Главная » 2014»Август»9 » Скачать Административно-правовой механизм защиты прав потребителей. Шматко, Андрей Викторович бесплатно
2:16 AM
Скачать Административно-правовой механизм защиты прав потребителей. Шматко, Андрей Викторович бесплатно
Административно-правовой механизм защиты прав потребителей
Диссертация
Автор: Шматко, Андрей Викторович
Название: Административно-правовой механизм защиты прав потребителей
Справка: Шматко, Андрей Викторович. Административно-правовой механизм защиты прав потребителей : диссертация кандидата юридических наук : 12.00.14 / Шматко Андрей Викторович; [Место защиты: Рост. юрид. ин-т МВД РФ] Ростов-на-Дону, 2008 193 c. : 61 08-12/341
Объем: 193 стр.
Информация: Ростов-на-Дону, 2008
Содержание:
Введение
Глава I Понятие административно-правового механизма защиты прав потребителей
§ 1 Права потребителей как объект административно-правовой защиты
§ 2 Органы исполнительной власти, осуществляющие защиту прав потребителей
§ 3 Административно-правовые меры защиты прав потребителей
Глава II Функциональные элементы административно-правового механизма защиты прав потребителей
§ 1 Лицензирование как форма защиты прав потребителей
§ 2 Административно-правовое обеспечение безопасности товаров, работ, услуг
Глава III Административная ответственность за нарушение прав потребителей
§ 1 Общая характеристика института административной ответственности за нарушение прав потребителей
§ 2 Виды административных правонарушений в сфере защиты прав потребителей
Введение:
Актуальность темы диссертационного исследования. Важнейшим направлением современного этапа политико-правовых преобразований в Российской Федерации является создание эффективного правового механизма защиты личности, права и свободы которой посредством конституционной формулы правового социального государства возведены в ранг высшей ценности. Задача создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное- развитие человека, обусловила системную трансформацию роли государства в экономической сфере, нормальное функционирование которой, как наглядно показал печальный опыт постсоветской России, не может быть обеспечено лишь механизмами рыночного саморегулирования. Производимые здесь материальные блага выступают важнейшей социальной ценностью, обеспечивающей, с одной стороны, материальный фундамент существования и поступательного развития общества, а с другой — удовлетворение естественных потребностей человеческого бытия. Вызванная таким дуализмом публично-частная природа отношений, опосредующих производство и распределение материальных благ, объективно обусловливает потребность в государственном воздействии, образуемом системой функций регулятивного и охранительного характера. Важнейшей из них является защита прав потребителей, реализуемая посредством установления определенного правового режима отношений с их участием; режим этот формируется' в. результате системного взаимодействия различных отраслей права, ведущую роль в котором играет административное право, инструментарий которого позволяет максимально эффективно обеспечить достижение разумного баланса частных и публичных интересов.
Опосредованные правом интересы потребителей обретают качество общеправовой ценности, выражающей социальную сущность российского права. Обеспечение же реальной правовой защищенности представляет собой многоплановую задачу, требующую консолидации усилий всех ветвей власти, при этом роль исполнительной власти в обеспечении правового механизма защиты прав потребителей определяется ее функциональным назначением в системе разделения властей.
Комплексный характер отношений потребительского рынка, функционирование которого определяется не только волей субъектов имущественного оборота, но и властно-организационными действиями органов исполнительной власти, направленными на обеспечение правопорядка административно-правовыми средствами, позволяющими, с одной стороны, защищать права потребителей, с другой - соблюдать права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности, актуализирует задачу создания адекватной современным политико-правовым реалиям внутренне гармонизированной системы методов и форм управления в исследуемой сфере. Данная система образуется сложным взаимодействием ряда подсистем, обеспечивающих различные функциональные элементы механизма защиты прав потребителей (техническое регулирование, лицензирование отдельных видов деятельности и проч.); анализ действующего законодательства свидетельствует о том, что правовые формы координации деятельности различных органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере пог j требительского рынка, на сегодняшний день окончательно не сформированы. Эффективному управлению препятствует несовершенство системы мер административно-правовой защиты, обусловленное, в первую очередь, отсутствием ясного научного понимания их правовой природы, что приводит к законодательному закреплению неадекватных правовых режимов, затрудняющих достижение целей правового регулирования. В результате просчетов законодателя сложилась весьма тревожная ситуация на рынке потребительских товаров, существенную долю в объеме которых занимает фальсифицированная продукция, создающая угрозу не только жизни и здоровью потребителей, но и экономической безопасности России. По оценкам экспертов, оборот контрафактной и фальсифицированной продукции на территории нашей страны составляет в среднем от 30 до 90 % от общего товарооборота в зависимости от конкретной отрасли, что в 10-20 раз превышает аналогичный показатель в развитых странах Западной Европы и США1. Ситуацию усугубляют проблемы, общие для российской системы государственного управления, уровень кор-рупциогенности в которой близок к критическому2.
Ситуация на потребительском рынке наглядно свидетельствует о том, что созданный действующим законодательством административно-правовой механизм защиты прав потребителей не обеспечивает эффективного решения задач, стоящих перед этим, институтом в условиях социально ориентированной рыночной экономики; потребность в его совершенствовании очевидна. При этом следует избегать «лоскутного латания, дыр», механического исправления отдельных недостатков; законодательство о защите прав потребителей является сложнейшим правовым комплексом, для успешной работы которого необходимо, чтобы его конструкция имела внутреннюю логику, каждый элемент выполнял определенную взаимосогласованную функцию, направленную на реализацию общей цели. В этих условиях остро стоит задача системного разрешения существующих проблем в рамках единой концепции админи
1 См.: Пояснительная записка к проекту Федерального закона «О мерах по противодействию обороту отдельных видов продукции, произведенной с нарушением требований законодательства Российской Федерации». Внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации 4 октября 2007 г.
2 См.: Ежегодный отчет Центра антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл - Р» // http://transparency.org.ru. стративной реформы, одним из направлений которой является принятие мер, предусматривающих повышение эффективности государственного контроля и надзора, упорядочение лицензирования, проведения государственной регистрации, аккредитации, государственных экспертиз и других форм государственного регулирования административного характера3.
Степень научной разработанности проблемы. В настоящее время в доктрине административного права наблюдается осмысление и становление новой концепции государственного управления; к сожалению, серьезные теоретические разработки в этой сфере до сих пор не получили должного преломления в сфере защиты прав потребителей. В отраслевых научных работах превалирует проблематика отдельных функциональных элементов> и средств государственно-правового воздействия в исследуемой сфере: лицензирование, обеспечение безопасности продукции, ответственность за нарушение прав потребителей и, т.п. Проблемы административно-правового регулирования отношений потребительского рынка затронуты в исследованиях Т.А. Гусевой, Е.В. Кима, В.Б. Левицкой, Г.В. Мельничука, Н.А. Резиной, Е.И. Спектора, В.Н. Ульяновой, Г.Б. Царевой, JI.E. Чапкевича и др. Вопросам защиты прав потребителей уделяется внимание в науке гражданского и предпринимательского права (В:В. Богдан, И.В. Кирюшина, О.М. Олейник, А.В. Таскаев, И.Е. Чикин, Б.А. Шабля, JI.A. Шажкова и др.), однако здесь преобладает узкоотраслевой подход.
Выбор темы, настоящего диссертационного исследования обусловлен потребностью в разрешении целого ряда проблем, существующих в
См.: Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 гг. Одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. № 1789-р // Собрание законодательства РФ. 2005. №46. Ст. 4720. правовом регулировании отношений, связанных с защитой прав потребителей, которые обусловлены бессистемностью и противоречивостью нормативной базы, отсутствием единообразного подхода к правовой оценке основополагающих понятий; с учетом вышеизложенного научная разработка данного направления административно-правовой науки представляется весьма актуальной.
Цель и задачи диссертационного исследования. Основная цель настоящего исследования состоит в формировании научной концепции административно-правового механизма защиты прав потребителей в современных экономико-правовых условиях как элемента системы государственного управления и выработка предложений по совершенствованию действующего законодательства.
Данная цель будет достигаться посредством решения следующих задач:
• исследование прав потребителей как объекта административно-правовой защиты;
• анализ организационных и правовых средств, образующих административно-правовой механизм защиты прав потребителей, а именно: органы исполнительной власти, осуществляющие защиту прав потребителей, а также административно-правовые меры защиты прав потребителей;
• исследование основных функциональных элементов административно-правового механизма защиты прав потребителей на примере институтов лицензирования предпринимательской деятельности и технического регулирования;
• выявление сущностных характеристик административной ответственности как элемента административно-правового института защиты прав потребителей;
• исследование проблематики административной ответственности за отдельные виды правонарушений в сфере защиты прав потребителей.
Объектом диссертационного исследования' является совокупность правоотношений, возникающих в связи с осуществлением административно-правовых мер, направленных на защиту прав потребителей. Предметом - совокупность правовых норм, образующих административно-правовой институт защиты прав потребителей, а таюке тенденции и перспективы его развития в современных политико-правовых условиях.
Методологической основой исследования является диалектический метод познания, который обеспечивает восприятие правовых явлений в их развитии и взаимодействии; в процессе исследования использовались общенаучные (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукция и дедукция, аналогия) и частнонаучные методы, применяемые в области правовых исследований (конкретно-социологический, системное, историческое, грамматическое, логическое толкования).
Теоретическую основу диссертационного исследования составили научные труды таких ученых, как: А.Б. Агапов, Ю.С. Адуш-кин, А.П. Алехин, И.Л. Бачило, Д.Н. Бахрах, К.С. Вельский, Т.А. Гусева, А. А. Кармолицкий, В .Я. Кикоть, И.Ш. Килясханов, Ю.М. Козлов, Ю.Ю. Колесниченко, А.П. Коренев, В.Ф. Ломакина, В.М. Манохин, М.Я. Масленников, И.Е. Махров, Г.В. Мельничук, А.Ф. Ноздрачев,
A.П. Шергин, А.И. Поздняков, Л.Л. Попов, Н.А. Резина, Б.В. Россинский,
B.Д. Сорокин, Е.И. Спектор, Ю.Н. Старилов, М.С. Студеникина, Ю.А. Тихомиров, Л.Е. Чапкевич, А.Ф. Черданцев, Д.И. Черкаев, О.А. Чернова, А.П. Шергин, Ю.В. Шилов, В.А. Юсупов и др. Комплексный характер рассматриваемых проблем обусловлен необходимостью изучения наряду с научными источниками, непосредственно относящимися к исследуемой в диссертации проблематике, литературы по теории государства и права, конституционному и гражданскому праву, раскрывающей теоретическую и практическую сущность изучаемых вопросов.
Данная составляющая исследования основана на трудах таких авторов, как: С.С. Алексеев, П.В. Глаголев, А.А. Иванов, А.Д. Керимов, В.А. Кис-лухин, А.В. Мелехин, А.С. Ииголкин, А.Ф. Шебанов и др. (теория государства и права); Н.А. Боброва, Н.В. Витрук, М.Н. Карасев, А.В. Кряж-ков, Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин, JI.A. Шарнина и др. (конституционное право); М.М. Агарков, С.Н. Братусь, В.В. Витрянский, JI'.JI. Герваген, О.С. Иоффе, JI.A. Лунц, О.М. Олейник, Б.И. Пугинский, И.А. Покровский, Г.Ф. Шершеневич и др. (гражданское и предпринимательское право).
Эмпирическую, базу диссертационного исследования составили опубликованные акты Конституционного суда Российской Федерации, Верховного суда Российской Федерации, Высшего арбитражного суда Российской Федерации, статистические данные. В качестве информационной базы исследования* были использованы нормативно-правовые акты Российской Федерации и ряда зарубежных стран.
Научная новизна диссертации. Настоящая работа представляет собой монографическое исследование, в котором осуществлена теоретическая разработка основных положений административно-правового механизма защиты прав потребителей. Помимо этого, научная новизна диссертации определяется как самой постановкой проблемы, так и подходом к ее исследованию с учетом недостаточной на сегодняшний день ее разработанности.
В диссертации сформулирован ряд положений и выводов; выносимых на защиту:
1. Сущностной предпосылкой дифференциации отраслевых средств защиты прав потребителей является основанное на характере опосредуемого интереса разграничение элементов правового статуса потребителя как комплексного правового образования на публичноправовые и частноправовые. Обосновано, что такие права потребителя, как право на безопасность товара и право на просвещение и информацию, отражают в себе публичный интерес, что обусловливает необходимость использования для их защиты административно-правовых средств.
2. Сформулировано понятие административно-правовой защиты прав потребителей как системы реализуемых посредством регулятивных и охранительных правоотношений административно-правовых средств, направленных на недопущение, пресечение и предотвращение нарушений прав потребителей. Данная система образуется взаимодействием трех элементов:
• мер, направленных на создание условий; исключающих возможность нарушения прав потребителей;
• мер, направленных на предотвращение угрозы нарушения прав потребителей;
• мер административной ответственности, применяемых при нарушении прав потребителей.
3. Отнесение к предмету ведения Роспотребнадзора функций по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения противоречит принципам компетенционного подхода в организации системы органов исполнительной власти; принимая во внимание компе-тенционную дифференциацию находящихся в ведении Минздравсоц-развития федеральных служб, указанные функции необходимо передать Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития:
4. Оценка правовой природы приостановления действия лицензии позволяет сделать вывод, что данный институт реализует функцию обеспечения производства по делу об административном правонарушении. В силу этого применение данной меры в качестве элемента опосредуемого административным приостановлением деятельности правоограничения противоречит сущности данной меры административного принуждения. Полагаем, что приостановление действия лицензии должно применяться в качестве способа обеспечения производства по делу об административном правонарушении, для чего необходимо внести соответствующие дополнения в главу 27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Созданный действующим законодательством правовой режим штрафа за неисполнение требований потребителя в добровольном порядке не может быть признан адекватным сущности опосредуемой им публичной ответственности ни с материальной, ни с процессуальной точек зрения. Отвечая всем признакам административного наказания, указанная санкция реализуется по модели гражданско-правовой ответственности, что исключает эффективное применение превентивной функции и чревато нарушением прав и законных интересов предпринимателей. Легальное решение данной проблемы требует включения соответствующего состава в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. Вопреки принципу виновной ответственности, установленной в ч. 1 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, законодатель реализует идею объективного вменения в нормах ч. 3-7 ст. 2.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, закрепляющих, что в случае реорганизации юридического лица-правонарушителя к административной ответственности привлекается не субъект правонарушения, а его правопреемник; реализация указанных положений означает, что к административной ответственности будет привлечено лицо, в поведении которого отсутствует состав административного правонарушения, что противоречит не только положениям ч. 1 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, но и общеправовым началам юридической ответственности. Полагаем, что указанные нормы должны быть исключены из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
7. Установление различного режима административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за нарушение прав потребителей, выражающееся в дифференциации предельных размеров применяемых санкций, не соответствует закрепленному Конституцией РФ принципу равенства перед законом и судом. Исправление допущенной законодателем ошибки требует унификации правового режима административной ответственности субъектов предпринимательской деятельности вне привязки к конкретной правовой форме осуществления последней.
Обоснованность и достоверность научных положений, выносимых на защиту, обеспечены применением апробированных методов научного исследования, соблюдением методологических требований теории государства и права, тщательным отбором эмпирического материала, обобщением практического опыта.
Теоретическое значение диссертационного исследования определяется, комплексной разработкой научных основ и актуальных проблем регулирования административных правоотношений, складывающихся в сфере защиты прав потребителей. Сформулированные диссертантом выводы в определенной степени восполняют пробел в теоретическом осмыслении административно-правового механизма защиты прав потребителей.
Практическая значимость диссертационного исследования заключается в разработке рекомендаций, которые могут быть использованы в процессе совершенствования,административного законодательства; результаты исследования, наряду с научно-исследовательской и практической деятельностью, могут найти свое применение в образовательных учреждениях юридического профиля в процессе преподавания административного права, а также специализированных учебных курсов.
Апробация результатов исследования. Теоретические положения, практические предложения и рекомендации докладывались автором на научно-практических конференциях, внедрены в учебный процесс, а также отражены в четырех опубликованных научных статьях диссертанта.
Структура диссертации и ее объем. Диссертация выполнена в объеме, соответствующем требованиям ВАК Министерства образования и науки РФ. Структура работы определяется целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих семь параграфов, заключения и библиографии.