Пятница, 2024-09-20, 2:10 AM
Приветствую Вас Гость

Учебные материалы

Главная » 2014 » Август » 6 » Скачать Элективный курс педагогической валеологии в профессиональной подготовке учителя. Куклина, Лариса Владиславовна бесплатно
5:53 AM
Скачать Элективный курс педагогической валеологии в профессиональной подготовке учителя. Куклина, Лариса Владиславовна бесплатно

Элективный курс педагогической валеологии в профессиональной подготовке учителя

Диссертация

Автор: Куклина, Лариса Владиславовна

Название: Элективный курс педагогической валеологии в профессиональной подготовке учителя

Справка: Куклина, Лариса Владиславовна. Элективный курс педагогической валеологии в профессиональной подготовке учителя : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Иваново, 1999 233 c. : 61 00-13/834-9

Объем: 233 стр.

Информация: Иваново, 1999


Содержание:

Глава 1 Педагогическая валеология как область научного знания н образовательная ддсщшзшна
§1 Педагогическая валеология как область научного знания
§2 Теоретические предпосылки проектирования педагогической валеологии как учебной дисщплины
§3 Выбор как сущностная характеристика проектирования элективного курса
Глава 2 Проектирование курса «Педагогическая валеология» в дополнительной профессионально-образовательной программе "Преподаватель"
§1 Определение места курса «Педагогическая валеология» в учебном плане при подготовке, учителя в университете
§2 Исходные предпосылки к моделированию педагогической валеологии как элективного курса
§3 Традиционный подход к моделированию курса «Педагогическая валеология»
§4 Проектирование и реализация курса «Педагогическая валеология» в совместной деятельности преподавателя и студентов
§5 Результативность введения курса «Педагогическая валеология» в педагогический процесс университета

Введение:

На протяжении почти трех столетий исследовательская практика в разных областях» в том числе и в педагогике» опиралась на господствующую парадигму научного знания» получившую название яьютоно-картезиаиской или естественнонаучной. В соответствии с ней считалось» что подлинно научное знание должно быть строго объективным» отстраненным и независимым от субъекта» являющегося его пользователем» носителем» ретранслятором» открывателем. Отчужденным от человека оказалось я педагогическое знание» что позволило называть традиционную педагогику "бездетной**.Сложилась ситуация, при которой "информация стала подменять знания, память - понимание, составление планов и программ — формирование образа наличной ситуации и ее возможных изменений, эмоции, аффекты и амбиции стали возникать вместо интеллектуальных чувств** [84, с. 188-1891 Существенной особенностью этого положения явился взгляд на человека как на обучаемый, программируемый элемент системы, как на объект педагогических воздействий.Возможно, одним из видов "протеста" такой системе образования являлось возникновение не только у обучаемых, но и у обучающих субъектов различных заболеваний. На Первой Российской Ассамблее "Здоровье народов России" (май 1991) были представлены исследования, подтверждающие, что "во всех типах и видах учебных заведений реализуются та дидактика и такое содержание образования, которые мешают духовному и физическому развитию личности" [167J Школа оказывается разрушителем здоровья как школьников, так и учителей.Нельзя сказать, что это понятие не использовалось педагогикой совсем.Здоровье рассматривалось как условие высоких или низких результатов деятельности учителя и ученика в педагогическом процессе, кж фактор, способствуюхций или препятствующий выбору и освоению тех или иных видов деятельности человеком. Положение этой дефиниции в системе педагогических понятии сегодня должно быть принципиально другим. Основанием для такого подхода могут служить следующие факты.1. Исследования, проведенные в разных регионах страны, в разных педагогических системах от дошкольных учреждении до высшей школы, показывают, что педаеоеический процесс является здоровье затратным для его субъектов.1) Существует опасная тенденция '^оликлишсации" школ, когда основное внимание уделяется диагностическим и лечебным мероприятиям, в то время как собственно учебно-воспитательный процесс не претерпевает скольнибудь существенных изменений валеологического характера, оставаясь в целом "здоровье затратным''. При таком подходе учитель по-прежнему перекладывает ответственность за здоровье детей (да и свое собственное) на плечи специалистов, вместо того, чтобы повседневно заниматься формированием валеологической культуры у своих питомцев". [91, с. 74} 2) Система должной профессиональной подготовки кадров для этих служб в настоящее время, к сожалению, отсутствует, что ведет к недостаточной эффективности их работы. Подготовка валеологов проводится вузами и институтами повышения квалификации за непродолжительное время, или она идет как дополнительная специализация на факультетах физического воспитания. Другой разновидностью служит валеологическая подготовка студентов медицинских институтов, училищ. Естественно и закономерно, что ее акцент смещен в сторону медицинской вапеологии.3) Как показывают литературные источники, опросы субъектов педагогического процесса (от школьников и студентов до учителей и преподавателей ВУЗов, средних специальных учебных заведений) свидетельствуют, что лишь незначительный процент респондентов (от 1,2 % до 13,7 %) может назвать 1-3 фактора педагогического процесса, отрицательно влияющих на их состояние здоровья (слишком быстрый или медленный темп урока, неприятная манера оощения прелодавахеля. неуменяе учителя установить элементарный порядок, непредсказуемость действий преподавателя, вызывающие со*) стояние тревожности и т.д.). Подавляющее болышшство преподавателей не может вычленить причины снижения своего здоровья и здоровья учащихся, связанные с педагогическим процессом.4) Учителя школ и преподаватели ВУЗов не располагают достаточной валеологической информацией для ее введения в содержание образования и внесения необходимых корректив в технологию педагогического процесса, с тем чтобы перевести его со здоровье затратного на здоровье сберегающий, и ** не испытывают потребности в инфс^рмации такого рода.5) Категория "здоровье" не рассматривается в системе педагогических понятий, также как и понятия педагогических "болезней", среди которых "особенно опасны злокачественные душевные образования типа антропофобии, экзистенциальной пустоты и властолюбия". [166, с. 15] Переход на реализацию в педагогической практике личностноориентированного образования предполагает освоение каждым участником этого процесса—и учителем, и учеником — механизма самоизменения, саморазвития, поскольку делает этот механизм содержанием образовательного процесса.Решение этой проблемы требует пересмотра профессиональной подготовки учителя в направлении приобретения им новой способности — целенаправленного и ценностао-ориентированного самоизменения, в содержание которого на уровне абсолютной ценности входит и здоровье. и Таким образом, в педагогической практике на всех ее уровнях определилась потребность в разработке целостной системы сохранения и укрепления здоровья педагогов и учащихся, создании таких основ организации педагогического процесса, который бы обеспечивал ученику выбор здорового образа жизни, способствовал формированию отношения к собственному здоровью как высшей духовной ценности, знакомил с различными системами оздоровления организма и предупреждения заболеваний.Одновременно складывается и получает статус научной дисциплины валеология — наука о здоровье, его развитии, укреплении в индивидуальной жизни человека, о здоровом образе жизни. Термин "valeo" (лат.) введен И. И. Брехманом. С самых первых работ в этой области валеологическое знание оказалось востребованным педагогической практикой (работы Амонашвили Ш. А,, Забранной Д., ., Мягковой Е. А., Попова В., Чумакова 5. Н., Шилова М. П., ЯмбургаЕ. А.). [71; 173; 222; 230; 243} На стыке между педагогикой и валеологией оформляется еще одна дисциплина — педагогическая валеология, определяющая сегодня объект своего исследования либо среди педагогических, либо среди медицинских наук.Таким образом, к настоящему времени в науке и практике образования сложились противоречия: • между все более осознаваемой в обществе необходимостью защиты и сохранения здоровья детей и педагогов и отсутствием внимания к этим проблемам при разработке теории и практики педагогического процесса; • между новыми гуманистическими идеями и кощегащями построения педагогического процесса в логике личностно-ориеншрованного образования, предлагаемыми исследователями, и старыми традиционными подходами в разработке образовательных программ подготовки преподавателя в высших учебных заведениях, остающихся здоровье затратными; • между наличием огромного количества фактов, говорящих о снижении качества здоровья учителей и учащихся за время обучения последних в школе и отсутствием научного комплексного анализа факторов внешних и внутренних по отношению к педагогическому процессу, активно влияющих на здоровье его субъектов; • между интенсивной разработкой педагогической валеологии как особой области научных знаний и неолределеиностью границ предметной области педагогической валеологии как учебной дисциплины; * между наличием в разных областях медицинского знания разнообразной информации, позволяющей считать, что педагогический процесс в школе строится как здоровье затратный по отношению к учителю и учащимся, и невостребованностью этой информации педагогической наукой и, как следствие — отсутствием показателей здоровья в оценках эффективности педагогического процесса; • между необходимостью введения в состав профессиональной подготовки учителя информации вэдеологического характера и неразработанностью педагогической валеологии как учебного курса и учебной дисциплины.Образовалась ситуация, когда, с одной стороны, есть потребность практики в ваяеологическом знании, с другой — добываемое валеологическое знание не востребовано педагогической теорией, обеспечивающей функционирование педагогической практики. Возникает проблема нитрация валеологического и педагогического знания с целью обеспечения проектирования и организации педагогического процесса в разных типах учебных заведений с учетом валеологических принципов.Это обстоятельство создает предпосылки для обоснования актуальности выбора темы исследования: "Элективный курс педагогической валеологии е профессиональной подготовке учителя" Основная цель исследования состоит в определении места, содержания, технологии введения элективного курса педагогической валеологии в профессионально-образовательную подготовку преподавателя и оценке его возможностей при использовании разных технологии его изучения в университете.Объектом исследования является педагогическая валеология как образовательная дисциплина в профессиональной подготовке преподавателя в университете.Предмет исследования — содержание и структура элективного курса "Педагогическая валеологня" и особенности технологии его введения в университете.Гипотеза исследования: эффективная подготовка преподавателя в университете к разработке и использованию в педагогическом процессе технологий, сберегающих здоровье учителя и учащихся, возможна при соблюдении следующих условии: • если в основной программе подготовки специалиста и сопряженной с ней дополнительной профессионально-образовательной программе "Щ>еподаватель" выстраивается сквозная валеологическая составляющая, включающая в вариативную часть спецкурс "Педатогическая валеология"; * если содержание спецкурса будет нитрировать соответствующий теоретический материал курсов педагогических дисциплин и педагогической валеологии, изучаемый в других дисциплинах; * если технологии организации педагогического процесса в курсе "Педагогическая валеология" опираются на выраженную направленность студентов на профессиональное и личностное самоопределение и ориентированы на освоение системы професшоиальных ценностей, в состав которых входит сохранение и приумножение здоровья своего и детей; • если здоровье входит в ценностные установки преподавателя и осознается как значимая для него и студентов сфера жизнедеятельности.Задачи исследования: 1. Уточнить границы и содержание предметной области научной дисциплины "Педагогическая валеология" как основы для проектирования и разработки учебной дисциплины и соответствующего курса дополнительной профессионально-образовательной программы "Преподаватель".2. Обосновать структуру, содержание и технологию введения элективного курса "Педагогическая валеология", определив его место в учебном плане и профессионально-образовательной программе "Преподаватель".3. Разработать соответствующую особенностям курса технологию ето изучения, оценить ее варианты на основе диагностического эксперимента.4. Разработать кощешщю проектирования и модель курса "Педагогическая валеология" для биолого-химического факультета университета.Методологическую основу исследования составили: антропологический подход, гфедставленньш в трудах Б. Г. Ананьева, Ш. А. Амонашвили, Б. М. Бим-Бада, В. И. Гинединского, П. Ф. Каптерева, К. Д. Ушинского, В. Д. Шадрикова; системный подход (В. П. Беспалько, Т. А. Ильина, Н. В. Кузьмина, В. А. Якунин); кощегащя личностно-ориенгированного образования (Е. В. Бондаревская, Т. И. Кульпина, Н. Г. Осухова, В. В. Сериков, В. А. Сластенин, В. Шубинский, И. Якиманская), сущность гуманистической парадигмы образования (Е. В. Бондаревская, А_ П. Валицкая, В. П. Зинченко, В. И. Слободчиков, В. В. Рубцов).Теоретической основой явились работы: в области педагогики: философские аспекты образования и методологические проблемы педагогики (Б. Гершунский, И. Гессен, В. П. Зинченко, В. В. Краевский, М. И. Рожков); проблемы проектирования педагогического процесса и технологии обучения (Т. А. Воронова, Е. И. Исаев, Т. В. Наумова, В. И. Слободчиков), формирования профессиональной компетентности (Т. А. Воронова, Г. А. Засобина, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова,); заданный подход к рассмотрению педагогического процесса (Г. А. Засобина, Л. Б. йтельсон, М. М. Кашапов, Н. В. Кузьмина, Ю. Н. Кулюткин, Л. Ф. Спирин, Г. Сухобская); в области валеолопш и педагогической валеолопш (И. И. Брехман, Э. Н. Вайнер, И. Ю. Глинянова, Г. К. Зайцев, Н. Б. Захаревич, В. Н. Ирхин, В. М. Казни, В. П. Казначеев, Т. В. Карасева, Л. Г. Качан, В. В. Колбанов, Л. А. Коротаева, Е. Е. Лунина, А. А. Наин, В. П. Пешенко, В. П. Соломин, A. А Семенов; Л. Г. Тахарникова, Б. Н. Чумаков, Е. О. Школа,); в области психологии: работы, посвященные: проблеме выбора (К. А Абульханова-Славская, Г. А. Балд* И. Гессен, А В. Карпов, Ю. Козелецкий, Д. А Леонтьев, Н. В. Пилипко, В. Франкл), в том числе работы, связанные с выбором ценностных ориентации (М. Г. Казакина, Э. А Несимова, Н. Д. Никэндров); проблемам психического, духовного и нравственного здоровья (Г. Абрамова, К. А. Абульханова-Славская, Б. Братусь, Л. Ф. Бурлачук, B. П. Зияченко, В. И. СлободчиковХ психических состояний (Г. В. Буланова, Ф. Е. Василкж, В. К. Вилюнас, Г. Н. Генинг, А О. Прохоров, А Сунцова). в области медицины и гигиены работы, посвященные исследованию понятий «здоровье», «здоровый образ жизни» (М. В. Антропова, И. И. Брехман, Б. А Воскресенский, В. П. Казначеев, И. П. Лисицын, Э. Чарлтон).Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы был использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования: • теоретический анализ философской, валеологической и психологопедагогической литературы, диссертационных работ по теме исследования, материалов и публикаций педагогической печати, изучение нормативных документов высшей школы; • эмпирические методы: анкетирование, педагогическое наблюдение, индивидуальные беседы со студентами, педагогами, анализ продуктов деятельности (творческие индивидуальные задания, отчеты по педагогической практике, курсовые проекты). Частные эмпирические методы были дополнены общими методами этого уровня: опытная работа, педагогический эксперимент, моделирование. Применялся также рефлексивный анализ деятельности соискателя в качестве учителя, преподавателя, исследователя. Данные, полученные при помощи указанных методов, подвергались математической обработке методом корреляционного, факторного и кластерного анализа.Исследование проводилось с 1996 по 1999 г. г. и включало несколько этапов.Первый этап (1996 — 1997) был посвящен выявлению современного состояния проблемы, определению "дерева" проблем, методологической базы исследования, понятийного аппарата, формулированию гипотезы исследования и вопросам его организации. Ведущими на данном этапе являлись методы теоретического анализа философской, лсихолого-педагогаческой, физиологической литературы, анализа личного опыта, методы сравнения и моделирования. На этом этапе проведен пилотажный эксперимент, связанный с апробированием первой модели курса.Второй этап (1997 — 1998) связан с осуществлением опытноэкспериментальной работы, в ходе которой проверена эффективность разработанного курса Третий этап (1998 — 1999) систематизация, обобщение результатов исследования и литературное оформление диссертации.Базой исследования являлся Ивановский государственный университет (физический, исторический, математический, биолого-химический и филологический факультетах юкола Xs 58 г. Иванова, а также областной институт повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров (ОИПК и ППК).Научная новизна исследования заключается в том, что: • уточнена предметная область педагогической валеологии, ее место в системе наук о человеке, даны определения ее категорий; • обоснована идея выбора как сущностной характеристики проектирования элективного курса; • раскрыто содержание валеологического принципа в организации здоровье сберегающего процесса обучения в школе и в вузе; • обосновано введение валеологического принципа в систему принципов педагогического процесса; • введено понятие "здоровье" в систему педагогических категорий и дано его определение с учетом его педагогических аспектов; Теоретическая значимость исследования состоит в том, что: • определены структура и основное содержание педагогической валеологин как учебной дисциплины профессионально-образовательной программы подготовки учителя в университете; • проведено исследование по выявлению места курса педагогической валеологин в учебном плане подготовки учителя; • обосновано место элективного курса педагогической ваяеологии в дополнительной профессиональноч>бразовательной программе "Преподаватель" и учебном плане факультетов университета; • разработана теоретически и подтверждена экспериментально процедура проектирования элективного курса в логике личностно-ориентированного обучения; • разработана модель учебной дисциплины "Шдагогическая валеолошя"; • доказана возможность эффективной ее реализации в условиях элективного курса в логике личностно-ориентированного обучения; • оценена эффективность курса педагогической валеологии при его проектировании в совместной деятельности преподавателя и студентов.Практическая значимость исследования видится в том, что результаты его, содержащиеся в нем теоретические положения и выводы, фактические материалы могут быть использованы для дальнейших поисков в области совершенствования подготовки учителя в университете (организации здоровье сберегающего педагогического процесса), в качестве материалов для спецкурсов, спецсеминаров в педагогических вузах, шотпутах усовершенствования учителей по проблемам организации здоровье сберегающего педагогического процесса.Разработаны методические рекомендации к курсу "Педагогическая валеология", которые могут быть применены в практике вузовской подготовки педагога Обоснованности и достоверность полученных данных обеспечены: • всесторонним анализом проблемы при определении исходных теоретикометодологических позиций; • организацией экслеримеига в строгом соответствии с целями, задачами и условиями осуществления исследования; • аргументированием научных положений и выводов, сформулированных на разных этапах исследования, и их обоснованием с использованием как специальных работ по данной проблематике, так и фрагментов собственного иссле• репрезентативной выборкой (всего на различных этапах исследования приняло участие 246 человек, в том числе 119 человек на этапе формирующего эксперимента); • адекватностью применяемых методик целям и задачам исследования; • корректным применением методов математикс^статистической обработки данных, осуществляемых на ЭВМ с помощью программ "Statgrafpfos", "Excel 4.0", пакета программ статистической обработки "Stadia", а также программы "Cardio", использованной для расчета вторичных показателей вариационной пульсометрии на основе кардиоинтервалов.Апробация результатов работы Основные положения диссертации докладывались и обсуждались на научных конференциях в Иванове (1996,1997, 1998,1999), Н. Новгороде (1999), Саратове (1997), на семинарах аспирантов Ивановского государственного университета, на семинарах ОЙПК и ШЖ. Тесретико-методопогические и научно-пракшческие разработки, полученные в ходе исследования, использовались при подготовке и проведении занятий со студентами в рамках курса "Педагогическая валеология" (Иваново, 1997-1999).На защиту выносятся следующие положения: 1. Элективный курс педагогической валеологии является средством, обеспечивающим реализацию валеологической составляющей в профессиональной подготовке учителя в университете.2. Элективный курс педагогической валеологии является эффективным если: • он предлагается студентам как курс по выбору в рамках дополнительной профессионально-образовательной программы 'Преподаватель" либо между педагогическими практиками, если их две, либо после практики, если она одна; • проектирование курса осуществляется как процесс совместной деятельности преподавателя и студентов на всех его этапах: целеполагание, целеосуществление, целеутверждение; • в его содержании интегрировано валеологическое и педагогическое знание, получаемое студентами как в дисциплинах психолого-педагогического цикла профессионально-образовательной гфограммы "Преподаватель", так и в рамках специальных дисциплин соответствующих Факультетов; • в систему принципов, в соответствии с которыми строится процесс обучения, будет введен в качестве основополагающего валеологический принцип. • при разработке технологии введения курса преподаватель ориентируется на предоставление студентам возможности согласованного выбора содержания учебных занятий курса, его организационных форм и систем индивидуальных и групповых заданий для самостоятельной и аудиторной работы.Структура диссертации Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, теоретических выводов по каждой главе, заключения, библиографии и приложений. Объем диссертации 207 страниц, в том числе 10 рисунков, 22 таблицы. В приложения вынесены анкеты, тесты и некоторые результаты опросов, иллюстрирующие ход и результаты диссертационного исследования.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 3135
Пароль: 3135
Скачать файл.
Просмотров: 106 | Добавил: Аня41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz