Четверг, 2024-09-19, 10:47 PM
Приветствую Вас Гость

Учебные материалы

Главная » 2014 » Август » 22 » Скачать Этнический и конфессиональный состав немцев Павлодарского Прииртышья в XX - начале XXI века. Подопригора, Юлия Ивановна бесплатно
1:50 AM
Скачать Этнический и конфессиональный состав немцев Павлодарского Прииртышья в XX - начале XXI века. Подопригора, Юлия Ивановна бесплатно
Этнический и конфессиональный состав немцев Павлодарского Прииртышья в XX - начале XXI века

Диссертация

Автор: Подопригора, Юлия Ивановна

Название: Этнический и конфессиональный состав немцев Павлодарского Прииртышья в XX - начале XXI века

Справка: Подопригора, Юлия Ивановна. Этнический и конфессиональный состав немцев Павлодарского Прииртышья в XX - начале XXI века : диссертация кандидата исторических наук : 07.00.07 / Подопригора Юлия Ивановна; [Место защиты: Том. гос. ун-т] - Омск, 2009 - Количество страниц: 218 с. Омск, 2009 218 c. :

Объем: 218 стр.

Информация: Омск, 2009


Содержание:

Введение
1 Формирование этнического и конфессионального состава немцев Павлодарского Прииртышья в 1901 -1940 гг
11 Немецкие колонисты в переселенческом потоке в Степной край и Туркестан в конце XIX - начале XX в
12 Переселение немцев и формирование компактных немецких поселений на территории Павлодарского Прииртышья в 1901 - 1940 гг
13 Конфессиональный состав немцев Павлодарского Прииртышья в 1901-1940 гг
2 Этнический и конфессиональный состав немцев Павлодарского Прииртышья в 1941 г - начале XXI в
21 Изменение численности и размещения немецкого населения в 1941-1991 гг
22 Конфессиональный состав немцев Павлодарского Прииртышья в 1941 — 1991 гг
23 Эмиграция немцев и её последствия в 1990-х гг - начале XXI в
24 Этнический и конфессиональный состав немцев Павлодарского Прииртышья в начале XXI в

Введение:

Актуальность. В современный период в Казахстане - полиэтничном государстве — проживают представители более чем 120 этносов1, в том числе и немцев. В таких условиях одной из приоритетных задач государства и гражданского общества является обеспечение межэтнического и межконфессионального согласия в РК, достижение которого невозможно без изучения историко-культурного наследия народов, населяющих РК. Казахстан в силу своего географического и геополитического положения, исторических и культурных традиций вынужден балансировать между Западом и Востоком, Европой и Азией. Многовекторность развития страны проявляется не только в политике и экономике, но и в социально-культурной сфере. Невозможность построения мононационального, монокультурного, монорелигиозного общества на современном этапе развития казахстанского общества и, соответственно, необходимость совместного проживания представителей многочисленных этносов предполагает изучение самых различных аспектов положения различных народов, в том числе, истории их появления и формирования, особенностей пребывания, причин эмиграции* и реэмиграции. Несмотря на внешнее спокойствие и некую умиротворенность в сфере межнациональных отношений в современной РК, эта сфера потенциально опасна проявлениями интолерантности, эмоциональными и не всегда объективными оценками происходящих событий в общественной жизни, спекуляциями на национальной и межнациональной почве. Последствия обострений становятся гораздо более значительными, когда в обществе отсутствует понимание и уважение культурно-исторических особенностей различных народов, что происходит, в том числе, и по причине недостаточного внимания к этим вопросам со стороны исследователей различных областей знаний.
Немцы всегда представляли значительную часть населения как в целом в-Казахстане, так и в отдельных его регионах. История и культура этнических немцев являются составной частью мультикультурной мозаики современного
Павлодарского Прииртышья. В XX в. Павлодарское Прииртышье становится одним из регионов компактного проживания немцев в Казахстане. В результате добровольных и принудительных миграций на его территории сформировалось немецкое население, гетерогенное по своему этническому и конфессиональному составу. В конце XX - начале XXI в., в результате массовой эмиграции немцев из Казахстана, резко снизилась численность немецкого населения Павлодарского Прииртышья, с карты Павлодарской области исчезло большинство сельских населенных пунктов с преобладанием немецкого населения.
Таким образом, изучение этнической истории немцев Павлодарского региона приобретает большое значение и в аспекте национально-культурного возрождения немецкого населения Павлодарской области, сохранения и развития имеющегося культурного потенциала немцев региона в современный период поиска нового вектора этнического развития немцев в Казахстане.
Степень изученности. В советскую эпоху исследования проблематики этнической истории немцев, проживающих в союзных республиках, находились под неофициальным запретом в течение длительного периода. Во время демократических изменений в постсоветских республиках, в том числе и в РК, история и культура немецкого населения стали предметом общественного внимания и пристального изучения ученых различных направлений. И если на сегодняшний день более или менее изучены вопросы общей истории и культуры немцев в Казахстане, то в контексте региональной истории вопросы этнической истории немцев разработаны недостаточно. Отсутствие самостоятельных исследований, посвященных этнической истории немцев Павлодарского Прииртышья, вовсе не означает, что исследуемая нами проблема и близкие к ней вопросы никак до сих пор в литературе не представлялись. Выданной работе было выделено несколько тематических групп исследований.
Первая группа - этнографические исследования.
Этнографическим изучением немецкого населения Казахстана, в частности, немцев изучаемого региона, ученые стали заниматься лишь в конце XX - начале XXI в. В 1980-е гг. сотрудниками Института истории и этнографии им. Ч.Ч. Валиханова Академии наук КазССР была исследована структура и тип семьи у немцев Семиречья2. В 1989 г. сотрудниками отдела этнологии данного института, Института этнографии им. М.М. Миклухо-Маклая АН СССР, Казахского государственного университета им. С.М. Кирова в рамках этносоциологического исследования «Изучение основных тенденций в развитии социокультурного облика национальных меньшинств в условиях полиэтнического населения Казахстана» была дана характеристика этнокультурного облика сельских немцев Казахстана в местах дисперсного расселения (на примере Алма-Атинской области)3. Результаты данной работы выявили тенденцию этнической, языковой и культурной ассимиляции немецкого населения русским населением; значительное сужение сферы применения немцами родного языка и расширение сферы влияния русской культуры на немцев Казахстана. В 1986 г. О.В. Наумова и C.B. Чешко, сотрудники Института этнографии им. М.М. Миклухо-Маклая АН СССР, провели этносоциологическое обследование нескольких групп немецкого населения в Казахстане, по результатам которого вышел ряд публикаций4. В последующие годы специальные комплексные этнографические исследования немецкого населения в областях Казахстана не проводились.
Этнографическим изучением немецкого населения занимались и продолжают заниматься в настоящее время некоторые региональные историко-краеведческие музеи5, которые в ходе историко-этнографических экспедиций осуществляют сбор материала по материальной и духовной культуре немецкого населения Казахстана, формируют музейные экспозиции и этнографические коллекции и пр. Так, например, в конце 1990-х - начале 2000-х гг. Павлодарский областной историко-краеведческий музей им. Г.Н. Потанина провел ряд этнографических экспедиций, в ходе которых были собраны предметы культуры и быта, часть из которых была выставлена в экспозиции, посвященной истории и культуре немецкого населения региона6. Стоит отметить, что данные работы проводятся разрознено, поэтому инвентаризация коллекций музеев РК на предмет выявления материалов по духовной и материальной культуре немцев, составление и издание каталогов этнографических коллекций по культуре казахстанских немцев является одним из перспективных направлений будущих исследований.
Напротив, в России, Украине, Германии, где были созданы научные центры, лаборатории, открыты специализированные кафедры , развернулись активные исследования немецкого населения. В связи с этим хотелось бы отметить деятельность этнографов Омского региона, где с 1989 г. и по настоящий период по инициативе Н.А. Томилова и под руководством Т.Б. Смирновой проводятся комплексные этносоциологические исследования немецкого населения Сибири, а с 1996 г. в Омском государственном о университете действует лаборатория этнографии и истории немцев Сибири . Для нашей работы большое значение имеют исследования А.Н. Блиновой, А.Р. Бетхера, Т.А. Савраниной, Т.Б. Смирновой, И.В. Черновой и др.9
Вторая группа - работы, посвященные вопросам истории немцев в Казахстане.
Важные сведения о немецких поселениях (численность немецких переселенцев, территория расселения) в областях Туркестана и Степного края содержатся в изысканиях историков, работах чиновников конца XIX — начала
XX в. (И. Гейер, А. А. Кауфман, А. Морозов)10.
В 1950-е-1960-е гг. в работах С.И. Ильясова, Б.А. Сулейменова, А.Б.
Турсунбаева11 приводятся факты об образовании тех или иных крестьянских поселений немецкими мигрантами на территории Казахстана. В 1970-е-1980-е гг. в исследованиях Н.Е. Бекмахановой, С.И. Брука и В.М. Кабузана12 затрагиваются вопросы формирования этнического состава населения, изучается динамика численности населения Казахстана до 1917 г. Для своего
11 периода эти и другие работы были очень важны, т.к. давали общие представления о периоде аграрной миграции крестьянского населения в
Казахстан, но они были излишне идеологизированы, имели косвенное отношение к тем или иным темам исследуемой проблемы. Необходимо заметить, что практически единственной работой в данный период посвященной истории немецких поселений Туркестана, в том числе Южного Казахстана, является статья A.M. Матвеева14.
Специальные исследования по истории немецкого населения Казахстана, начинаются в конце 1980-х гг., когда выходят публикации М.П. Лайгер, А. Розанова, К. Эрлиха15, посвященные изучению историко-культурного развития немцев КазССР. В докладе на Павлодарской областной учредительной конференции советских немцев Ю.А. Гартунг16, на основе статистических данных, охарактеризовано положение немцев в Павлодарской области к началу 1990-х гг.
В начале 1990-х гг. в Институте истории и этнографии им. Ч.Ч. Валиханова Академии наук КазССР были выполнены диссертационные работы, в которых впервые комплексно были изучены вопросы социально-экономического развития немецкой переселенческой деревни Казахстана до 1917 г. и социокультурного развития немецкого населения Казахстана в XX в.17
В постсоветский период вопросы этнической истории немцев в Казахстане, в частности о типах миграций немцев и о формировании немецкой
Т Я диаспоры до 1917 г., подняты в работах И.В. Ерофеевой . В специальных исследованиях П.П. Вибе, И.В. Нам, И.В. Черказьяновой19, основанных на обширных архивных материалах, содержатся сведения о численном составе немецких колонистов, а также о числе компактных немецких переселенческих поселков в Сибири и Павлодарском Прииртышье, о функционировании немецких школ в Павлодарском уезде в начале XX в. Вопросы депортации советских немцев в различные области Казахстана и их жизни в условиях последующих правовых ограничений освещены в работах К.С. Алдажуманова,
А. А. Германа, М.К. Козыбаева, JI.A. Бургарт . Демографические аспекты развития немецкого населения Казахстана рассмотрены в работах А.Н. о 1
Алексеенко, Л.А. Бургарт и других . Вопросы миграции немцев Казахстана в XX в. освещены в исследованиях Н.В. Кадацкой, Е.Ю. Садовской 22.
Впервые как самостоятельная проблема история немцев Казахстана была поставлена на республиканской научно-практической конференции, которая
23 состоялась в 1989 г. в Алма-Ате . В дальнейшем в Казахстане периодически проводились международные научные конференции, посвященные различным вопросам истории и культуры немцев. В январе - феврале 2008 г. в Казахстане бюро ВК-Казахстан24 был проведен первый конкурс, посвященный изучению истории немцев в Казахстане и историко-культурного наследия казахстанской немецкой диаспоры25.
Третья группа — работы, посвященные изучению конфессиональных групп немецкого населения. Следует отметить малоизученность данной проблемы до начала 1990-х гг. В советский период (в период господства идеологии научного атеизма) критическое изучение религиозных групп (сект) проводилось с воспитательной целью преодолеть пережитки прошлого в 26 ' сознании советских людей . Подобную идеологическую окраску носило одно. из немногих диссертационных исследований, посвященное особенностям религиозности протестантов немецкой национальности и путям их преодоления . Современный этап религиозного подъема (начиная с конца XX в.) активизировал интерес научной общественности к конфессиям, представленным в РК. Несмотря на разработку религиозной проблематики (на теоретическом и практическом уровне), работ, посвященных историческому и этническому аспекту развития конфессий в Казахстане, недостаточно, особенно, в сравнении с работами, посвященными религиоведческим, а также государственно-конфессиональным аспектам28. Крайне слабо эта проблематика разработана на региональном уровне29.
Четвертая группа — исследования ученых Германии, посвященные различным вопросам этнической истории немцев в Казахстане. Первые работы немецких ученых по данным вопросам появляются уже в начале XX в.30 В дальнейшем в исследованиях Я. Штаха и К. Штумпа31 представлены сведения о численности, рассмотрена география расселения немцев, составлены карты компактных немецких поселений, в том числе приведены сведения о немецких переселенческих поселках Павлодарского уезда в начале XX в. Из исследований вопросов истории и культуры немцев в Казахстане в современный период следует отметить работы таких зарубежных авторов, как А. Айсфельд, В. Бруль, В.Э. Кригер и др.32 В 2001-2002 гг. немецкое население Павлодарской области, наряду с немцами Калининградской области, Азовского немецкого национального района (Омская область), округа Клоппенбург ФРГ, стало объектом исследования идентичности этнического немецкого населения в Казахстане, России и Германии, проведенного Карстеном Реслером из Университета Мюнстера33.
Несмотря на наличие вышеназванных работ, можно утверждать, что в современный период в изучении вопросов этнической истории, в том числе этнокультурного развития немцев Павлодарского Прииртышья и немцев Казахстана в целом наблюдается определенное затишье. На наш взгляд, причины данного положения заключаются в следующем: вследствие продолжающейся миграции из Республики выехало не только большинство немецкого населения Казахстана, но и большинство исследователей немецкой проблематики; до настоящего времени отсутствует комплексная программа исследований истории и культуры немцев Казахстана; государственные научные центры не уделяют внимание вопросам этнографии и истории казахстанских немцев; со стороны общественных объединений немцев Казахстана наблюдается крайне малый интерес к вопросам истории и культуры.
Объектом исследования в работе является немецкое население Павлодарского Прииртышья в XX - начале XXI в.
В начале XX в. в Павлодарское Прииртышье переселилось свыше 5 тыс. немцев, пик численности был зафиксирован в 1989 г. (более 95 тыс. чел.), в современный период численность немцев - около 23,9 тыс. чел.
Предметом исследования является этнический и конфессиональный состав немцев Павлодарского Прииртышья в XX — начале XXI в.
Целью диссертации является реконструкция процессов формирования и выявление динамики этнического и конфессионального состава немцев Павлодарского Прииртышья в XX — начале XXI в.
Задачи настоящего исследования направлены на достижение поставленной цели и состоят в том, чтобы:
• дать этническую и конфессиональную характеристику переселившихся в Степной край и Туркестан немцев;
• выявить периоды формирования компактных немецких поселений на территории Павлодарского Прииртышья;
• проследить динамику численности немцев на территории Павлодарского Прииртышья и провести анализ этнического состава и конфессиональных групп немцев Павлодарского Прииртышья в XX - начале XXI в.;
• рассмотреть вопросы эмиграции немцев из Казахстана в конце XX — начале XXI в.
Хронологические рамки работы включают период с начала XX до начала XXI в., что обусловлено хронологией расселения немцев в Павлодарском Прииртышье (с момента образования первых переселенческих поселков на территории Павлодарского уезда и до современного периода). Широкие хронологические рамки предоставляют возможность изучить процессы формирования и изменений этнического и конфессионального состава немцев Павлодарского Прииртышья XX — начала XXI в.
Критерии выделения периодов в истории формирования и изменения этнического и конфессионального состава немцев Павлодарского Прииртышья связаны с этапами миграции немцев на территорию Павлодарского Прииртышья в начале XX в. и в начале 1940-х гг., а также эмиграции немцев из Павлодарской области в конце XX — начале XXI в.
Территориальные рамки диссертации охватывают сельские районы Павлодарской области, поскольку до конца 1980-х гг. большая часть немецкого населения проживала в сельской местности.
Немцы Павлодарского Прииртышья входят в состав этнотерриториального массива немцев Казахстана. Особенности истории немцев Павлодарского Прииртышья, логика ее развития включены в контекст общего развития немецкого населения Казахстана, что, в свою очередь, обусловило обращение автора к истории переселения и формирования этнической структуры и конфессиональных групп немцев Степного края и Туркестана.
Необходимо отметить, что в течение исследуемого в работе периода неоднократно происходили изменения административно-территориальных границ Казахстана и Павлодарской области в частности. Так, применительно к периоду начала XX в., большая часть территории современного Казахстана входила в состав таких историко-географических областей, как Туркестан и Степной край34. На территории Павлодарского уезда 17 января 1928 г. был образован Павлодарский округ, состоявший из 9 районов и входивший в состав Семипалатинской* области. 17 декабря 1930 г. Павлодарский округ упразднили в Казахстане было введено районное деление, а на территории Павлодарского Прииртышья было образовано 11 укрупненных районов подчинявшихся ЦИК КазАССР. 20 февраля 1932 гг. районы Павлодарского Прииртышья вошли в состав Восточно-Казахстанской области с центром в г. Семипалатинске. 15 января 1938 гг. была образована Павлодарская область как самостоятельная административно-территориальная единица.
Методология. В качестве теоретико-методологической базы диссертации выступали исследования ученых в области этнической истории (Ж.Б. Абылхожина, Ю.В. Бромлея, С.И. Брука, Н.Г. Волковой, A.A. Германа, И.В. Ерофеевой, Г.В. Кана, В.Э. Кригера, Н.Э. Масанова, Т.Б. Смирновой, З.П. Соколовой, H.A. Томилова, В.А. Тишкова и др.).
Основным методологическим принципом, положенным в основу диссертации, являлся принцип историзма, в соответствии с которым социально-исторический анализ процессов формирования, размещения и изменения этнического и конфессионального состава немцев Павлодарского Прииртышья в XX - начале XXI в. производился во взаимосвязи с конкретно-историческими, политическими, социально-экономическими, этническими условиями. л с
Среди положений, разработанных в исторической науке , есть концепция о том, что этническая история является обширной сферой исследований, в которых используются археологические и архивные данные, а также материалы устной истории, чтобы проследить и реконструировать
5/г прошлое этнических сообществ . Автором поддерживается позиция омской этнографической научной школы37, согласно взглядам которой, этническая история является цельным (историко-этнографическим) научным направлением, синтезом этнографии и истории, которое объединяет историко-генетический, стадиальный и другие подходы при исследовании; «ее объектом является история историко-культурных общностей, а предметную область составляют процессы становления (формирования), развития и трансформации историко-культурных общностей, т.е. прежде всего этнические и лп этносоциальные процессы» . Применительно к предметно-объектной области данной диссертационной работы понятие «этническая история» используется автором также и в узком смысле, т.е. как «период этнического развития уже сформировавшихся историко-культурных общностей»39 при изучении которого, следует обратить внимание на изменение в системе компонентов изучаемой этнической общности, на динамику этнических свойств компонентов (этническую и конфессиональную структуру, пространственно-географическое размещение).
Этнический состав этнических общностей настолько гетерогенен, что говорить о наличии общепринятого аппарата дефиниций не представляется возможным. Каждый этнос уникален, своеобразен и имеет свою структуру (состав). Под определением «этнического состава» автор понимает иерархическую соподчиненность этнических (историко-культурных, этнотерриториальных, локальных и пр.) групп. При изучении этнического и конфессионального состава немцев Павлодарского Прииртышья, нами были использованы подходы H.A. Томилова, разделяемые и другими учеными, согласно которым возможно рассмотрение не только этнического состава населения какого-либо изучаемого региона, но и этнического состава этнического образования. Например, Н. А. Томилов в своей монографии «Проблемы этнической истории (по материалам Западной Сибири)» указывает, что «.расселявшиеся в деревнях сибирских татар поволжские и приуральские татары составили этнический компонент, вошедший частично уже тогда в состав сибирских татар»40. В другой своей работе41 H.A. Томилов в этническом составе населения нижнего Притомья исследует этнический состав русских нижнего Притомья в конце XIX - первой четверти XX в. Подобную позицию разделяет Т.В. Савранина42, исследовавшая в своих работах этнический и конфессиональный состав немцев Западно-Сибирской равнины в конце XIX
XX в., а также Т.Б. Смирнова , анализирующая в своих монографиях групповую этническую принадлежность немцев Сибири в XIX — начале XXI в.
Применительно к немцам, проживающим на территории РФ и других постсоветских государств, существует концепция согласно которой, состав российских немцев классифицируется по характеру расселения44. Так, по характеру расселения российских немцев выделяют несколько крупных этнотерриториальных общностей (немцы России, немцы Казахстана, немцы Украины и пр.), которые, в свою очередь, делятся на более мелкие группы. Согласно данной классификации и концепции, немцы в Павлодарском Прииртышье являются одной из групп в составе общности немцев Казахстана, которая, в свою очередь, является крупной этнотерриториальной общностью, входящей в состав российских немцев. Определение «советские немцы» (не самоназвание (эндоэтноним), а определение, данное государством (экзоэтноним)) для всех групп немецкого населения, дисперсно проживавших в советских республиках, вместило в себя принадлежность к немецкому этносу и советскую идентичность. После распада СССР экзоэтноним «Sowjetdeutschen» изменен на «российские немцы», который, в свою очередь, распространился как на немецкое население России, так и на немцев Казахстана, Украины, Прибалтики и пр. Исходя из вышесказанного, следует понимать, что- в современный период немецкое население, проживающее в Казахстане, является якобы частью российских немцев. На наш взгляд, подобное определение («российские немцы в Казахстане», «российские немцы в Павлодарском Прииртышье») не в полной мере отражает социокультурную специфику немецкого населения Казахстана, этническая история которого насчитывает более ста лет и современное развитие которого происходит в условиях суверенного государства - Республики Казахстан.
Относительно определения такого понятия, как «энотерриториальная группа», следует отметить, что такие исследователи, как З.П. Соколова и др., в этническом составе изучаемых ими этносов, выделяют территориально-этнические группы, которые, в свою очередь, подразделяются на локальные группы этнографического характера45. В данной этнографической классификации указывается на важность эндогамии как этносохраняющего механизма и этноинтегрирующих комплексов в культуре, быте, языке46. С точки зрения другого подхода, выраженного во взглядах В.А. Тишкова, «этничность и территория связаны между собой, и эта связь была более сильной в прошлые эпохи. В современную эру можно говорить условно о преимущественном расселении или проживании людей той или иной национальности или же о территории преимущественного проживания людей той или иной национальности. В рамках одного государства из этого не вытекают никакие правовые последствия»47.
В данном исследовании мы исходим из того, что в современный период в РК немецкое население (221 тыс. 412 чел.48), оставшееся после массовой эмиграции конца XX - начала XXI в., является этническим меньшинством, для которого консолидация является важным условием для сохранения и трансляции своей культуры, языка. При этом необходимо учитывать, что немцы являются частью формирующегося казахстанского гражданского общества, где «казахская нация является государствообразующей, а казахский язык - государственным, а все другие этносы страны признают эту реальность в рамках законодательно закрепленного равенства всех граждан, независимо от
49 их национальной или этнической принадлежности» .
В современный период конфессиональный состав многих народов разнороден. В настоящем исследовании автором разделяется точка зрения, согласно которой, религия является социальным маркёром этничности, а религиозные различия лежат в основе формирования многих этнокультурных сообществ или форм групповой идентичности50. Исторический аспект развития конфессий тесным образом сопряжен с этнической историей народов Казахстана, в частности, с этнической историей немцев Казахстана, переселение которых привнесло в социокультурное пространство региона многие протестантские деноминации, а также католичество (наряду с поляками, прибалтийскими народами и др.).
Методы исследования. Исторический подход в работе реализуется через сравнительно-исторический метод, позволяющий реконструировать этапы этнической истории немцев Павлодарского региона. Историко-типологическое сравнение, в свою очередь, позволяет выявить общее и особенное, основные закономерности в процессе формирования и изменения этнического и конфессионального состава немцев Павлодарского Прииртышья на различных этапах исторического развития.
Для изучения структуры этнического и конфессионального состава немецкого населения Павлодарского региона в работе использовался метод классификации: по местам выхода, по этнической принадлежности, по конфессиональной принадлежности.
Для достижения поставленных целей использовались также и количественные методы, в частности метод статистики, ориентированный на обобщение и анализ количественных, данных, статистического материала, обработку информации.
Помимо данного для реконструкции этапов этнической истории немцев исследуемого региона использовались методы полевой этнографии: метод непосредственного наблюдения, метод стандартизированного интервью.
Методом непосредственного наблюдения фиксировалась современная ситуация в религиозных объединениях, куда входят немцы, современная ситуация в сельских населенных пунктах, где проживают немцы. Методом стандартизированного интервью (тематическое личное интервью) проводился опрос сельского немецкого населения по теме исследования, а также этносоциологический опрос сельских немцев региона.
Источники. Из неопубликованных источников в диссертационном исследовании важную часть составили архивные документы. Материалы до 1917 г. представлены в Центральном государственном архиве Республики Казахстан (ЦГА РК). Это документы из фондов Семипалатинского областного правления Министерства Внутренних Дел (1854-1919 гг.) (Ф.15.), Канцелярии Степного генерал-губернатора (1882-1917 гг.) (Ф.64.), Семипалатинского областного статистического комитета (1877-1917 гг.) (Ф.460), Заведующего переселенческим отделом в Семипалатинском районе (1870-1919 гг.) (Ф.469), Павлодарского уездного переселенческого управления (1884-1929 гг.) (Ф.479). В указанных фондах содержатся сведения о переселении немецких колонистов на территорию Павлодарского Прииртышья и формировании компактных немецких переселенческих поселков в начале XX в.
Из документальных источников, находящихся на хранении в Архиве Президента Республики Казахстан (АП РК), в настоящем исследовании были использованы материалы Областного бюро ЦК РКП(б) Киргизской (Казахской) АССР (Ф.140.), Центрального комитета Коммунистической партии Казахстана (Ф.708.) освещающие советский период в истории немецкого населения Казахстана.
В Павлодарском филиале Государственного архива Павлодарской области (ПФ ГАПО) из фонда Павлодарского обкома компартии Казахстана (Ф.З.), фонда Павлодарского уездного комитета партии (Ф.7.) были использованы документальные источники, содержащие сведения о хозяйственном и культурном развитии в немецких поселках Павлодарского
Прииртышья в 1920-е гг., а также количественные данные о немецких колхозах и совхозах в области и размещенном немецком населении в 1941-1945 гг. и пр.
В Государственном архиве Павлодарской области (ГАПО) важным источником, с помощью которого можно проследить динамику численности религиозных общин немцев и их количественного состава, начиная с 1960-х гг. и до конца 1980-х гг., и пр., является фонд Уполномоченного по делам религий при Совете Министров СССР по Павлодарской области (Ф.698.).
Одной из основных и значимых групп источников, использованных для достижения поставленных в работе целей и задач, явились полевые материалы историко-этнографических экспедиций Павлодарского университета, которые состоялись в 2002-2003 гг., под руководством автора исследования. Экспедиционный охват включал в себя следующие сельские населенные пункты Павлодарской области: Щербактинский район (с. Доминка, с. Забаровка, с. Щербакты, с. Сосновка, с. Красиловка, с. Раевка, с. Софиевка), Павлодарский район (с. Розовка, с. Луганск), Успенский район (с. Успенка, с. Константиновка, с. Надаровка, с. Ольгино, с. Чистополь, с. Равнополь), Качирский район (с. Качиры, с. Песчаное), Железинский район (с. Железинка, с. Моисеевка). При обследовании сельского немецкого населения Павлодарской области была применена районированная выборка, базирующаяся на отборе респондентов по месту расселения (в местах компактного проживания), типу поселения, полу, возрасту. ( Для исследования групповой этнической принадлежности и конфессионального состава немцев Павлодарского Прииртышья были привлечены результаты этносоциологического опроса, проведенного автором работы в ходе указанных экспедиций, по программе «Генеалогия», разработанной. на кафедре этнографии и музееведения Омского государственного университета под руководством H.A. Томилова и Т.Б. i Смирновой. Основным инструментом опроса являлся опросный лист по программе «Генеалогия». В опросном листе фиксировалась следующая информация: фамилия (у женщин также и девичья), имя, отчество, год рождения, этническая группа (определение информатором себя по происхождению), место выхода предков (позволяет определить действительное происхождение информатора), конфессия, образование, профессия. Подобные сведения фиксировались о родителях и других родственниках информатора по отцовской и материнской линии.
Опрошено немецкое население разных возрастных групп от 16 лет и старше, заполнено 335 опросных листов. Относительный объем выборки составил 16,2% от общего количества сельского немецкого населения, проживающего в обследованных населенных пунктах. Отклонения выборочной совокупности от генеральной совокупности не превысили норму 5%, что определило репрезентативность выборки (приложение А, таблица 1, таблица 2). В данном исследовании была определена групповая этническая принадлежность (групповая самоидентификация), которая определялась в соответствии с районами выхода респондентов или их предков. Полученные данные являются репрезентативными, т.к. были собраны в тех районах, где зафиксирована высокая численность и компактное проживание немцев в течение исследуемого в работе-периода.
В ходе записей устных сообщений информаторов были получены» материалы по истории населенных пунктов. Участниками экспедиций было опрошено немецкое население разных возрастных групп от 16 лет и старше. Важно учесть, что к моменту проведения историко-этнографических экспедиций из области, в результате непрекращающейся миграции, подавляющее большинство потомков первых немецких переселенцев начала XX в. эмигрировало, а на месте некоторых первых немецких переселенческих поселков (например, сс. Раевка, Доминка) остались разрушенные здания. Таким образом, группу старшего поколения, в основном, составили депортированные немцы в Павлодарскую область в 1941—1942 гг. Информаторы, относящиеся к средней и младшей возрастной группе, либо были рождены в < Павлодарском Прииртышье, либо длительный период времени проживали на рассматриваемой территории.
В качестве источника по этнической истории немцев Павлодарского Прииртышья также использовались работе материалы историко-этнографических экспозиций в сельских музеях в сс. Константинова, Надаровка, Успенка, Розовка, где были представлены предметы материальной культуры немцев, а также информация о первых переселенцах и истории основания населенных пунктов.
К следующей группе источников относятся опубликованные материалы. При работе над темой использовались опубликованные архивные документы51, справочные материалы, научные публикации, полученные, в том числе, и из электронных источников информации.
Основные демографические характеристики немецкого населения Казахстана (1897-1999 гг.) содержатся в статистическом сборнике Л.А. Бургарт. В нашем исследовании использована следующая информация из данного сборника: численность немецкого населения в Павлодарском Прииртышье и. Казахстане в целом, расселение, владение языками, в том числе родным языком по материалам переписей 1897, 1920, 1926, 1937, 1939, 1959, 1970, 1979, 1989, 1999 гг. При этом следует отметить, что не все выше перечисленные переписи содержат требуемую информацию. Например, в первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г. определялся не национальный, а языковой состав населения по родному языку. Тем не менее, использование материалов данной переписи в работе мотивировано составлением общей картины численности, динамики численного состава немцев в целом на территории Казахстана.
Помимо вышеперечисленного в диссертации использовались справочные материалы, основанные на статистических показателях, результатах переписей населения. Например, данные о датах основания поселений, вероисповедании населения в немецких переселенческих поселках Павлодарского уезда содержатся в справочниках о немецких населенных пунктах в Российской империи и в СССР В.Ф. Дизендорфа52. Необходимо заметить, что по вопросам о немецких поселках Павлодарского уезда Семипалатинской области в указанных работах В.Ф. Дизендорфа содержится большое количество неточностей. К примеру, в большинстве своем неверны даты основания и названия указанных немецких переселенческих поселков. Важные топонимические сведения (местоположение, этимология объекта) о немецких сельских населенных пунктах Павлодарской области можно найти в исследовательском труде казахстанского ученого В.Н. Поповой53.
В работе использованы также статистические материалы Семипалатинского губернского статистического бюро за 1924 г. и результаты хозяйственнойдгереписи 1927 г., в которых содержатся данные о поселенческой структуре («род населенного пункта», «тип населенного пункта»), количестве немецких хозяйств («распределение хозяйств по народности главы хозяйств»), и количестве населения в хозяйствах Павлодарского уезда .
Помимо вышеперечисленного, для количественной характеристики немецкого населения Павлодарской области и Казахстана в послепереписной период, 2000-2007 гг., использованы материалы текущего учета населения, представленные в опубликованной информации Управления статистики по Павлодарской области55, статистических сборниках, издаваемых Агентством Республики Казахстан по статистике56, похозяйственных книгах сельских акиматов57.
Отдельный вид источников составляет периодическая печать: материалы республиканских и региональных изданий («Казахстанская правда», «Панорама», «Звезда Прииртышья» и пр.), в которых освещены современные проблемы положения немецкого населения в Казахстане, миграции немцев из РК и пр.
Репрезентативность исследуемого материала устанавливалась путем сравнения и сопоставления полученных данных. В" диссертации были использованы данные, прошедшие взаимную проверку, согласующиеся друг с другом и неоднократно повторяющиеся. Ценным информативным источником* являются полевые этнографические материалы, однако, необходимо отметить, что любая информация, извлекаемая из них, нуждается в проверке. Таким образом, для достижения достоверности исследования нами были соотнесены несколько независимых групп источников: полевые этнографические данные с архивными документальными источниками, опубликованными материалами, статистическими источниками.
Научная новизна диссертации заключается в том, что впервые в полном объеме представлен процессе формирования немецких компактных поселений в Павлодарском регионе, дана характеристика расселения немцев, проанализирована динамика численности немцев, выполнен анализ этнического и конфессионального состава немцев в XX — начале XXI в. Используя широкий круг источников, впервые проанализированы миграционные процессы на протяжении всего существования немецкого населения на территории Павлодарского Прииртышья. Собран и систематизирован, впервые введен в научный оборот эмпирический материал: документы 4 архивов Республики Казахстан (АП РК, ГАПО, ПФ ГАПО, ЦГА РК), материалы республиканских и областных органов государственной статистики, похозяйственных книг сельских акиматов, результаты этносоциологического опроса немцев, Павлодарского Прииртышья в 20022003 гг., материалы историко-этнографических экспедиций.
Практическая значимость исследования. Материалы исследования могут быть использованы при разработке спецкурсов и учебно-методических пособий по этнической истории немцев Казахстана и стран СНГ. Программа сбора материалов может служить основой для дальнейших исследований этнической структуры и конфессиональных групп немцев как в целом в Республике Казахстан, так и в отдельных регионах. Помимо этого собранный материал может быть использован в образовательной деятельности, в практике общественных национально-культурных объединений немцев, чьи усилия направлены на поддержку и сохранение традиционной, культуры, немецкого населения Казахстана.
Апробация результатов исследований. Основные положения диссертации были изложены в докладах на 8 международных и региональных научно-практических и научно-методических конференциях, семинарах, в том числе на III и IV международных научно-практических конференциях «Немцы Сибири: история и культура» в г. Омске в 2002, 2006 гг., международной научно-практической конференции «Роль религиозных конфессий в жизни немцев Центральной Азии» в г. Алматы в 2002 г., региональном научно-практическом семинаре «История и культура немцев Казахстана» в г. Павлодаре в 2003 г., международной научно-практической конференции «Казахстанская модель межэтнического согласия: опыт и рекомендации» в г. Алматы в 2003 г., III международной научной конференции «Актуальные вопросы общественных наук» в г. Алматы в 2006 г., VI конференции Научного объединения немцев Казахстана (НОНК) в г. Алматы в 2007 г., международной научно-методической конференции «Научное сообщество этнических немцев в Средней Азии и России: современное состояние и перспективы» в г. Караганде в 2008 г. с о
По теме исследования автором диссертации опубликовано 12 статьей , в том числе 2 в периодических изданиях, рекомендованных ВАК59.
Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, списка сокращений и приложений.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 3135
Пароль: 3135
Скачать файл.
Просмотров: 162 | Добавил: Аня41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz