1.1. Особенности развития человека юношеском возрасте 7
1.2. Материнство как предмет биологического, социального и
психологического исследования 14
1.3. Проблема юного материнства в зарубежной и отечественной
практике 25
1.4. Зарубежный опыт оказания социально-психологической
помощи юным матерям 32
Глава 2. Экспериментальное исследование социально-психологических
исследований личности юных матерей
2.1. Организация и методы исследования 39
2.2. Анализ результатов исследования 46
Глава 3. Практика социально-психологической реабилитации юного
материнства
3.1. Формирующий эксперимент 53
3.2. Контрольный эксперимент 60
Заключение 68
Литература 71
Приложения 78
Введение
Современная Россия, несмотря на некоторые социально-политические и экономические изменения в обществе, продолжает переживать духовный и нравственный кризис следствием которого является такая проблема современной молодежи как ранняя беременность и материнство. Изменения в идеологии воспитания подрастающего поколения, отсутствие системы профилактических мероприятий приводит к тому, что возрастной порог вступления молодых людей в половую жизнь снижается, а в результате этого нередки случаи заражения различными заболеваниями и беременность.
Девушки, вступающие во взрослую жизнь матери, не только ни психологически, ни материально не готовы к этому, но и находятся под постоянным прицелом осуждения и отвержения общества. Все это приводит к абортам, негативно сказывающимся на здоровье молодой девушки, к отказу от детей, после их рождения и даже к самоубийствам. Все это предопределяет социальную значимость исследования проблемы социально- психологической реабилитации юного материнства.
Работа над литературными источниками, посвященными проблеме социально-психологической реабилитации юного материнства, показала, что с одной стороны многие из этих источников датированы еще прошлым или началом нынешнего десятилетия, а с другой - многие из этих работ описывают эту проблему с позиции зарубежного опыта (Д.В. Винникотт, Г. Крайг, М. Мид, Ф. Райс и др.). Отечественных же наработок на сегодняшний день явно недостаточно ни теоретической, ни в практической области. Все это и предопределяет научную значимость исследования.
Практическая значимость данной работы обусловлена тем, что данные проведенного нами исследования могут быть использованы на практике психологами, психотерапевтами, семейными консультантами, социальными работниками при работе с юными матерями.
Из всего вышесказанного можно сформулировать проблему нашего исследования. В настоящее время проблема юного материнства является одной из социально значимых проблем, как в нашей стране, так и зарубежом. Этот факт предопределяется целым рядом социальных, культурных и психологических особенностей развития и среды ребенка в юношеском возрасте. Однако теоретических и, особенно, практических разработок, касающихся решения данного вопроса явно недостаточно. выявляется достаточное количество работ, в которых исследуется специфика протекания того или иного психического заболевания в детском возрасте.
Цель данной работы - изучение социально-психологических факторов, влияющих на процесс реабилитации юных матерей.
Объект исследования - личность юных матерей в возрасте 16-17 лет.
Предмет исследования - психоэмоциональное состояние юных матерей и уровень развития взаимоотношений молодых мам с ребенком.
Гипотеза - мамы в возрасте 16-17 лет оценивают рождение ребенка и собственную готовность к материнству негативно. Это выражается в таких психологических характеристиках как высокий уровень тревожности и одиночества, переживание депрессии и психологическое отвержение ребенка. В связи с этим программа социально-психологической реабилитационной помощи должна включать в себя как социальные, так и психологические аспекты поддержки молодых мам.
Задачи:
1. Провести комплексный анализ литературы по проблеме.
2. Определить и провести научную трактовку основных понятий исследования.
3. Выявить особенности развития отношений внутри семьи, имеющей детей с психическими заболеваниями.
4. Подобрать пакет диагностических методик.
5. Провести анализ полученных результатов.
Методологической основой исследования явились принципы детерминизма, развития, системности. Исходной методологической позицией в нашем исследовании выступил личностно-ориентированный подход, основанный на изучение развития личности на различных этапах онтогенеза (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон, А.Н Леонтьев, Л.Ф. Обухова, Э. Эриксон и др.). Психолого-педагогическую направленность исследования определили положения психотерапевтического и социально-педагогического подходов, трактующего материнство как уникальный период развития личности, обусловленный комплексными изменениями в психофизиологическом и социальном уровнях развитии человека. (Ю.П. Азаров, Д.В. Винникотт, В.И. Гарбузов, И.В. Гребенников, М. Кляйн, Т.В. Леус, М.С. Радионова, К.В. Солоед, Э.Г. Эйдемиллер и др.).
Эксперимент проводился на базе Центр психологической поддержки "Шаг навстречу". Одним из основных направлений работы этого центра служит социально-психологическая помощь юным мамам.
Основными методами исследования явились: индивидуальные психологические карты, эксперимент, беседа, наблюдение, методы обработки данных, интерпретационные методы, теоретический анализ литературы.
В исследовании нами были использованы следующие методики:
1. Шкала проявления тревожности Дж. Тейлора.
2. Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона.
4. Методика диагностики родительского отношения (ОРО) А. Я. Варга, В. В. Столин.
Проведение эксперимента включало в себя несколько этапов:
Первый этап - определение и анализ группы молодых мам в возрасте 16-17 лет. На этом этапе эксперимента нами была определена и проанализирована экспериментальная группа.
Второй этап (констатирующий эксперимент) - включал в себя диагностику и анализ результатов психологического состояния юных мам.
Третий этап (формирующий эксперимент) - включал в себя проведение программы оказания социально-психологической помощи юным матерям.
Четвертый этап (контрольный эксперимент) - был направлен на исследование успешности проведенной программы и включал в себя повторную диагностику. На этом этапе была проведена оценка достоверности нашей гипотезы.
Структура и объем работы - дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, литературы, приложений.
В структуру данной работы вошли следующие основные разделы:
1. В теоретической части нами были рассмотрены: основные характеристики юношеского возраста, особенности изучения феномена "материнство" в зарубежной и отечественной психологии, проблема материнства в юном возрасте и опыт социально-психологической реабилитации юного материнства в России и Зарубежом.
2. Во второй практической главе нами было проведено первичное исследование по изучению психоэмоционального состояния юных матерей и его влияния на систему их взаимоотношений с ребенком.
3. В третьей главе мы рассмотрели опыт работы по программе социальной и психологической реабилитации с матерями-подростками и проанализировали полученные результаты при помощи повторное тестирования испытуемых.
Список литературы
1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика.- М., 2004.
2. Актуальные проблемы дошкольного образования: Тезисы докладов Первой региональной Уральской научно-практ. конф. - Пермь, 2004.
3. Баранов А.Н. Медико-социальные аспекты репродуктивного здоровья женщин / А.Н. Баранов, А.Л. Санников, Р.В. Банникова.- Архангельск: Изд-во АГМА, 2003.- 177 с.
24. Кон И.С. Ребенок и общество. - М.: Педагогика, 2006.
25. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2003.
26. Лабиринты одиночества/ Сборник статей. - М., 2007.
27. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004.
28. Леус Т.В. Материнство - опыт трех поколений. Психологические сопровождение беременной женщины. - М.: Изд-во ИП РАН, 2005.
29. Лидерc А.Г. Семья как психологическая система. Очерки психологии семьи. - Москва-Обнинск.: ИГ-СОЦИН, 2004., 294 с.
30. Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи. - М.: Издательский центр "Академия", 2006. - 432 с.
31. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: Педагогика, 2006.
32. Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия. Учебное пособие для студентов пед.ун-тов/ Под ред. В.С. Мухиной. - М.: Просвещение, 2007.
33. Марконе М. Девятимесячный сон. Сны в период беременности. - М.: Изд-во "Дом матери", 2003.
34. Мать и дитя: материалы IV Российского Форума. Медико-социальные аспекты проблемы регулирования рождаемости в современных условиях / Коновалов В.А., Курников В.С. - М., 2003.- Ч.1.- С.43-44.
35. Мать и дитя: материалы IV Российского Форума. Медико-социальные аспекты охраны репродуктивного здоровья / Кулавский В.А., Даутова Л.А.- М., 2003.- Ч.1.- С.50-52.
36. Мать и дитя: материалы IХ Рос. Форума. Анализ причин материнской смертности в субъектах Российской Федерации / О.В. Шарапова, О.С. Филиппов, Е.В. Гусева, О.Г. Фролова, Л.П. Королева.- М., 2007.- С.642.
37. Мать и дитя: материалы II Российского Форума. Особенности течения беременности, родов и послеродового периода в подростковом возрасте / Е.В. Брюхина, Е.Ю. Мазная, Л.Ф. Рыбалова.- М., 2003.- С.21-22.
38. Мид М. Культура и мир детства. - М.: Наука, 2004.
39. Миронова Т.А. Психофизиологические особенности женщин с невынашиванием беременности: - Курск, 2006.
40. Мозг и поведение младенца / Под ред. О.С. Адрианова. - М.: Изд-во ИП РАН, 2003.
41. Мухамедрахимов Р.Ж. Формы взаимодействия матери и младенца. - М., 2004.
42. Недбаева С.В. Службы практической психологии: теория и практика. Сборник научно-методологических и нормативно-правовых материалов. - Армавир, 2007.
43. Обухова Л.Ф., Шаграева О.А. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития. - М.: Жизнь и смысл, 2005.
44. Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, Учебная литература, 2006.
45. Панов Е.Н. Поведение животных и этологическая структура популяций. - М.: Наука, 2003.
46. Перинатальная психология в родовспоможении: Сб. материалов конференции. - СПб., 2004.
47. Перинатальная психология и нервно-психическое развитие детей: Сб. материалов конференции. - СПб., 2004.
48. Практическая психодиагностика/ Под ред. Д.Я. Райгородского. - Самар: Издательский дом "БАХРАХ-М", 2001. - 672 с.
49. Психологический журнал. Зависимость типа привязанности ребенка ко взрослому от особенностей их взаимодействия / Авдеева Н.Н., Хаймовская Н.А. - 2004. Т. 20. № 1. С. 39-48.
51. Психология сегодня. Ежегодник Российского психологического общества. Ранги по рождению и групповое поведение яванских макаков / Бутовская М.Л. - 2006. Т. 2. Вып. 3. С. 125-126.
52. Психология сегодня. Ежегодник Российского психологического общества. Психофизиологическая природа доминанты материнства / Батуев А.С. - 2006. Т. 2. Вып. 4. С. 69-70.
53. Психотерапия и клиническая психология: методы, обучение, организация: Материалы Рос. конф. - СПб., Иваново, 2004.
54. Психотерапия: от теории к практике: Материалы Второй Всерос. учебно-практ. конф. по психотерапии. - М., 2006.
55. Психотерапия сегодня: Материалы III Всерос. конф. по психотерапии. - М., 2005.
56. Радионова М.С. Динамика переживания женщиной кризиса отказа от ребенка. - М., 2004.
57. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПБ.: Издательство "Питер", 2004.
58. Репродуктивные установки и сексуальное поведение девочек-подростков крупного промышленного региона / Н.А. Лукина, Г.А. Черняева, Т.М. Петухова и др. // Современные проблемы детской и подростковой гинекологии в России: сб. науч. тр. V Всерос. науч.-практ. конф.- СПб., 2003.- С.149-151.
59. Репродуктивное здоровье детей и девушек-подростков в Приморском крае / Л.А.Несвячёная, Г.П. Горшунова, Т.И. Бурмистрова, В.В. Стре-льцова // сб. науч. тр. Дальневосточной регион. науч.-практ. конф.- Хабаровск: ДВГМУ, 2004.- С.21-22.
60. Руководство практического психолога/ Под ред. И.В. Дубровиной. - М., 2007.
62. Свердлова Г.А. Роль взаимоотношений матери и ребенка в коррекции сниженной познавательной мотивации ребенка (старший дошкольный возраст). - М., 2005.
63. Семья в психологической консультации/Под ред. Бодалева А.А., Столина В.В. - М.: Педагогика, 2005., 207 с.
64. Серия "Работа с детьми группы риска". Выпуск №4. Реабилитационная программа для детей и подростков. "Перекресток". - М.: Российский благотворительный фонд "Нет алкоголизму и наркомании" ("НАН"), 2003.
65. Серия "Работа с детьми группы риска". Выпуск №9. Реабилитационная программа для детей и подростков. "Театр". - М.: Российский благотворительный фонд "Нет алкоголизму и наркомании" ("НАН"), 2007.
66. Серия "Работа с детьми группы риска". Выпуск №10. Реабилитационная программа для детей и подростков. "Вызов". - М.: Российский благотворительный фонд "Нет алкоголизму и наркомании" ("НАН"), 2007.
67. Сидорова А.В. Изучение родильной обрядности в традиционной русской культуре как ключ к пониманию истоков психологической проблематики беременности и раннего материнства // На пути к практической психологии: Сб. научн. статей. - Самара: Изд-во "Самарский ун-т", 2005. С. 93-98.
68. Синапс. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка / Баженова О.В., Баз Л.Л., Копыл О.А. - 2003. № 4. С. 35-42.
69. Синапс. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка / Копыл О.А., Баз Л.Л., Баженова О.В. - 2003. - № 4. - С. 35-42.
70. Современные направления психотерапии и их клиническое применение: Материалы Первой Всерос. конф. по психотерапии. - М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2006.
71. Солдатенко Н.Г. Психология трудного подростка. - М., 2007.
72. Солоед К.В. Психическое развитие младенцев в условиях материнской депривации. - М., 2005.
73. Социальная и клиническая психиатрия. Система "мать - дитя" в раннем возрасте как объект психопрофилактики / Скобло Г.В., Дубовик О.Ю. - 2004. № 2. С. 75-78.
74. Социальная политика и социальная работа зарубежом. Хрестоматия./ Под ред. Масловой Т.Ф. - Ставрополь.: СКСИ МОСУ, 2007.
75. Спиваковская А.С. Психопрофилактика детских неврозов. Комплексная психологическая коррекция. - М.: Изд-во МГУ, 2004.
76. Степанова В.Г. Индивидуальный подход к трудным школам. - М., 2007.
77. Теория и методика социальной работы, в 2-х т. - М.: Союз. 2004.
78. Теория и методика социальной работы/ Под ред. П.Д. Павленко. - М.: ГАСБУ, 2007.
79. Фанти С. Микропсихоанализ. - М.: ЦПП, 2007.
80. Филиппова Г.Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии. - М., 2005.
81. Филиппова Г.Г. Психология материнства и ранний онтогенез. - М.: Жизнь и мысль, 2004.
82. Ханиган П. Молодежь, испытывающая трудности. - М.: "Интердиалект+", 2006.