Четверг, 2024-09-19, 10:54 PM
Приветствую Вас Гость

Учебные материалы

Главная » 2014 » Август » 22 » Скачать Формирование адаптивных установок старшеклассников в процессе группового взаимодействия. Сазонова, Светлана Дмитриевна бесплатно
2:01 AM
Скачать Формирование адаптивных установок старшеклассников в процессе группового взаимодействия. Сазонова, Светлана Дмитриевна бесплатно
Формирование адаптивных установок старшеклассников в процессе группового взаимодействия

Диссертация

Автор: Сазонова, Светлана Дмитриевна

Название: Формирование адаптивных установок старшеклассников в процессе группового взаимодействия

Справка: Сазонова, Светлана Дмитриевна. Формирование адаптивных установок старшеклассников в процессе группового взаимодействия : диссертация кандидата психологических наук : 19.00.07 Самара, 2002 178 c. : 61 02-19/327-7

Объем: 178 стр.

Информация: Самара, 2002


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ АДАПТИВНЫХ УСТАНОВОК
11 Понятие адаптации в классической и современной психологии
12 Адаптация как творческий процесс
13 Индивидуально-типологическая концепция изучения личности в процессе адаптации
14 Задача формирования адаптивных установок как задача развития позитивной направленности сознания
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ АДАПТАЦИИ И РАЗВИТИЯ
ШКОЛЬНИКОВ
21 Методологические подходы к изучению механизмов адаптации и развития школьников Схема эксперимента
22 Методы диагностики индивидуально-типологических особенностей личности
23 Методы дифференциации индивидуально-типологических особенностей личности
24 Методы коррекции адаптивных установок дта»»шеклассников
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ„л::
ГЛАВА 3 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ И АДАПТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ
31 Экспериментальные исследования индивидуально-типологических особенностей развития и адаптации школьников с использованием корреляционного анализа
32 экспериментальнье исслвдования задачи дифференциации способов адаптации с использованием кластерного анализа
33 Экспериментальные исследования адаптивных установок школьников
34 Результаты изменения адаптивных установок школьников после проведения коррекционных занятий
ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ

Введение:

Актуальность исследования определяется исключительной важностью вопроса о формировании гражданской позиции молодых людей в современных условиях реформирования гражданского общества.
Как правило, этот вопрос ставится в декларативной форме в контексте проблем воспитания и развития личности. При этом за рамки идеологии воспитания и формирования гражданской позиции выносится вопрос о формировании адекватных и достойных методов приспособления к жизнедеятельности, т.е. проблема формирования гражданской позиции отделяется от проблемы социально-психологической адаптации старшеклассников. Думается, что эти проблемы не должны разделяться. Постановка вопроса о социально-психологической адаптации совместно с вопросом о формировании гражданской позиции позволит использовать инструментально-терминологический аппарат изучения адаптации для постижения процесса формирования гражданской позиции. Для успешной работы в этом направлении необходимо по-новому подойти к проблеме адаптации, расширив трактовку некоторых понятий, в частности, не ограничиваться пониманием адаптации только как приспособления, но трактовать адаптацию как жизненное творчество.
В настоящее время проблема социально-психологической адаптации как творчества приобретает для старшеклассников большую актуальность. Это связано с высоким темпом изменений реальности и с большими психологическими нагрузками, что обусловливает необходимость не только выдержать этот темп, но и реагировать на него в конструктивном ключе. Выпускники должны войти во взрослую жизнь, осознав свою гражданскую позицию и будучи способными к творчеству в своих отношениях с обществом, а для этого они должны быть психологически подготовлены к современному темпу жизни и социальным изменениям.
Проблема адаптации старшеклассников - далеко не новая психолого-педагогическая проблема. Проблемы адаптации исследовались Л.С.Выготским, А.Ф.Лазурским, Э.Нойманном, В.А.Петровским, С.Л.Рубинштейном, С.Л.Франком, К.Юнгом. Адаптацию А.Ф.Лазурский рассматривал с точки зрения взаимодействия личности с миром, а творчество - в контексте адаптации (человек "ощущает свой центр и органическую связь с миром"), как один из ее видов. Л.С.Выготский, Ж.Пиаже изучали механизмы адаптации как реакции аккомодации, доминирования, ассимиляции, диссимиляции. В.А.Петровский при изучении феномена "неадаптивной активности" обосновал механизм преодоления и развития личности в концепции адаптации.
Анализ научной литературы выявил, что проблема изучения механизмов адаптации как творчества не была предметом специального психолого-педагогического исследования.
Для углубления научных представлений о механизмах адаптации как творчества необходимо обосновать соответствующий инструментарий. В рамках этой проблемы интерес представляет прежде всего изучение такого феномена, как адаптивная установка. Работы Д.Н.Узнадзе по теории установки и работы Р.Ассаджоли, Э.Берна, С.Грофа, А.Маслоу, Ф.Перлза, Э.Фромма, Д.Харриса, Э.Эриксона по развитию позитивной направленности сознания и субъектного начала послужили основой для раскрытия понятия "адаптивная установка", под которой мы понимаем состояние сознания субъекта адаптации, а именно степень активности в его отношениях к миру, к новым обстоятельствам, к окружающим, к себе. Адаптивная установка может иметь позитивную или негативную направленность в зависимости от готовности человека воспринимать новый опыт или отказываться от него в силу личностных противоречий. В первую очередь это противоречие между требованиями, предъявляемыми обществом к гражданской позиции старшеклассника, и его внутренней потребностью в сохранении привычной личностной позиции для удержания жизненного равновесия.
Стремление найти пути разрешения указанного выше противоречия определило проблему нашего исследования. В теоретическом плане это проблема обоснования сущности феномена адаптивной установки. В практическом плане - проблема организации процесса формирования гражданской позиции и адаптивных установок позитивной направленности.
Объект исследования - гражданская позиция и адаптивные установки старшеклассников.
Предмет исследования - формирование у старшеклассников адаптивных установок позитивной направленности путем специальной организации процесса группового взаимодействия с учетом индивидуально-типологических особенностей адаптации и развития учащихся.
Цель - разработка модели процесса группового взаимодействия, обеспечивающего формирование гражданской позиции путем коррекции направленности адаптивных установок.
Гипотеза исследования. Мы предположили, что формирование гражданской позиции старшеклассников возможно за счет психолого-педагогической коррекции адаптивных установок учащихся и формирования их позитивной направленности при условии, что коррекционная программа строится с учетом индивидуально-типологических особенностей адаптации и развития учащихся в процессе группового взаимодействия.
Задачи исследования:
1. Конкретизировать научное представление о сущности понятия "адаптивная установка1'.
2. Выявить способы адаптации на основе изучения индивидуально-типологических особенностей личности старшеклассников.
3. Разработать коррекционную программу формирования гражданской позиции и адаптивных установок у старшеклассников в условиях общеобразовательной школы.
4. Апробировать коррекционную программу и выявить динамику изменения адаптивных установок у старшеклассников.
Методологической основой исследования является системный подход к изучению психических процессов, теории личности, теории установок, отечественные и зарубежные концепции адаптации, развития и творчества.
Источниками исследования являются положения и идеи:
• об адаптации и развитии личности (В.Г.Ананьев, Л.И.Анцыферова, А.Г.Асмолов, Л.И.Божович, А.В.Запорожец, Н.А.Корниенко
A.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, И.А.Милославова, А.В.Петровский, Р.Ассаджоли, Э.Берн, Ф.Перлз, К.Роджерс, Д.Ризо, В.Сатир, В.Франкл, З.Фрейд, Э.Фромм);
• о психологической адаптации (Л.С.Выготский, А.Ф.Лазурский,
B.А.Петровский, Э.Берн, Ж.Пиаже, К.Юнг);
• о жизненном творчестве (Н.А.Бердяев, А.А.Бодалев, Я.Л.Пономарев, П.А. Флоренский, С.Л. Франк, Э.Нойманн);
• о сознании и о бессознательном (А.Н.Арлычев, М.Д.Купарашвили, А.В.Либин, С.Э.Парилис, В.Ф.Петренко, Л.М.Попова, А.П.Федоркина);
• о социально-психологических установках (Г.В.Акопов,
A.Г.Асмолов, Д.Ш.Квавилашвили, Ш.А.Надирашвили, Н.Н.Навчадзе, Л.Г.Попрова, О.В.Солонкина, Д.Н.Узнадзе, Э.С.Чугунова, Г.М.Шавердян);
• о типических особенностях личности (А.Ф.Лазурский,- А.Личко,
B.М.Минияров, В.М.Русалов, Р.Ассаджоли, Э.Берн, Э.Кречмер, К.Леонгард, М.Люшер, Э.Фромм, К.Юнг);
• об адаптации и развитии личности в современном обществе (Е.В.Витенберг, Э.А.Грибенникова, С.Ю.Канн, Н.В.Ковалева, Н.С.Офицеркина);
• об адаптации и развитии старшеклассников (Ю.Я.Горбунов, Т.В.Заретова, J1.А.Запорожец, Л.В.Зубова, У.В.Кала, И.О.Кононенко, Н.В.Морозова, Г.Г.Овчинникова, Н.Г.Оловникова, Н.Б.Шкопоров, И.А.Ширшова).
Существенное значение имеют разработанные в рамках гуманистической и трансперсональной психологии идеи о конструктивных состояниях сознания (Р.Бэндлер, С.Гроф, Дж.Гриндлер, Дж.Грэхем, М.Джеймс, Д.Джонгвард, Дж.Рейнуотер, К.Ч.Тойч, Д.Харрис, Н.Хилл, Э.Эриксон).
Методы исследования.
Выбор методов исследования был обусловлен требованием наиболее полного решения задач на каждом этапе научно-исследовательской работы. Использовался комплекс методов:
• метод теоретического анализа психологической, социально-психологической, философской, педагогической, психотерапевтической литературы;
• лонгитюдный метод;
• формирующий эксперимент;
• диагностические методы (проективные тесты, графические методы, субъективное шкалирование);
• методы компьютерной обработки результатов диагностики (корреляционный анализ, кластерный анализ);
• методы группового взаимодействия (групповая дискуссия, мозговой штурм, игровой метод).
Организация и этапы исследования.
Опытно-экспериментальной базой исследования явилась общеобразовательная школа №1000 г. Москвы.
Исследование проводилось в несколько этапов.
1 этап. Изучение философской, педагогической, психологической литературы по проблеме; осмысление исходных методологических и теоретических положений исследования. Сформулированы цель, рабочая гипотеза, задачи исследования.
2 этап. В процессе экспериментальной работы в начале учебного года проводилось тестирование школьников, затем в течение года планомерно проводились занятия по методике "Гражданский Форум", и в конце учебного года проводилось повторное тестирование школьников. Проводились также наблюдения и индивидуальные консультации. По ходу работы шло осмысление проблем адаптации старшеклассников в процессе жизненного творчества, проверялась и уточнялась рабочая гипотеза исследования, конкретизировались теоретические положения работы, систематизировались и анализировались эмпирические данные. Результатом этого этапа явилось обоснование положений о значимости адаптивных установок в процессе адаптации и о возможности их изменения через систему специально организованных занятий. Проведена компьютерная обработка диагностического материала и теоретическое осмысление результатов.
3 этап. Проведена апробация коррекционной программы формирования адаптивных установок, уточнены особенности коррекционной программы и отработана система проведения коррекционных групповых занятий. Обобщены результаты и сформулированы выводы, подтверждающие гипотезу исследования. Произведено оформление диссертации.
Положения, выносимые на защиту:
1. Адаптивная установка, понимаемая как готовность реагировать определенным образом на жизненные ситуации, может выступить в качестве инструментального понятия, которое позволит дифференцировать способы адаптации и развития школьников.
2. Исследования адаптивных установок и типов личности с помощью диагностического комплекса, корреляционного и кластерного анализа позволят определить индивидуально-типологические особенности школьников и способы их адаптации и развития.
3. Позитивная или негативная направленность адаптивных установок обуславливает симптомы адаптации и дезадаптации, а также конструктивные и деструктивные способы адаптации.
4. Адаптивные установки позитивной направленности можно формировать в ходе специально организованного процесса группового взаимодействия при условии знания индивидуально-типологических особенностей и способов адаптации школьников. Динамика изменения адаптивных установок зависит от пола и возраста школьников.
Структура диссертации соответствует логике исследования и включает в себя введение, три главы, заключение, список литературы и приложение.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 3135
Пароль: 3135
Скачать файл.
Просмотров: 137 | Добавил: Аня41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz