Среда, 2024-11-13, 2:33 AM
Приветствую Вас Гость

Учебные материалы

Главная » 2014 » Август » 9 » Скачать Диалогическая природа культуры барокко. Фархутдинова, Светлана Гусмановна бесплатно
1:38 AM
Скачать Диалогическая природа культуры барокко. Фархутдинова, Светлана Гусмановна бесплатно
Диалогическая природа культуры барокко

Диссертация

Автор: Фархутдинова, Светлана Гусмановна

Название: Диалогическая природа культуры барокко

Справка: Фархутдинова, Светлана Гусмановна. Диалогическая природа культуры барокко : диссертация кандидата культурологии : 24.00.01 Нижневартовск, 2005 143 c. : 61 06-24/11

Объем: 143 стр.

Информация: Нижневартовск, 2005


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I БАРОККО В ИСТОРИИ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ
§ 1 Понятие и стиль барокко
§ 2 Эпоха барокко как культурно - исторический феномен
§ 3 Диалог в содержании культурных категорий барокко
ГЛАВА II ДИАЛОГ КАК СУЩНОСТЬ БАРОККО В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ
§ 1 Исследования и образы барокко в культуре современности
§ 2 Барокко как форма диалога России и Запада

Введение:

Актуальность исследования. Известно, что в истории культуры каждая эпоха представляет собой сложное переплетение различных духовных процессов, по-своему отражающих действительность. В свою очередь, культурные образы, возникающие в связи с теми или иными событиями, выражают основные тенденции и направления их диалога. Примером этому может служить эпоха барокко, которой по-прежнему посвящено немало исследований.
Интересным и целесообразным в изучении культуры является выявление диалогической природы барокко, которая расценивается, как постоянная способность актуализировать свой смысл и формировать новые пласты в сознании человека, в его микродиалоге через образы культуры. Активная личность, представляющая свое время и свою культуру, заинтересована в общении с Другим (замкнутой «на себя» культурой) как с «личностью», целостностью. Иная культура дана как встреча - диалог двух культур -исследующей и исследуемой. Только так она способна жить и развиваться, выходя за свои пределы и, в то же время, оставаясь собой.
Анализ эпохи барокко интересен в связи с тем, что она определила динамику формирования культур последующих эпох. Барокко становится все более актуальным и востребованным как в России, так и на Западе, ее роль выходит за свои хронологические границы, определенным образом затрагивая интересы современности.
Необходимо отметить, что именно диалоговая природа барокко пока не стала предметом должного внимания со стороны исследователей-культурологов. Вместе с тем, отечественные и зарубежные исследователи выдвинули немало положений, на основе которых возможна более полная концепция барокко и ее роли в истории цивилизации.
Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена необходимостью представить сущность барокко более широко, чем художественный стиль. Его декоративная пышность, живописность и кажущаяся усложненность символизируют собой богатство форм и торжество зрелой культуры, ее открытость и готовность к диалогу с иными культурами. В этом удивительном и все еще недостаточно исследованном стиле выражена своеобразная завершенность культуры. Богатство исследуемого стиля и соответствующей эпохи раскрывается с помощью культурологического подхода и анализа.
Цель и задачи исследования. Целью диссертации является определение сущностной - диалогической - природы барокко, что позволяет по-новому оценить его место и роль в культуре.
В соответствии с данной целью в исследовании поставлены следующие задачи:
• определение места понятия и стиля барокко в истории европейской культуры;
• осуществление анализа существенных характеристик эпохи барокко как культурно-исторического феномена;
• выявление диалогической сущности основных категорий культуры барокко;
• определение роли образов барокко в становлении особенностей современной культуры;
• рассмотрение специфики диалога западноевропейского барокко и отечественной культуры.
Объектом исследования является культура барокко, сформировавшаяся в период XVII - XVIII вв. и продолжающая, в несколько измененной форме, оказывать свое влияние на современную культуру.
В качестве предмета диссертационного исследования рассматривается диалогическая природа барокко, выступающая своеобразной формой общения между культурами различного типа.
В качестве гипотезы исследования выдвигается положение, согласно которому культура барокко содержит своеобразное диалогическое начало, заявляющее о себе в периоды относительной стабилизации, следующие за крупными изменениями и потрясениями в общественной жизни.
Теоретическая основа диссертационного исследования. Анализ накопленного материала, посвященного барокко, свидетельствует о явном различии в его характеристиках и оценках. К составившим теоретическую основу исследования относятся, прежде всего, труды отечественных исследователей: Б.Р.Виппера, Д.С.Лихачева, А.А.Морозова, А.М.Панченко, В.И.Полищука и зарубежных авторов: Я.Буркхардта, Г.Вёльфлина, К.О.Гартмана, К.Гурлита, Х.Тинтельнота. Историко-культурологический анализ понятия «стиль эпохи» сделан на основе трудов С.С. Аверинцева, В.Вайсбаха, Э.Кон - Випера, Д.С.Лихачева, А.Ф.Лосева, М.Ю.Лотмана, А.В. Михайлова, Н.Певзнера. При рассмотрении особенностей культуры XVII -XVIII веков были использованы труды Н.Бруно, И.И.Винкельмана, Д.Дидро, Г.Лессинга. Диалогическая природа культуры барокко исследовалась в опоре на работы Ж.Делеза, Ж.Женетта, Х.Ортега-и-Гассета, М.Фуко, Й.Хейзинги. В вопросах, связанных с диалогом и соответствующим методом, основное внимание было уделено работам Л.М.Баткина, М.М.Бахтина, В.С.Библера, М.Бубера, А.Ф.Лосева. Особое внимание в диссертации уделяется исследованиям места и сущности диалога в пространстве культуры барокко.
Методологическую основу исследования составляют, прежде всего, конкретно-исторический, герменевтический и типологический подходы к рассматриваемому явлению барокко. Такое исследование предполагает метод некоторого «вживания» в эпоху барокко, необходимого для понимания ее во всей многогранности и культурно - исторической целостности. Герменевтика как философский подход к действительности по В.Дильтею дополняется исторической реконструкцией ситуации оформления текста как выражения события жизни. В нашей работе герменевтический подход представлен как искусство понимания фиксированных в языке особенностей культуры барокко. В работе использованы метод обобщения; сравнения: методы гипотетико-дедуктивного и системного анализа; а также элементы литературоведческого и искусствоведческого анализа.
Информационная база исследования. В числе источников диссертации автором были использованы также данные и сведения из коллективных монографий, журнальных статей, научных докладов и материалов научных конференций и семинаров различного уровня.
Степень научной разработанности проблемы. XVII-XVIII века - это особая, вполне самостоятельная эпоха в развитии европейской культуры, представлявшая собой различные варианты реакции на кризис ренессансного гуманизма и претерпевшая качественные изменения в мировоззренческом плане. Для нее были характерны острые переживания распада гармоничного представления о мироздании, склонность к противоречиям и крайностям, смятения мысли и духа, сознание несовершенства мира и человека. Все это явилось идейной подоплекой стиля барокко, выросшего на «развалинах» Возрождения.
Исследования, посвященные барокко и его роли в культуре, в течение последних десятилетий представляют собой отчетливое стремление объяснить характер данной эпохи. В публикациях зарубежных авторов, посвященных проблемам барокко, раскрывалась в основном тематика в рамках культурно-исторических, формально-стилистических направлений.
Вместе с тем, среди большого числа узкоспециализированных источников и обилия мнений по проблемам барокко, можно выделить серьезные теоретико-культурологические исследования. В работах зарубежных авторов, таких как Я.Буркхардт, Г.Вёльфлин, К.Гурлит, А.Ригль, стиль барокко рассматривается как особый культурный феномен. Сформировалась также соответствующая концепция, по-своему определяющая его ценность. Она существенно отличается от искусствоведческого понимания, принимающего во внимание в основном перцептивные, психологические факторы данного феномена, а также от социологического подхода к решению исследовательских проблем, связанных с барокко.
В XX веке оживился интерес к национальным вариантам барокко. В частности, в исследованиях Д.С.Лихачева, С.Матхаузеровой рассматривается специфика барокко в культурах Центральной и Восточной Европы.
В настоящее время на симпозиумах, съездах славистов, проводимых в Москве и в Праге, на международных конференциях в Санкт-Петербурге по проблемам культуры XVII-XVIII веков, в Нижневартовске, по проблемам современной культуры, решаются насущные вопросы, имеющие непосредственное отношение к барокко. В специальных исследованиях, как, например, А.М.Панченко («Русская стихотворная культура», «Культура в канун Петровских реформ»), в монографиях по историко-архитектурной тематике культура барокко предстает предметом постоянных дискуссий, поисков и научных обсуждений.
Вместе с тем, анализ исторических, литературных, искусствоведческих материалов свидетельствует о том, что многие вопросы, связанные с барокко, остаются нерешенными. В частности, недостаточно разработан культурологический аспект темы. Сегодня очевидно, что барокко гораздо значительнее, чем художественный стиль, исследуемый в рамках искусствоведения, что его статус вполне может быть определен как особый культурно-исторический феномен. Этому и посвящено данное исследование.
Научная новизна диссертации. Выявление диалогической природы барокко существенно расширяет границы его исследования, меняет подход к его пониманию. В отличие от традиционных подходов и соответствующих истолкований, культурологический анализ позволяет расширить понятийный аппарат и методологию поисков, сформулировать идею диалогической природы культуры и характерного для XVII-XVIII вв. стиля, заявляющего о себе и в другие эпохи. В диссертации предложена систематизация существующих трактовок барокко и впервые сделана попытка выявить его диалогическую сущность. В отличие от аналогичных исследований, основное внимание автором уделено пониманию барокко как выражению общекультурной тенденции к диалогу.
В частности, новизна исследования определяется следующими положениями:
1) в работе предлагается системное исследование понятия и стиля барокко;
2) впервые достаточно полно представлена характеристика эпохи барокко как культурно - исторического феномена;
3) выявлена диалогическая сущность основных категорий культуры барокко;
4) определено многообразие проявлений культуры барокко в современности, что позволяет расширить представление ее культурной ценности;
5) показана специфика вживания особенностей западноевропейского барокко в отечественную культуру.
Научно-практическая значимость работы заключается, прежде всего, в том, что обобщения, положения и выводы диссертации можно рассматривать в качестве основы дальнейших научных исследований барокко, а также темы диалогичности культуры в общем русле ее теории и истории. Кроме того, материалы диссертационного исследования могут найти применение в области истории и социологии культуры, а также в учебных вузовских курсах по эстетике, истории искусства.
Апробация результатов исследования. Отдельные положения диссертации были изложены на I Международной научной конференции «Деятельностное понимание культуры как вида человеческого бытия» (Нижневартовск, декабрь 2003 года), а также на очно-заочной практической конференции «Искусство в современном мире» (март 2004 года). Основные результаты исследования обсуждались на методологических семинарах кафедры теории и истории культуры Нижневартовского государственного педагогического института, отражены в публикациях автора.
Положения, выносимые на защиту.
1. Понятие «барокко» получает широкое признание в области искусствоведения и литературоведения разных стран. Коренные изменения, происходившие в его оценках, свидетельствуют о том, что барокко содержит не только художественно-эстетические качества стиля. Современная концепция барокко предполагает признание за ним определенного культурно-исторического статуса.
2. Культурологический анализ, определив эпоху барокко как культурно-исторический феномен, выявил возможности ее общекультурного содержания. В частности, определение целостности культуры XVII столетия ставилось в тесную связь с проблемой исторического типа культуры, типа художественного сознания, с особенностями миропредставления эпохи. Антиномичность свидетельствует об исторической переходности этой эпохи, что выражает ее диалогическую природу.
Культура барокко представляет собой не до конца исследованный и определенный, выражаясь образно, гениальный «эклектизм», привносящий во все свою вневременную норму. Поэтому барокко можно определить не только как «стиль эпохи», но и как открытую в отношении канонов-и правил программу деятельности, содержащую в себе цель и бесконечное многообразие средств ее достижения.
3. В XVII веке диалогическая природа барокко выражается на уровне категорий и понятий культуры. Барокко изменило мир культуры, сами представления о ней. Это антитетичное осознание пространственности как важнейшего фактора достижения всей барочной культуры. Время и вечность как категория безвременья предполагали необратимость, быстротечность и преходящесть, создавая невероятную напряженность барочного мышления. Интерес к категории безвременья определился трагической историей XVII века, и зафиксирован в теме бренности и соответствующих ей эмблемах. Одна из наиболее популярных аллегорий барокко представляет мир в виде театра, в котором человек - игрушка, марионетка в руках демиурга.
В категории инвенторства виделся диалог открытия. Категория игры раскрывала мотивы барочного состязания и совместного творчества. Категория пафоса выражала внутренний патетический отклик макрокосма человека на картину мира.
4. Влияние, которое оказало барокко на европейскую культуру в целом, позволяет установить новые связи и параллели в процессе возникновения и развития новых художественных образов, в том числе и в литературе, музыке, кинематографе, театре. «Игровая» культура становится культурой «играющей»: образами зеркала, маски, карнавала; принципами антиномии, остроумия, дисгармонии, что нашло свое отражение в культуре XX столетия. В результате происходит взаимопроникновение не только видов искусства, но и культур, что определяется общностью их источника и тенденциями развития в русле культурно-исторического феномена барокко.
5. Присущие барокко контрастность, многоликость и динамичность образов, стремление к слиянию искусств, к совмещению иллюзии и реальности свидетельствуют о многоплановости, полифоничности, об исходной диалогичности барокко. Эпоха барокко остается средством межнационального и межкультурного общения, во многом определившего форму продуктивного взаимодействия России и Запада.
Структура диссертационной работы обусловлена логикой исследования и последовательностью решения поставленных задач. Диссертация состоит из введения, двух глав («Барокко в истории европейской культуры» и «Диалог как сущность барокко в современной культуре), заключения и библиографии. Общий объем работы составляет 143 страницы машинописного текста.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 3135
Пароль: 3135
Скачать файл.
Просмотров: 136 | Добавил: Аня41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz