Среда, 2024-11-13, 2:32 AM
Приветствую Вас Гость

Учебные материалы

Главная » 2014 » Август » 9 » Скачать Библиотечный фонд в системе культурной коммуникации. Суконкина, Ольга Ивановна бесплатно
1:51 AM
Скачать Библиотечный фонд в системе культурной коммуникации. Суконкина, Ольга Ивановна бесплатно

Библиотечный фонд в системе культурной коммуникации

Диссертация

Автор: Суконкина, Ольга Ивановна

Название: Библиотечный фонд в системе культурной коммуникации

Справка: Суконкина, Ольга Ивановна. Библиотечный фонд в системе культурной коммуникации : диссертация кандидата культурологии : 24.00.01 Саранск, 2006 136 c. : 61 06-24/88

Объем: 136 стр.

Информация: Саранск, 2006


Содержание:

• ВВЕДЕНИЕ3
1 ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЕ
ПРОСТРАНСТВО БИБЛИОТЕЧНОГО ФОНДА12
11 Системный подход в исследовании библиотечного фонда12
11 Библиотечный фонд как Текст культуры и как Знак культуры31
2 КОММУНИКАТИВНО-ЗНАКОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ БИБЛИОТЕЧНОГО ФОНДА57
21 Документ как знак57
22 Структурные свойства документа77
23 Коммуникация в системе "библиотечный фонд - читатель"97

Введение:

Актуальность темы исследования. Культурное наследие имеет фундаментальное значение для дальнейшего развития человечества. Оно составляет основу его духовного и интеллектуального потенциала. На базе эффективного использования историко-культурного наследия происходит развитие личности и формирование новых поколений. То, что выдерживает испытание временем, приобретает характер вечных общечеловеческих ценностей культуры, закрепленных с помощью системы информационных кодов (естественные языки, языки искусства, науки, предметы, созданные человеком). Основная их масса нашла отражение в памяти социокультурных институтов (духовно-производственных и обслуживающих).
Одним из таких обслуживающих социокультурных институтов на протяжении веков является библиотека. Ее документный фонд представляет собой информационное отражение, воспроизводит человеческое знание с помощью знаков. Подобные знаки и знаковые системы расширяют границы памяти. Знаковые механизмы раздвигают границы прошлого, позволяя сберечь важное не только для современников, но и для отдаленных потомков, которые будут принадлежать другому времени, другому пространству, другой культуре.
Сегодня существуют две точки зрения на роль библиотеки в обществе. Согласно одной из них, традиционная библиотека уже изжила себя. Ее место все увереннее занимает виртуальная. Согласно другой, библиотека по-прежнему остается единственным общедоступным учреждением, которое связывает людей настоящего, прошлого и будущего, людей разных географических пространств. Библиотека, какая бы она ни была -виртуальная или традиционная, - это в любом случае некий коммуникативный универсум, взаимодействующий с обществом посредством своего документного (библиотечного) фонда. Фонд есть средство и форма долговременного существования всеобщего знания, опыта, открытий, изобретений, мыслей, идей, чувств.
Поэтому основной миссией библиотеки является восстановление культурной среды, что позволяет человеку чувствовать личную причастность к культурному творчеству, по-иному смотреть на библиотеку и воспринимать ее не просто как учреждение, хранящее документы с необходимой ему информацией, а как социокультурный «лабиринт» (У. Эко) человеческих знаний, выраженных с помощью знаков и кодов. Выход из такого «лабиринта» один: научиться читать библиотеку и прежде всего ее фонд как Текст, где существуют свои связи и закономерности.
Многие концептуальные положения современной науки строятся на сущностных характеристиках знаков, знаковых структур, знаковых систем и текста как основополагающих механизмах познания и расширения уже имеющегося знания. В связи с этим совершенно не случайно выбран семиотический подход в изучении библиотечного фонда как феномена культуры и канала культурной коммуникации.
Степень научной разработанности проблемы. В современной науке нет пока специальных комплексных исследований по характеристике библиотечного фонда как семиотически оформленного образования, входящего в систему культуры и выполняющего в ней функцию коммуникативного универсума. Долгое время фонд библиотеки изучался в рамках собственной науки (библиотековедения и фондоведения). Лишь в конце XX века были предприняты попытки междисциплинарного исследования, которые обусловили появление нескольких концепций библиотечного фонда: философско-культурологической, структурно-функциональной, когнитивной (знаниевой) и семиотической.
Философско-кулыпурологическая концепция библиотечного фонда строится на философско-культурологической концепции библиотеки, которая представлена в работах классиков отечественной (А.И. Герцен, Н.А. Рубакин, Н.Ф. Федоров и др.) и зарубежной (Г.В. Лейбниц, Х.Л. Борхес,
У. Эко и др.) научной мысли, а также в трудах ученых-библиотековедов современной школы философской мысли (М.И. Акилина, А.Н. Ванеев, М.Я. Дворкина, Н.В. Жадько, В.П. Леонов, С.А. Порошин, А.И. Ракитов, А.В.Соколов и др.).
Ученые рассматривают библиотеку на двух уровнях: абстрактном и предметном. На уровне абстрактного мышления она предстает как нечто идеальное, духовное, постигаемое воображением, как символ культуры: «храм мысли» (А.И. Герцен), «склад потенциальной духовной энергии человечества» (Н.А Рубакин).
В работах У.Эко, X. Борхеса и Н.Ф. Федорова предметный уровень (библиотека и ее фонд - это реальное собрание документов, учреждение с его положительными сторонами и недостатками) мышления коррелирует с абстрактным: «лабиринт» духовный (лабиринт человеческого познания) и материальный (само здание библиотеки и расположение документов), в котором можно потеряться (У. Эко) «Вселенная» и «собрание книг, объясняющих все на свете» (X. Борхес), «святилище чувства и мысли», «храм премудрости» и вместе с тем «реальное собрание произведений печати» (Н.Ф. Федоров).
В качестве социокультурного института библиотека представлена в работах отечественных ученых. По их мнению, библиотека - это «модель мира знаний» (Н.В. Жадько) и «часть системы культурной коммуникации» (А.В. Соколов). Основным каналом распространения знания здесь является библиотечный фонд (метазнак) и образующие его документы (знаки).
Структурно-функциональная концепция библиотечного фонда состоит в том, что именно документ является одним из самых важных его компонентов. Основоположником данной концепции принято считать Ю.Н. Столярова. Ему принадлежит мысль о том, что библиотечный фонд представляет собой целостное образование - систему, фундаментом которой является документ. Эта концепция поддерживается и в работах других авторов: K.JI. Воронько, М.Г. Вохрышевой, Р.С. Мотульского, В.И. Терешина.
Когнитивная (знаниевая) концепция библиотечного фонда является новаторской. Она целостно представлена в трудах А.И. Остапова. Согласно разработанным исследователем положениям, именно знание, материализованное с помощью специальных механизмов закрепления культурных смыслов, составляет основу библиотечного фонда.
Семиотическая концепция библиотечного фонда впервые обозначилась только в работах представителей отечественной (Г.М. Агеева, Е.Л. Немировский, А.В. Соколов, Ю.Н. Столяров) и зарубежной (Т. Зберский, М. Червинский, Н. Кушнаренко) мысли по изучению знаковости книги.
Постепенно идея семиотичности книги и документа развивается до концепции семиотичности библиотечного фонда. Ей посвящены труды В.П. Леонова и А.И. Остапова. Первый исследователь характеризует библиотеку и ее главную подсистему - фонд - как метатекст, состоящий из знаков, нуждающихся в декодировании; второй же утверждает, что в библиотечном фонде хранится знание, объективированное с помощью знаковых средств.
Многообразие концепций библиотечного фонда и исследования в области культурологии, семиотики, социальной коммуникации и других гуманитарных наук расширяют возможности осмысления его знаковой сущности и репрезентации фонда в роли Знака и Текста культуры. Поэтому диссертант привлекает к дальнейшей разработке темы широкий круг источников, который можно разделить на два блока. Первый включает работы общетеоретического характера, второй блок составляют труды фондоведческой направленности и смежных областей.
Первый блок источников образуют:
1) работы философов (Х.Г. Гадамер, Д. Локк, Г.Д. Лейбниц, К. Поппер, А.Я. Флиер и А.К. Адамович, В.В. Бибихин, Н.А. Рубакин, Н.Ф. Федоров) и культурологов (С.С. Аверинцев, А.И. Арнольдов, М.М. Бахтин, B.C. Библер, С.Н. Иконникова, М.С. Каган, A.JI. Казин, В.А. Малахов, Э.С. Маркарян, В.А. Маслова, А.А. Пелипенко, И.П. Фарман);
2) семиотические труды, которые представлены:
• методологическими положениями основоположников семиотики как науки: Ч.У. Морриса, Ч.С. Пирса, Ф. де Соссюра, а также знаковыми концепциями семиотиков последующих эпох: А.А. Ветрова, В.А. Мальчукова, В.В. Мантанова, М.В. Поковича, А.В. Полторацкого, И.В. Полякова, J1.0. Резникова, В.М. Розина, Ю.С. Степанова, И.А. Хабарова;
• семиотическими разработками в области культуры и искусства: Г.С. Кнабе, Ю.М. Лотмана, М.К. Петрова, Д.А. Силичева, Б.А. Успенского; лингвистики: А.Г. Волкова, В.В. Налимова; литературоведения: Ю.И. Левина, А.М.Пятигорского; психологии: Г.А. Глотовой, Б.М. Цейлина; документоведения и книговедения: Т. Зберского, М. Червинского и Н.Н. Кушнаренко, А.В. Соколова.
3) работы ученых, исследующих проблемы информации и коммуникации: Н. Винера, Д.И. Блюменау, Б. Споране и В.И. Антонова, В.Ю. Борева, А.В. Коваленко, В.З. Когана B.C. Колеватова, О.П. Коршунова,
A.В. Нестерова, Г.Г. Почепцова, А.В. Резаева, А.В. Соколова;
4) материалы по вопросам текстовой деятельности и психологии восприятия: Г.А. Антипова, А.А. Бодалева, О.А. Донских, Т.М. Дридзе, Б.В. Дубина, Г.А. Ермаш, З.И. Клычниковой, Н.Б. Крыловой, Е.А. Кубрякова, И.Ю. Марковиной, Ю.А. Сорокина.
Второй блок содержит:
1) труды библиотековедов и фондоведов: Т.Ф. Берестовой, Н.В. Бобылевой, Б.Ф. Володина, К.Л. Воронько, М.Г. Вохрышевой, Ю.В. Григорьева, Н.В. Жадько, А.И. Земскова, Т.М. Кузьмишиной,
B.В. Минкина, Р.С. Мотульского, Е.В. Никоноровой, Ю.П. Нюкши, П. Отле, В.В. Скворцова, Ю.Н. Столярова, В.И. Терешина;
2) исследования документоведов: Н.Б. Зиновьевой, В.Ю. Иваницкого, А.И. Каптерева, Н.Н. Кушнаренко, И.Г. Моргенштерна, Ю.Н. Столярова.
3) работы книговедов и специалистов в области книжного искусства: И.Е. Баренбаума, А.А. Беловицкой, М.В. Большакова, В.Г. Боруховича, Ю.Я. Герчука, С.Ф. Добкина, М.П. Ельникова, Н.Ф. Кодак, М.Н. Куфаева, Е.В. Лебедева, В.Н. Ляхова, К. Мигонь, А.С. Мыльникова, Е.Л. Немировского, В.А. Фаворского, В.И. Харламова, P.M. Черных, Г.Н. Щвецовой-Водки, И.Ф. Юрьева, К.Т. Ямчука, М.Ф. Яновского, Е.И. Яцунок.
Объектом исследования выступает библиотечный фонд как совокупность культурного наследия человечества.
Предметом изучения является знаковость библиотечного фонда, проявляющаяся в процессе культурной коммуникации.
Основная цель исследования - определить семиотическую сущность библиотечного фонда в системе культурной коммуникации.
Реализации поставленной цели подчинены конкретные исследовательские задачи:
1. Обосновать значение системного подхода в изучении библиотечного фонда в рамках науки о культуре, продемонстрировать его исследовательские возможности.
2. Рассмотреть библиотечный фонд как Текст культуры и как Знак культуры, определить его место и значение в структуре семиосферы.
3. Дать характеристику документу-знаку.
4. Описать структурные свойства документа как знаковой системы.
5. Показать особенности культурной коммуникации, осуществляемой посредством библиотечного фонда и установить связь между знаковостью фонда и пользователями библиотеки.
Теоретическую основу диссертации составляет использование трудов членов тартуско-московской семиотической школы (Ю.М. Лотмана,
Б.А. Успенского и др.). Их идеи синтезировались с концепциями, выдвинутыми философами, культурологами, психологами, библиотековедами, документоведами, книговедами, специалистами в области информации и массовой коммуникации.
В качестве методологических оснований исследования выступают:
• системный, или структурно-функциональный подход, в рамках которого анализируется структура библиотечного фонда и документа, взаимодействие элементов, составляющих данные системы;
• принцип интеграции различных научных концепций, позволяющий приблизиться к целостному восприятию библиотечного фонда как Текста культуры и как Знака культуры;
• сравнительно-типологический метод, привлекаемый с целью определения основных критериев дифференциации документов как знаков и знаков в документе;
• метод моделирования, способствующий построению модели библиотечного фонда как иерархически организованной знаковой системы.
Научная новизна диссертационного исследования заключается, во-первых, в том, что библиотечный фонд становится предметом комплексного междисциплинарного научного познания. Во-вторых, выявлена семиотическая сущность библиотечного фонда как способа сохранения, канала передачи коллективной памяти человечества и механизма порождения новых культурных смыслов. В-третьих, определена специфика фонда как Знака и Текста культуры.
На защиту выносятся следующие основные положения:
1. Системный подход является наиболее продуктивным для комплексного исследования библиотечного фонда. Согласно данному подходу фонд библиотеки предстает как сложноорганизованная система, которая является частью более крупной системы - метасистемы (культуры). Особенно продуктивным для дальнейшего углубленного и методологически обоснованного изучения библиотечного фонда в контексте культурологии является системный подход, базирующийся на теоретически разработанном и обоснованном принципе знаковости. Принцип знаковости позволяет целостно рассмотреть все концепции библиотечного фонда и представить его как особую социокультурную форму, заключающую в себе коллективную память человечества. Кроме того, семиотический анализ дает возможность более полно исследовать коммуникативную природу фонда и проследить ее динамические трансформации в процессе эволюции культуры.
2. Библиотечный фонд - это Знак культуры, через систему означаемого и означающего которого общество познает особенности культурного пространства и времени. В то же время библиотечный фонд - это иерархически организованный, воплощенный в различных материальных формах (знаках) Текст культуры. Его содержание непрерывно в своем изложении в силу постоянно осуществляемого процесса коммуникации. В качестве Знака и Текста библиотечный фонд существует в семиотическом пространстве (семиосфере), но, в силу того, что он есть объективированное знание, содержащееся в документах (знаках) и закрепленное в них с помощью специальных кодирующих механизмов, может представлять собой самостоятельное знаковое пространство.
3. Коммуникативно-знаковый потенциал библиотечного фонда представлен документами-знаками и знаками в документах. Документ - это знак, который имеет свое значение, свое информационное наполнение, «говорящий» посредством своего языка (совокупность знаков в документе) о предметах и явлениях социокультурного пространства. В свое совокупности и в своем единстве документы формируют знаковое многообразие библиотечного фонда, которое может быть дифференцировано по знаковым особенностям информационной и материальной составляющих документа.
4. Документ имеет сложную и многомерную знаковую структуру. Она представляет собой единство образно-смысловой, материально-функциональной, пространственно-пластической и декоративной знаковых систем. Подобные системы определяют неповторимый склад и смысловую адекватность документа. По ним можно судить о социальном и культурном континуумах, в которых создавался документ, о художественном стиле, в котором он выполнен. Знаки образно-смысловой, материально-функциональной, пространственно-пластической и декоративной систем делают документ не только знаковой, но и значащей системой, веками формирующейся и функционирующей в обществе.
5. Коммуникативный процесс между библиотечным фондом и читателем строится не только на тождестве их информационных тезаурусов, но и на их неэквивалентности. Несовпадение кодов ведет к порождению новых смыслов, которые в последующем проникают в знаковое пространство фонда. Тем самым возникает диалог «библиотечный фонд - читатель».
Теоретическая и практическая значимость работы заключаются в том, что предложенные и раскрытые в работе концепции знаковости библиотечного фонда могут послужить базой для последующих исследований по данному направлению как в области прикладной культурологии, так и в области библиотечного дела. Результаты исследования могут быть использованы при разработки вузовских лекционных курсов, спецкурсов и семинаров по дисциплинам «Социокультурные коммуникации», «Семиотика культуры» и «Библиотечное фондоведение».
Апробация результатов исследования. Отдельные положения и общие концепции данного исследования излагались автором в публикациях и выступлениях на всероссийских, межрегиональных, республиканских научно-практических конференциях, конференциях молодых ученых и аспирантских семинарах.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения общим объемом 136 стр., библиографического списка, включающего 216 наименований.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 3135
Пароль: 3135
Скачать файл.
Просмотров: 107 | Добавил: Аня41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz