено исследованиями аутопсихологической компетентности (К.А. Абульханова-Славская, А.А. Деркач, А.С. Гусева (Карпенко), О.И. Жданов, В.Г. Зазыкин, Т.А. Егорова, В.В. Лешин, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, А.П. Ситников, Л.А. Степнова и др.). При этом обращает на себя внимание тот факт, что основной сферой исследования этих разработок была профессиональная деятельность. Проблема аутопсихотерапевтической компетентности практически оставалась вне поля глубокого научного исследования и затрагивалась лишь фрагментарно (О.И. Жданов). Применительно к исследуемому предмету важно также указать на теоретические разработки возрастной, в частности, подростковой психологии, которые представлены различными направлениями в педагогической, социальной, психологии развития целым рядом исследований отечественных (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.И. Божович,
B.C. Мерлин, К.К. Платонов, Д.Б. Эльконин) и зарубежных ученых в контексте психотерапевтических основ научного знания (Р. Берне, Э. Берн,
C. Гроф, М. Джеймс, К. Роджерс, К. Рудестам, Р. Ассаджоли, Д. Оллпорт, А. Маслоу, Д. Мид, Ч. Кули, Ф. Перлз и др.). При этом в педагогической и возрастной психологии подробно изучались психологические особенности подростков. Однако в контексте аутопсихологической и аутопсихотерапевтической компетентности они практически не исследовались.
Цель исследования — выявить сущностные характеристики формирования аутопсихотерапевтической компетентности подростков.
Объект исследования - аутопсихотерапевтическая компетентность подростков.
Предмет исследования - процесс формирования аутопсихотерапевтической компетентности подростков.
Гипотезы исследования
1. Формирование аутопсихотерапевтической компетентности в подростковом возрасте возможно и необходимо, так как именно этот период является сензитивным для формирования знаний, умений и навыков, включая сопровождающие этот процесс различные составляющие психологической и аутопсихологической компетентности.
2. Эффективность формирования аутопсихотерапевтической компетентности подростков зависит от специальных акмеологических условий и факторов, обеспечивающих успешность этого процесса. При этом условия формирования аутопсихотерапевтической компетентности у подростков должны быть обеспечены: программно-целевой направленностью, применением специально разработанного комплекса методик формирования необходимых психологических качеств, имеющих устойчивый характер.
3. Результатом формирования аутопсихотерапевтической компетентности должно стать улучшение психического и физиологического состояния подростков.
Объект, предмет, цель и гипотеза исследования определили постановку и решение следующих задач:
1. Обобщить состояние проблемы исследования, раскрыть сущность и содержание понятия «аутопсихотерапевтическая компетентность» и его психолого-акмеологические характеристики.
2. Выявить критерии, показатели и уровни сформированности аутопсихотерапевтической компетентности.
3. Разработать модель и алгоритм формирования аутопсихотерапевтической компетентности.
4. Определить условия и факторы эффективности формирования аутопсихотерапевтической компетентности подростков.
5. Обосновать необходимость психолого-акмеологического сопровождения процесса формирования аутопсихотерапевтической компетентности у подростков и раскрыть его содержание.
Теоретико-методологическую базу исследования составляют фундаментальные принципы психологии: единства сознания и деятельности, детерминизма, системности, деятельностного подхода к исследованию психики (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, А.А. Деркач, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков и др.); специальные методологические принципы и подходы акмеологии: субъектно-деятельностный и интегративный, соотношения имплицитного и эксплицитного, потенциального и актуального, принципы моделирования, оптимизации и развития (К.А. Абульханова-Славская, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, О.С.Анисимов и др.). Исследование базировалось также на разработках в области акмеологических технологий и психотехнологий развития (А.А. Деркач, А.С. Гусева (Карпенко), А.П. Ситников.).
Методы исследования. Для подтверждения выдвинутых гипотез и решения исследовательских задач использовался комплекс научных методов и методик, включая логический и сравнительно-сопоставительный анализ, синтез и моделирование.
Эмпирические методики включали: анкетирование, наблюдение, опросы и беседы. В исследовании самоотношения использовалась методика В.В. Столина, С.Р. Пантилеева, в определении уровня тревожности и нейротизма — диагностический тест и личностный тест-опросник, а также тест «Несуществующее животное». В работе представлены также результаты экспертного опроса и материалы рабочих тетрадей, личных дел и медицинских карт подростков.
При обобщении и анализе материалов экспериментальной работы использовались методы статистической обработки данных с применением статистического пакета «Excel», «Statstic for Windows 98».
Эмпирическую основу составили исследования 140 учащихся 12-15 лет в период с 2006 по 2009 год на базе ГОУ № 510. Занятия по формированию аутопсихотерапевтических знаний, умений и навыков были включены в расписание занятий и проводились один раз в неделю по 1,5-2 часа. Кроме того, работа с подростками предполагала регулярные индивидуальные консультации и при необходимости психокоррекционные занятия.
Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивалась обоснованностью исходных теоретико-методологических подходов и принципов, комплексностью, апробированными и надежными методиками, репрезентативностью выборки, математическими методами, статистической значимостью полученных данных.
Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна
1. Определено, что продуктивное решение проблемы формирования аутопсихотерапевтической компетентности подростков возможно с опорой на акмеологические подходы и принципы, позволяющие интегрировать результаты научных исследований в области психологии, педагогики, медицины применительно к подростковому периоду развития индивида. Акмеологическая система знаний позволяет определить аутопсихотерапевтическую компетентность подростка как обладание знаниями, умениями и навыками, позволяющими проводить самодиагностику, саморегуляцию и самокоррекцию своего психологического состояния и в конечном итоге способствует сохранению его здоровья.
2. Выявлено, что уровень аутопсихотерапевтической компетентности подростков является явно недостаточным. Эта компетентность формируется стихийно на основе обыденных представлений и не всегда позитивного жизненного опыта. Доказана возможность формирования аутопсихотерапевтической компетентности на основе способности и готовности подростков к развитию и саморазвитию умений и навыков самодиагностики, саморегуляции и самокоррекции.
3. Определена и обоснована система критериев и показателей сформированности аутопсихотерапевтической компетентности подростков. В конечном итоге интегративным критерием сформированности аутопсихотерапевтической компетентности являются характеристики здоровья подростка. Базовым показателем является физиологическое состояние систем организма подростка. Показателями аутопсихотерапевтической компетентности является способность подростка к рефлексии - осознанию своих эмоциональных состояний, оценки их адекватности в той или иной жизненной ситуации, готовности справляться с негативными последствиями стресса, способность к социальной адаптации (продуктивность обучения, эффективность социальных коммуникаций и т.д.). Выявлены высокий, средний и низкий уровни аутопсихотерапевтической компетентности подростка.
4. Разработаны психолого-акмеологическая модель и алгоритм формирования аутопсихотерапевтической компетентности подростков. Модель включает: а) теоретическую часть, определение подходов и принципов формирования аутопсихотерапевтической компетентности применительно к подростковому периоду развития индивида, выбор и обоснование методического и экспериментального инструментария; б) эмпирическую часть, ориентированную на практическую экспериментальную работу, а также проведение экспертного опроса. Алгоритм продуктивного формирования аутопсихотерапевтической компетентности отражает этапность и выражен в следующей последовательности процесса формирования: обучение саногенному мышлению, выработка умения управлять собой, развитие саморефлексии; формирование навыков самодиагностики; обучение саморегуляции; обучение самокоррекции психологического состояния; закрепление новых знаний, умений, навыков и позитивное подкрепление. Формирование аутопсихотерапевтической компетентности включает также диагностику исходного функционального состояния нервной системы подростков по специально подобранной батарее методик и формирующий эксперимент. Подтверждено в результате проведенного эмпирического исследования, что разработанный алгоритм обеспечивает позитивные изменения в психологическом и физиологическом состоянии подростков, выраженном в значимом снижении нейротизма, ситуативной и личностной тревожности, в положительной динамике показателей самоотношения.
5. Выявлены объективные и субъективные акмеологические условия и факторы эффективности формирования аутопсихотерапевтической компетентности. К объективным условиям относятся: высокий уровень профессионализма психолого-педагогической деятельности и наличие созидающей среды; организация в школах психолого-акмеологической службы, интеграция взаимодействий педагогов, психологов и родителей в процессе формирования аутопсихотерапевтической компетентности. Субъективные включают: способность к саморазвитию, позитивное самоотношение, коммуникативную и перцептивную компетентность; способность формирования адекватной самооценки и навыков здорового образа жизни.
6. Доказано, что эффективность формирования аутопсихотерапевтической компетентности обеспечивается организацией процесса его психолого-акмеологического сопровождения. Психолого-акмеологическое сопровождение предполагает создание психолого-акмеологической службы как интегративной системы, включающей эффективное взаимодействие всех субъектов, участвующих в этом процессе, а именно: педагогический коллектив, семью, школьных психологов и педиатров.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении современных научных представлений о феномене аутопсихотерапевтической компетентности, в разработке понятийного аппарата, теоретической модели процесса формирования аутопсихотерапевтической компетентности подростков, выявлении критериев, уровней и показателей аутопсихотерапевтической компетентности. Представлена структура и содержание психолого-акмеологического сопровождения формирования аутопсихотерапевтической компетентности подростка в государственном образовательном учреждении.
Практическая значимость исследования состоит в использовании теоретических и прикладных выводов и положений при оптимизации процессов формирования аутопсихотерапевтической компетентности подростков. Их отражение в учебно-методических разработках и рекомендациях, а также успешная апробация на практике подтвердили практическую целесообразность их внедрения в практику обучения и воспитания подростков в условиях государственных образовательных учреждений.
Показана возможность использования акмеологического алгоритма формирования начальных основ аутопсихотерапевтической компетентности в системе школьной психологической службы, в практике индивидуального психологического консультирования, для разработки конкретных психотерапевтических рекомендаций.
Положения, выносимые на защиту
1. В условиях модернизации российского образования и социальных реформ в обществе, сопровождающихся на данный момент снижением уровня психического и физического состояния современных подростков, актуальной является проблема сохранения здоровья подрастающего поколения. Предпосылкой этого является формирование аутопсихотерапевтической компетентности подростков как обладание знаниями, умениями, навыками самодиагностики, саморегуляции и самокоррекции. Решение этой задачи возможно с опорой на разработанные в акмеологической науке подходы и принципы, а именно — субъектный и интегративный подходы, принципы развития и саморазвития, самоотношения, самоактуализации и самореализации.
2. Формирование аутопсихотерапевтической компетентности предполагает развитие у подростков аутопсихотерапевтических способностей, которые выражаются в готовности целенаправленного сознательного овладения знаниями, умениями, навыками самодиагностики, саморегулирования и самокоррекции психологического состояния с целью сохранения здоровья.
3. Интегративным критерием сформированности аутопсихотерапевтической компетентности подростков являются физические, психологические, социальные характеристики здоровья. Психологический компонент выражен в способности подростка к рефлексии своих эмоциональных состояний, готовности справляться с негативными последствиями различных жизненных ситуаций; социальный - в продуктивности обучения, эффективности социальных коммуникаций и социальной адаптации. По данным показателям можно выявить высокий, средний и низкий уровни аутопсихотерапевтической компетентности подростка.
4. Решение задачи формирования аутопсихотерапевтической компетентности подростка возможно при наличии научно обоснованной акмеологической модели и алгоритма. Модель должна содержать теоретический, методический и экспериментальный компоненты, позволяющие разработать эффективный акмеологический алгоритм формирования аутопсихотерапевтической компетентности. Данный алгоритм отражает этапность и последовательность процесса формирования аутопсихотерапевтической компетентности и ориентирует подростков на обучение саногенному мышлению, развитие навыков самодиагностики, саморегуляции, самокоррекции. Апробированный акмеологический алгоритм формирования аутопсихотерапевтической компетентности подростков позволяет осуществить поэтапное освоение знаний, умений и навыков, направленных на стабилизацию психологического состояния и сохранение здоровья.
5. Эффективность формирования аутопсихотерапевтической компетентности подростков обусловлена акмеологическими условиями и факторами. К основным из них относятся: высокий уровень профессионализма психолого-педагогической деятельности и наличие созидающей среды; интеграция взаимодействий педагогов, психологов и родителей, а также акмеолого-психологическое сопровождение этих процессов, организация в школах психолого-акмеологических служб.
Апробация и внедрение результатов исследования были проведены в ходе коррекционно-развивающей работы по формированию аутопсихотерапевтической компетентности подростков в ГОУ № 5Ю г. Москвы. Результаты исследования обсуждались на заседаниях проблемных групп и кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС при Президенте РФ.
Результаты и основные положения проведенного исследования были представлены в публикациях, использовались в процессе чтения лекций, на семинарских и практических занятиях в форме деловых игр, моделирования проблемных ситуаций при чтении спецкурса по «Коррекционной акмеологии» на кафедре акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС при Президенте РФ.
Материалы исследования докладывались на научной сессии Международного акмеологического института (Москва, 2007 год), на юбилейной научно-практической конференции с международным участием (Москва - Йошкар-Ола, 21-22 марта 2008 г.), на международной научно-практической конференции по психологическим проблемам человека в условиях инноваций и социальных изменений (26 февраля 2009 года, Москва).
Объем и структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.