Четверг, 2024-09-19, 10:57 PM
Приветствую Вас Гость

Учебные материалы

Главная » 2014 » Сентябрь » 28 » Скачать Феномен праздника в контексте отечественной культуры. Пронина, Ирина Николаевна бесплатно
11:53 PM
Скачать Феномен праздника в контексте отечественной культуры. Пронина, Ирина Николаевна бесплатно
Феномен праздника в контексте отечественной культуры

Диссертация

Автор: Пронина, Ирина Николаевна

Название: Феномен праздника в контексте отечественной культуры

Справка: Пронина, Ирина Николаевна. Феномен праздника в контексте отечественной культуры : диссертация кандидата философских наук : 24.00.01 Саранск, 2001 143 c. : 61 01-9/410-2

Объем: 143 стр.

Информация: Саранск, 2001


Содержание:

ГЛАВА
I СМЫСЛ ПРАЗДНИКА КАК ОСНОВАНИЯ И ФОРМЫ БЫТИЯ
11 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ПРАЗДНИКА И
12 ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРАЗДНИКА
13 НАЦИОНАЛЬНЫЙ, РОССИЙСКИЙ ПРАЗДНИК КАК ВЫРАЖЕНИЕ МЕНТАЛЬНОСТИ
ГЛАВА
II ЭВОЛЮЦИЯ ПРАЗДНИКА В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ
21 "МИР ПРАЗДНИКА" КАК СФЕРА ДУХОВНОГО И ИСТОРИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
22 ТОТАЛИТАРНЫЙ ПРАЗДНИК В СОВЕТСКОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ МОДЕЛИ

Введение:

Актуальность исследования. Феномен праздника - один из наиболее устойчивых элементов культурного континуума, "первичная форма человеческой культуры" (М. М. Бахтин). Однако праздник никогда не принадлежал какому-то одному синхронному срезу культуры, он всегда пронизывал этот срез по вертикали, приходя из прошлого и уходя в будущее. Бытование праздника определяется смысловым полем той культуры, в которой он существует. В праздничных типах жизнедеятельности, поведения и сознания оформляются и приобретают относительную самостоятельность социально-субъективные моменты жизни общества (праздник аккумулирует и преломляет философские, социальные искания эпохи, отражает меняющееся соотношение личности и общества и т. д.). Развитие культуры не только не снимает, но еще более актуализирует вопрос о смысле праздника и его сущности.Современная праздничная культура представляет причудливый симбиоз различных типов и жанров праздника. Праздничный текст произвольно составлен из наслоений различных семиотических систем: широко используются идеи и маскарадной, и карнавальной культур, и традиция ряженья, и т. п. Праздничная стихия сочетает в себе элементы как христианских (Рождество, Пасха и др.), так и дохристианских языческих праздников (Масленица, День Ив. Купалы), обломки "советских" обычаев и обрядов (1 мая, 7 ноября) и принципиально новые формы (кинофестивали, презентации, шоу и т. п.). Наряду с этим расширяются контакты с ранее незнакомыми обычаями и традициями, что нашло выражение в праздновании Татьяниного дня, Дня Св. Валентина, Хэллоуина, католического Рождества.Разнообразие на рынке "праздничного предложения" свидетельствует о том, что праздник ищет новые механизмы для своей реализации и может рассматриваться как следующий этап его эволюции, а, следовательно, и как новая эра в его осмыслении. В связи с этим актуально обращение к феномену праздника.Актуальность настоящего исследования определяется следующими аспектами: во-первых, первостепенной значимостью культурологического подхода, где основополагающее значение приобретает интегративная тенденция, позволяющая представить праздник как явление более масштабное: как синтез социального и духовного, универсального и конкретно исторического содержания.Во-вторых, актуальность связана с практическими потребностями, которые вытекают из нового процесса культуры - возрождения, вытесненных на периферию, и считающихся исторически изжитыми духовных пластов. Изменения, происходящие в духовной сфере, вызывают пересмотр и переосмысление праздничных обрядов. Обращение к исследованию ментальности праздника, его эволюции в русской культуре способствует выявлению традиционных стереотипов праздничного поведения, традиционных ценностей, национальных образов культуры, позволяя смоделировать те культурные ситуации, которые станут адекватным отражением сегодняшней действительности.Степень научной разработанности проблемы. Проблема праздника не является новой. Многоаспектность содержания данного феномена отражает степень его изученности. Праздник не раз являлся объектом изучения таких наук, как социология, этнография, фольклористика, философия, искусствоведение.В исследованиях философов и теоретиков культуры праздник рассматривался по следующим проблемам: праздник и культура (М. М. Бахтин, А. Я. Гуревич, В. В. Иванов); праздник и игра (Й. Хейзинга); праздник и смеховая культура (М. М. Бахтин, д. с . Лихачев, Ю. М. Лотман, А. М. Панченко, В. Я. Пропп, Б. А. Успенский). Помимо исследуемых проблем данные работы содержат ряд методологических выводов и обобщений, с позиций которых ведется изучение праздника.Из теоретических работ выделяется обширный пласт литературы социологического характера, где праздник определяется как общественный институт, отражающий уклад жизни, сферу идеалов, традиции {Я. П. Белоусов, А. В. Бенифанд, К. Жигульский, А. А. Руднев, Д. М. Угринович и др.). В рамках данного направления можно выделить работу А. И. Мазаева "Праздник как социально-художественное явление.Опыт историко-теоретического исследования", которая представляет собой наиболее комплексное исследование феномена.В социальной педагогике праздник рассматривается как тип социальной связи, с целью эффективного воздействия на личность (Д. М. Генкин, А. А. Конович, Л. Лаптева, Е. В. Руденский, В. Г. Шабалин).Исследование социологии культурных форм, реконструкция различных видов праздников в городской культуре нашли отражение в работах А. М. Конечного, А. Г. Левинсона, А. Ф. Некрыловой, О. В. Немиро.В этнографической науке праздник, с одной стороны, предстает как ретранслятор и аккумулятор национальных традиций, обрядов, обычаев (А. К. Байбурин, Т. Я. Бернштам, М. М. Громыко, В. И. Чичеров и др.), с другой стороны, исследователи акцентируют внимание на архаических особенностях праздника (А. Абрамян, В. Я. Пропп, Токарев, В. И. Топоров).В культурологических исследованиях, число которых стремительно увеличивается за последнее время, разработка проблем праздника осуществляется по следующим направлениям; карнавальная культура (на примере западноевропейского средневековья) М. М. Бахтин, В. П. Даркевич, М. Ю. Реутин; типология карнавальной и маскарадной культур в литературных текстах (А. Л. и А. Гринштейн); роль праздничной традиции в нравственном и эстетическом формировании личности (В. П. Исаенко, И. В. Колинько); праздник в дворянской культуре, где праздник предстает как часть бытовой или развлекательной (досуговой) культуры (Б. Р. Егоров, Ю. М. Лотман, В. Турчин, Н. А. Хренов).Следует отметить некоторые частные проблемы, по которым ведется изучение: тоталитарный праздник (А. В. Захаров, А. И. Щербинин); первобытный праздник (А. Ф. Еремеев); попытка философского анализа христианских праздников (Е. Б. Рашковский). Различные культурные преломления праздника исследовались в проблемном поле провинциальной культуры (Е. Я. Бурлина, Н. И. Воронина, И. В. Чванов).Отдельные аспекты праздника затрагиваются в связи с проблемой менталитета как в работах философов (В. К. Кантор), так и психологов (К. Касьянова).Таким образом, накоплен обширный исследовательский материал, тем не менее, многогранность данной проблемы позволяет выделить новые аспекты изучения праздника. В культурологии научные изыскания ведутся в основном по частным проблемам, что не снимает вопрос об актуальности теоретического исследования. Недостаточно разработана проблема праздника в российском историко-культурном пространстве, не прослежена специфика его ментальных особенностей.Цели и задачи исследования. Цель диссертации - рассмотреть феномен праздника в пространстве отечественной культуры, как на общетеоретическом, так и на исторически конкретном уровнях. в соответствии с целью диссертации ставятся следующие задачи: - выявить содержание и структуру праздника как философскокультурологической категории; - обосновать теоретические модели праздника; - рассмотреть механизмы функционирования праздника; - выделить ментальные особенности праздника; - проследить эволюцию праздника в русской культуре, выделив при этом духовные константы для каждого культурноисторического типа.Объектом исследования выступает праздник как феномен культуры, предметом - диалектика исторической динамики праздника в русской культуре.Методологическая база исследования: Для понимания рассматриваемой проблемы теоретикометодологическим основанием стали труды М. М. Бахтина, А. Я. Гуревича, Д. Лихачева, Ю. М. Лотмана, Й. Хейзинги, раскрывающие разнообразные методологические аспекты теории праздника.Методологическое значение для понимания проблемы имели общетеоретические исследования Н. А. Бердяева, Н. И. Ворониной, Г. Д. Гачева, И. А. Ильина, В. К. Кантора, К. Касьяновой, И. В. Кондакова, Н. О. Лосского, X. О. Ортеги - и - Гассета, В. В. Розанова, Э. В. Соколова, Г. П. Федотова.В диссертации использованы следующие методы, обусловленные спецификой данной работы: структурно-функциональный метод, на базе которого определяется сущностное содержание праздника, его составляющие компоненты, механизмы функционирования; сравнительно-исторический метод, позволяющий представить праздник в конкретных исторических формах; интегративный метод, позволяющий применить знания, полученные различными науками к задачам, поставленным в настоящем исследовании.Научная новизна исследования. Осмысление феномена праздника в культурологическом пространстве позволило сформулировать несколько новых положений выносимых на защиту.1. Выстроены теоретические модели праздника в пространственновременном контексте культуры: "Жизнь - не праздник, праздник - не укизнь", где праздник предстает как модельная инаковость реальной действительности, как компенсаторная форма, разрешения существующих противоречий. "Жизнь как праздник, праздник как жизнь", где праздник форма самой жизни, пронизывающая и общественную жизнь, и быт, и моду, и архитектуру, и общественное поведение (на примере культуры XVIII века). "Жизнь - в празднике, праздник - в жизни", где праздник выступает как сфера непредсказуемого реально-практического поведения, заключающего в себе угрозу конфликта. "Жизнь есть праздник, праздник есть ж;изнь", где праздник отражение жизни, которая конструирует праздник по собственному образу и подобию.2. Выявлены функциональные особенности праздника, по-разному проявляющееся как в различные исторические периоды, так и в различных социокультурных ситуациях.3. Обоснована роль менталитета, как составляющей основы праздника, определяющей на протяжении длительного времени его национальное своеобразие, выделены следующие черты русской ментальности, которые отразил праздник (гостеприимство, отсутствие середины; культ природы, коллективизм).4. Выявлена эволюция праздника в отечественной культуре, как на хронологическом, так и на смысловом уровнях, при этом обозначены следующие духовные константы: язычество, как важнейшее духовное основание народной праздничной культуры, проявившееся в феномене скоморошества, в специфике древнерусского смеха, в отношение к природе; христианство, как неотъемлемая часть русской культуры и ментальности, нашедшая выражение в празднике (идея соборности, отношение к святыне, традиции обрядоверия, концепция линейного времени); светская культура, возникшая в недрах дворянской культуры (уникального духовного и культурного образования), и создавшая целый комплекс праздничных форм (балы, маскарады, домашний театр, система усадебных праздников), имеющих общекультурный смысл.5. Рассмотрен тоталитарный праздник как "ценностноадаптационное пространство" советской тоталитарной системы, выделены следующие его особенности: официальность, массовость, сакральность и идеальность, грандиозность и замкнутость категории "праздничного пространства".Практическая ценность исследования: осмысление связанных с феноменом праздника значимых механизмов культуры имеет как теоретическую, так и практическую ценность. Актуальность темы исследования позволяет использовать материалы и выводы диссертации при чтении общих и специальных курсов культурологии, истории и теории культуры, а также при составлении культурно-досуговых программ, предполагающих освоение духовно-практического опыта праздничной культуры.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 3135
Пароль: 3135
Скачать файл.
Просмотров: 768 | Добавил: Аня41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz