Пятница, 2024-09-20, 2:04 AM
Приветствую Вас Гость

Учебные материалы

Главная » 2014 » Август » 6 » Скачать Дистанционные образовательные технологии как средство обучения информатике в условиях профильной школы. Колбин, Роман Владимирович бесплатно
6:05 AM
Скачать Дистанционные образовательные технологии как средство обучения информатике в условиях профильной школы. Колбин, Роман Владимирович бесплатно
Дистанционные образовательные технологии как средство обучения информатике в условиях профильной школы

Диссертация

Автор: Колбин, Роман Владимирович

Название: Дистанционные образовательные технологии как средство обучения информатике в условиях профильной школы

Справка: Колбин, Роман Владимирович. Дистанционные образовательные технологии как средство обучения информатике в условиях профильной школы : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Колбин Роман Владимирович; [Место защиты: Ур. гос. пед. ун-т] Челябинск, 2007 181 c. : 61 07-13/3018

Объем: 181 стр.

Информация: Челябинск, 2007


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФИЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ
11 Профильное обучение информатике в условиях модернизации общего образования
12 Принципы и характерные особенности дистанционного обучения на современном этапе развития системы образования
13 Дидактическая модель дистанционного обучения информатике
14 Анализ современных дистанционных курсов по информатике
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЫ
21 Проектирование образовательной среды на основе дидактической модели дистанционного обучения информатике
22 Виды деятельности участников дистанционного образовательного процесса
23 Проектирование дистанционного элективного курса «Глобальные и локальные сети: создание, настройка и использование»
24 Организация и проведение педагогического эксперимента
Выводы по главе 2

Введение:

Актуальность исследования. Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. Основная цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования. Для достижения указанной цели в первоочередном порядке должны решаться среди прочих и такие важные задачи, как обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования и достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования.
В рамках решения этих задач концепцией модернизации российского образования на старшей ступени общеобразовательной школы предусмотрено профильное обучение и развитие дистанционного образования. Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных предметов, что и будет обеспечивать гибкую систему профильного обучения. Эта система включает в себя следующие типы учебных предметов: базовые общеобразовательные, профильные и элективные.
Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана и осуществляют «поддержку» изучения основных профильных предметов, а также служат для внутрипрофильной специализации обучения и построения индивидуальных образовательных траекторий. Перед школами встает задача разработки элективных курсов. С одной стороны, решение этой задачи требует наличия высококвалифицированных специалистов, что крайне сложно обеспечить особенно в сельской местности. С другой стороны, сегодня школы, в том числе и сельские, получают доступ к высокоскоростному Интернету, поэтому, можно говорить о наличии достаточной технической базы для развития дистанционного обучения, что позволит решить и проблемы профильного обучения.
В последнее время появился целый ряд работ, посвященных дистанционному обучению, рассматривающих различные его аспекты. Теоретические основы и методические особенности внедрения дистанционных образовательных технологий в учебный процесс отражены в работах ГЛ. Андриановой [7], H.A. Гейна [42], A.B. Густырь [46], Ю.П. Господарика [43], [44], Г.А. Краснова [85], Г.В, Можаевой [110], [111], П.А. Назарова [116], В.И. Овсянниковой [48], [123], П.И. Пидкасистого [132], Е.С. Полат [138], [139], [157], A.B. Хуторского [177], [178] и др.
Дистанционное обучение - одна из форм обучения, поэтому важно, чтобы разрабатываемые технологии дистанционных форм обучения базировались на фундаментальных исследованиях в области дидактики. Различным аспектам процесса обучения посвящены исследования Ю.К. Бабанского [12], [128], ЧИЯ. Лернера [95], [96], П.К. Пидкасистого [131], М.Н. Скаткина [155] и др.
Информационные и коммуникационные технологии рассматриваются как одно из базовых средств организации современных систем дистанционного обучения. Вопросам применения (использования) ИКТ в образовании посвящены работы Г.И. Кириловой [65], Г.М. Коджаспирова [67], Д.Ш. Матроса [103], [104], [105], Е.С. Полат [137], И.В.Роберт [145], [146], [147], [149], Л.Г. Семушиной [153], Б.Е. Стариченко [160] и др.
Большой вклад в разработку дидактических положений профильного обучения и внедрение его в практику внесли такие видные ученые и педагогики, как В.П. Беспалько [18], A.B. Хуторской [180], Н.М. Шахмаев [184] и другие
Анализ нормативных документов Министерства образования и науки РФ, методической литературы, результатов диссертационных исследований, современного состояния дистанционного обучения на уровне общего образования показал, что применению дистанционных образовательных технологий для реализации профильного обучения не уделяется достаточного внимания.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена следующими противоречиями:
• между необходимостью реализации положений Концепции модернизации российского образования, связанных с расширением доступности образования вне зависимости от места жительства и созданием системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, и недостаточной разработанностью механизма реализации доступности качественного профильного образования;
• между значимостью применения дистанционных образовательных технологий в профильной школе и недостаточным уровнем научно-методического обеспечения дистанционного профильного обучения;
• между необходимостью внедрения профильного обучения информатике в школах независимо от уровня кадрового и научно-методического обеспечения учебного процесса и недостаточной разработанностью технологии построения дистанционных курсов по информатике, включая элективные, с помощью которых реализуются индивидуальные образовательные траектории учащихся профильной школы.
Перечисленные противоречия обусловливают актуальность исследования, направленного на развитие теоретических положений дистанционного обучения в условиях профильной школы и разработку технологии дистанционного обучения для профильных курсов по информатике.
В настоящее время вопросам организации и внедрения дистанционных курсов и профильного обучения посвящены диссертационные исследования Е.А. Веденеевой [33], JI.A. Внуковой [36], О.В. Хуказовой [176], Н.В. Шкарупы [185] и др. Ряд научных исследований в области методики направлены на совершенствование содержания, методов и организационных форм и средств дистанционного обучения. В настоящее время существует множество дистанционных курсов, систем для дистанционного обучения, элективных курсов, в том числе и по информатике. Однако до сих пор недостаточное внимание уделялось созданию теоретических основа организации дистанционного обучения для профильной школы и технологии отбора содержания элективных курсов, в том числе направленных на изучение фундаментальных основ информатики.
Таким образом, актуальность настоящего исследования позволяет определить проблему: как необходимо использовать дистанционные образовательные технологии для организации обучения информатике в условиях профильной школы.
Теоретическое и практическое значение указанной проблемы и ее недостаточная разработанность послужили основанием для выбора темы исследования: «Дистанционные образовательные технологии как средство обучения информатике в условиях профильной школы».
Объект исследования - процесс обучения информатике в профильной школе.
Предмет исследования - развитие технологии дистанционного обучения информатике в условиях профильной школы.
Целью исследования является разработка и обоснование применения технологии дистанционного обучения информатике в профильной школе.
Гипотеза исследования. Технология дистанционного обучения информатике позволит реализовать качественное профильное обучение школьников при выполнении следующих условий:
• процесс обучения должен учитывать специфику учебного предмета «Информатика и ИКТ» на современном этапе развития общего образования (значимость межпредметных связей, обусловленных метапредметностью соответствующей науки; прикладная направленность курсов информатики и др.);
• отбор содержания дистанционных элективных курсов необходимо осуществлять на основе принципов аналогии представления школьного компонента федеральному компоненту образовательного стандарта и преемственности школьного компонента по отношению к федеральному компоненту образовательного стандарта;
• обучение должно быть основано на использовании компьютерной образовательной среды, которая обеспечивает реализацию всех компонентов образовательного процесса (построение системы целей курса на концептуальном уровне; дистанционное взаимодействие преподавателя и обучаемого, включающее контроль и самоконтроль и др.).
Для реализации поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы нами сформулированы следующие задачи исследования:
1. На основе анализа философской, социологической, психолого-педагогической и методической литературы проанализировать современное состояние проблемы внедрения профильного обучения, а также выявить дидактические основы дистанционного обучения информатике.
2. Построить дидактическую модель дистанционного обучения информатике, отражающую наиболее значимые компоненты процесса обучения с учетом специфики предмета «Информатика и ИКТ», на основе которой разработать технологию дистанционного обучения информатике для ее применения в профильной школе.
3. Обосновать принципы отбора содержания элективных курсов по информатике, учет которых обеспечивает удовлетворение образовательных потребностей и возможностей учащихся, и разработать технологию отбора содержания таких курсов.
4. Определить структуру и функции компьютерной образовательной среды, которая обеспечивает реализацию всех значимых компонентов разработанной дидактической модели.
5. Осуществить опытно-поисковую работу по проверке эффективности разработанной технологии дистанционного обучения информатике.
В основу исследования положены следующие теоретико-методические основания и источники:
• работы педагогов в области различных форм обучения (Ю.К. Бабанский [10], [11], И.Я. Лернер [97], П.И. Пидкасистый [134], М.Н. Скаткин [154], [155] и др.);
• работы педагогов в области формирования содержания образования (Ю.К. Бабанский [12], В.В. Краевский [84], B.C. Леднев [92], И.Я. Лернер [96], A.B. Усова [171], [172], A.B. Хуторской [179] и др.);
• работы в области использования ИКТ в образовании (В.Г. Коуров [82], [83], Д.Ш. Матрос [102], [106], [107], [108], [109], Е.С. Полат [137], И.В. Роберт [146], [147], Б.Е. Стариченко [160], Н.М. Шахмаев [183] и др.);
• работы в области использования технологического подхода в обучении (В.П. Беспалько [16], [19], Б.С. Блум [194], [195], В.Я. Виленский [34], М.В. Кларин [66], В.М. Монахов [114], Г.К. Селевко [152], А.И. Уман [170] и др-);
• работы в области дистанционного обучения (М.Ю. Бухаркина [137], Е.С. Полат [135], [138], [139], A.B. Хуторской [177], [178] и др.);
• работы педагогов в области внедрения профильного обучения (В.П. Беспалько [16], С.А. Бешенков [26], [27], Н.М. Шахмаев [184] и др.);
• работы в области теории и практики общего образования по информатике (С.А. Бешенков [21], [22], [23], [24], [25], А.И. Бочкин [30], А.Г. Гейн [38], [39], [40] [41], А.П. Ершов [54], A.A. Кузнецов [86], [87], А.Г. Кушниренко [90], [91], В.Ф. Шолохович [186], [187] и др.).
В ходе работы использовались следующие методы исследования:
• теоретические: анализ психолого-педагогической, философско-социологической, научно-методической и специальной литературы по изучаемой проблеме, а также практики обучения; обобщение, систематизация, конструирование, моделирование; сравнительный и критический анализ государственных образовательных стандартов, программ, учебников, учебных пособий;
• эмпирические: педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, метод экспертных оценок, анализ контрольных работ, опытно-поисковая работа и ее анализ, статистическая обработка и интерпретация экспериментальных данных.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивалась использованием научно-обоснованных методов с опорой на основополагающие теоретические положения, последовательностью проведения педагогического эксперимента, использованием математических методов обработки результатов и педагогических критериев в их качественной интерпретации.
Критериями эффективности дистанционного (также как и очного) профильного обучения являлись, во-первых, достижение учащимися целей обучения курса за отведенное время, во-вторых, удовлетворение образовательных потребностей учащихся.
Применимость предложенной технологии, т.е. степени ее необходимости и возможности реализации в сфере образования, определялась методом групповых экспертных оценок. Экспертами выступали учителя и преподаватели вузов. Значимость применения используемых методов обучения и подходов к построению дистанционного курса оценивалось на основе результатов опроса учащихся и их родителей.
Научная новизна заключается в следующем:
1. В отличие от ранее выполненных работ (Л.А. Внуковой, Н.В. Шкарупы), посвященных проблеме дистанционного обучения информатике в условиях средней школы, в данной работе поставлена и решена задача разработки технологии дистанционного обучения информатике в условиях профильной школы на основе дидактической модели, учитывающей специфику учебного предмета.
2. Построена дидактическая модель дистанционного обучения информатике в условиях профильной школы, которая создана с учетом специфики обучения информатике на современном этапе развития общего образования (значимость межпредметных связей, обусловленных метапредметностью соответствующей науки; прикладная направленность курсов информатики; использование компьютера не только в качестве средства, но и в качестве объекта изучения; наличие в учебном предмете «Информатика и ИКТ» теоретической составляющей, освоение которой требует разных методических подходов в зависимости от уровня интеллектуального развития учащихся).
3. Разработана методика комплексного использования метода проектов и метода «обучения в сотрудничестве», а также активного диалогового взаимодействия участников образовательного процесса для повышения эффективности дистанционного обучения информатике на основе ИКТ.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
1. Разработаны принципы отбора содержания элективных курсов (принцип аналогии представления школьного компонента федеральному компоненту образовательного стандарта, принцип преемственности школьного компонента по отношению к федеральному компоненту образовательного стандарта) на основе системы целей государственного образовательного стандарта с учетом образовательных потребностей и возможностей учащихся.
2. Сформулированы и обоснованы виды деятельности всех участников дистанционного образовательного процесса на каждом его этапе с учетом особенностей обучения информатике (отбор содержания элективного курса, планирование использования средств дистанционного обучения, сопровождение комплексного использования метода проектов и метода «обучения в сотрудничестве», психологическое тестирование и др.).
3. Разработана структура и функциональность компьютерной образовательной среды, которая обеспечивает профильное обучение на основе дидактической модели дистанционного обучения информатике (блок для построения целевой модели курса, модульной программы и разработки дидактического инструментария; блок, обеспечивающий дистанционное взаимодействие преподавателя и обучаемого; блок проведения контроля и самоконтроля; блок анализа результатов цикла обучения).
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что материалы и результаты исследования могут быть использованы при организации дистанционного обучения информатике в условиях профильной школы:
1. Успешно используется в практике работы учителей разработанная компьютерная образовательная среда для организации дистанционного обучения информатике, позволяющая обеспечить качественное профильное обучение.
2. Предложены методические рекомендации участникам дистанционного образовательного процесса по использованию разработанной технологии дистанционного обучения в условиях профильной школы.
3. Построен и реализован в компьютерной образовательной среде элективный дистанционный курс «Глобальные и локальные сети: создание, настройка и использование», содержание которого учитывает требования Государственного образовательного стандарта по предмету «Информатика и ИКТ».
Положения, выносимые на защиту:
1. В средних общеобразовательных учреждениях при невозможности обеспечить необходимый уровень кадрового и научно-методического обеспечения (что характерно, прежде всего, для сельских школ) применение дистанционных образовательных технологий является необходимым условием реализации личностно-ориентированного подхода в профильном обучении информатике (учет индивидуальных потребностей учащихся при формировании содержания образования, построение индивидуальных траекторий обучения).
2. Организация дистанционного обучения информатике в условиях профильной школы на основе дидактической модели, построенной с учетом особенностей учебного предмета «Информатика и ИКТ» (значимость межпредметных связей, обусловленных метапредметностью соответствующей науки; прикладная направленность курсов информатики; использование компьютера не только в качестве средства, но и в качестве объекта изучения; наличие в учебном предмете «Информатика и ИКТ» теоретической составляющей, освоение которой требует разных методических подходов в зависимости от уровня интеллектуального развития учащихся) позволяет в равной степени обеспечить реализацию требований государственного образовательного стандарта как в городских, так и в сельских школах.
3. Сформулированные принципы отбора содержания дистанционных элективных курсов по информатике (принцип аналогии представления школьного компонента федеральному компоненту образовательного стандарта, принцип преемственности школьного компонента по отношению к федеральному компоненту образовательного стандарта) позволяют обеспечить эффективность дистанционного обучения в условиях профильной школы, а именно: достижение учащимися с учетом их возможностей целей обучения курса за отведенное время, а также удовлетворение образовательных потребностей учащихся.
Апробация результатов исследования. Теоретические положения и результаты исследования обсуждались на Всероссийской конференции (2004 г.), на научно-методических семинарах при кафедре информатики и методики преподавания информатики Челябинского государственного педагогического университета (2003-2007 г.г.), на конференциях по итогам научно-исследовательской работы преподавателей и аспирантов ЧГПУ (2002-2005 г.г.), на семинарах «Курсы повышения квалификации для заведующих заочными отделениями техникумов по теме «Организация и методика заочного и дистанционного обучения»», «Семинар на базе межшкольного методического центра г. Челябинска для учителей информатики», «Всероссийский образовательный форум» и были опубликованы в тезисах и статьях.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 195 источников, и двух приложений.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 3135
Пароль: 3135
Скачать файл.
Просмотров: 110 | Добавил: Аня41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz