Четверг, 2024-09-19, 10:52 PM
Приветствую Вас Гость

Учебные материалы

Главная » 2014 » Сентябрь » 30 » Развитие учебных заведений среднего профессионального образования в Республике Башкортостан в 1940-2000 годы : Историко-педагогический
10:16 PM
Развитие учебных заведений среднего профессионального образования в Республике Башкортостан в 1940-2000 годы : Историко-педагогический

Развитие учебных заведений среднего профессионального образования в Республике Башкортостан в 1940-2000 годы : Историко-педагогический аспект

Диссертация

Автор: Гололобов, Владимир Константинович

Название: Развитие учебных заведений среднего профессионального образования в Республике Башкортостан в 1940-2000 годы : Историко-педагогический аспект

Справка: Гололобов, Владимир Константинович. Развитие учебных заведений среднего профессионального образования в Республике Башкортостан в 1940-2000 годы : Историко-педагогический аспект : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Уфа, 2001 173 c. : 61 02-13/677-5

Объем: 173 стр.

Информация: Уфа, 2001


Содержание:

Введение
Глава I Организация художественной жизни в Башкортостане
§ 1 Формирование органов управления художественной культурой
§ 2 Деятельность профессионального союза работников искусств
Башкортостана в 1919 - начале 30-х годах
§ 3 Формирование системы художественного образования
Глава П Художественная культура Башкортостана
§ 1 Становление национального театра
§ 2 Развитие русской театральной культуры
§ 3 Деятельность музыкантов и художников по формированию культурно-художественный среды республики

Введение:

Актуальность темы. Центральное звено художественной культуры и и и и искусство - обладает чрезвычайно большой эмоциональной силой глубокого, тонкого воздействия на разум и чувства людей, оно способно аккумулировать социально-духовный опыт поколений, культивировать те качества и черты личности, которые в наибольшей степени соответствуют основным человеческим идеалам. Благодаря художественной культуре человек может воссоздать облик той или иной эпохи во всей её неповторимой конкретности. По мнению Л.Н. Когана, история народа или описание современной его жизни без учёта художественной культуры превратились бы в мертвую и сухую схему \
Важнейшим показателем уровня художественной культуры общества является степень участия широких народных масс в художественной жизни, в её организации, в создании и освоении ценностей культуры. Велика роль художественной культуры в активизации человеческого фактора, в установлении тесных дружеских контактов между людьми различных общественных слоев, национальностей.
Для изучения художественной культуры России закономерно обраи и т-\ щение к исследованиям отдельных направлений художественной жизни. В то же время детализация исследований происходит в плане ограничения их рамками отдельных крупных регионов, к числу которых принадлежит Республика Башкортостан.
В художественной культуре, по сравнению с наукой, с правовой культурой, особенное значение имеет национальная природа. Она выступает наиболее адекватным и ярким отражением неповторимого облика нации, её обычаев, обрядов, традиций, национального характера народа. «.Будучи вненациональной, культура теряет всякий смысл. Национальная культура - это один цветок в большом букете цветов»А. Развитие художественной культуры в Башкортостане имеет свои особенности, специфические проблемы наряду с общими чертами, присущими художественной культуре России. Своеобразие художественной культуры республики заслуживает научного изучения и осмысления.
После развала Советского Союза в 1991 г. произошёл переворот в общественном сознании, начался процесс освобождения от идеологических догм в подходе к явлениям прошлого, в том числе и художественной культуре. Принятие Декларации о государственном суверенитете Республики Башкортостан в составе Российской Федерации открыло новый этап в развитии культуры и искусства в республике. «В условиях перехода к рыночным отношениям особую важность приобретает сохранение и развитие научно-технического потенциала республики», - отмечалось в Постановлении Совета Министров Республики Башкортостан от 12 июля 1993 года. Этим постановлением были утверждены приоритетные программы Академии наук Республики Башкортостан на 1993-1995 годы. В разделе «Гуманитарные исследования» подчёркивалась необходимость «расширить и углубить научные разработки проблем истории и культуры, повысить роль этих наук как мощных факторов вывода общества из кризиса». Программа предполагала написание истории формирования и развития художественной национальной культурыЛ.
В настоящее время кардинально изменились взаимоотношения между центральными органами культуры Российской Федерации и органами культуры Республики Башкортостан. Эти отношения регулируются Соглашением о разграничении полномочий, подписанным 19 января 1996 г. между Министерствами культуры"*. Культурная политика в нашей республике главным образом опирается на практический опыт, ей не достаёт научной обоснованности, что было отмечено в Государственной программе «Возрождение и развитие башкирского народа»л. Состояние культуры требует научного анализа, как в историческом, так и современном аспекте.
В 1997 г. отделением гуманитарных наук АН РБ были определены «Основные направления исследований в Республике Башкортостан по гуманитарным наукам на 1996-2005 годы». В них была включена тема исследования «Художественная культура Башкортостана»^
Вышесказанное даёт основание говорить об актуальности и значимости избранной нами темы исследования.
Понятие «художественная культура». Какое же содержание вкладывается в понятие «художественная культура»? Художественная культура -это, прежде всего, составная часть обш;ей культуры. Культура, будучи сложным объектом, не может быть одномерной. Культуру принято подразделять на материальную и духовную. Художественная культура - это особая область культуры, образовавшаяся благодаря концентрации вокруг искусства ряда связанных с ним форм деятельности: художественного восприятия, мышления, творчества, переживания и других. Художественная культура - это целостная структура, в которой материальное и духовное начала органически соединяются.
Современная наука рассматривает художественную культуру как целостную систему и определяет её как «совокупный способ и продукт художественной деятельности людей»Л. Центральным звеном художественной культуры является искусство как совокупность художественного творчества субъекта и его результатов. Искусство существует в конкретных своих видах: литература, театр, живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство, художественная фотография, музыка, хореография, кино, цирк. Причина разделения искусства на виды -многообразие типов общественной практики человека в сфере художественного освоения мира. Нет главных и второстепенных видов искусства, но в каждый исторический период принято выделять ведущие виды искусства, которые больше других влияют на формирование мировоззрения.
Мы сосредоточили своё внимание на исследовании ведущих отраслей художественной культуры Башкортостана: театра, музыки, изобразительного искусства, а также процесса организации художественной жизни: управления художественной культурой, формирования системы художественного образования и профессионального союза работников искусств.
Хронологические рамки исследования определены датой образования Башкирской республики в 1919 году. До создания БАССР мы рассматриваем развитие художественной культуры в Малой Башкирии и Уфимской губернии. Так как в течение рассматриваемого периода название региона несколько раз менялось, мы в исследовании применили традиционное название малой родины башкир - Башкортостан.
Конечная дата исследования характеризуется политическим поворотом в жизни страны в конце 20-х - начале 30-х гг., который сказался на художественной жизни общества. Для централизации управления художественной культурой были созданы единые творческие союзы, объединяющие большинство писателей и художников. Постановление ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций» от 23 апреля 1932г.Л логически завершает период «свободного развития художественной культуры» в СССР, и, в частности, в БАССР.
Фактический материал в диссертации систематизирован и изложен по проблемно-хронологическому принципу. Наряду с указанными хронологическими рамками в необходимых случаях использовался материал и за период начала XX в., и середины 30-х гг.
Методологическую основу работы определяют принципы историзма, научной объективности, системный подход к явлениям исторического прошлого. Основным методом изучения художественной культуры республики и страны, в целом, стал сравнительно-исторический метод. При обобщении архивных источников нами применялся статистический метод.
История художественной культуры Башкортостана изучалась нами на основе анализа максимально возможного и доступного круга источников.
Состояние изученности темы. Художественная культура Башкортостана является составной частью художественной культуры России и развивается в соответствии с общими тенденциями развития художественной культуры страны. Поэтому в нашем исследовании было важным изучение научной литературы по культуре в масштабах Российской Федерации и бывшего СССР.
Художественная культура страны в первые десятилетия советской власти получила отражение в монографиях и сборниках статей общего характера по культуре России и СССР. В них рассматриваются следующие вопросы: становление советской системы образования, процесс ликвидации безграмотности, развитие науки, деятельность культурно-просветительных учреждений, а также развитие художественной культурыЛ.
Процессы формирования органов управления художественной культурой нашли отражение в фундаментальных трудах A.A. Нелидова и Т.П. Коржихиной, раскрывающих историю государственных учреждений СССРЛ". В монографии М.Б. Кейрим-Маркуса о строительстве Наркомпро-са в первые послереволюционные годы также содержится краткая информация об органах управления художественной культуройл*. В книге B.C. Шульгина, Л.В. Кошмана, М.Р. Зезиной, написанной с позиции сегодняшнего дня, указывается на авторитарно-бюрократический стиль руководства культурой в 30-е годы. По их мнению, для централизации управления литературой и искусством, ужесточения цензуры, искоренения инакомыслия создавались единые творческие союзы'л. Идеологическое давление на художественную культуру со стороны коммунистической партии в 1917-1928 гг. прослеживается в статье В.Л. Соскина, В.П. Буториной, А.Л. Посадско-ва, которые отмечают лояльность партийных органов к различным художественным объединениям^. Ю.А. Лукин отмечает положительную роль коммунистической партии в управлении художественной культурой'"*.
Более подробно вопросы художественной культуры России раскрыты в трудах, посвященных отдельным её сторонам. История театра излагается в многотомном труде большого коллектива авторов «История советского драматического театра». В нём представлена информация о театрах всех республик СССР'А. Своеобразие театрального искусства в первое десятилетие советской власти раскрывает Д. Золотницкий'А. Он отмечает также, что такого всплеска интереса к театру Россия раньше не знала'А.
В.Н. Айзенштадт, В.Б. Блок, В.М. Миронова и другие сосредоточили своё внимание на изучении художественного народного творчества'А. Свою периодизацию советского самодеятельного театра предлагает В.Н. АйзенштадтАА. В.М. Миронова подчёркивает в своей работе, что театры рабочей молодёжи (трамы) возникли на стыке самодеятельного и профессионального искусства, долгое время сохраняя своё «срединное» положение между профессиональным театром и квалифицированным кружкомАА. В.Б. Блок, характеризуя художественное творчество масс в 1917-1932 гг., отмечает демократичность самодеятельного движения тех лет, коллективизм, художественную новизну. Самой своеобразной самодеятельной формой, по мнению В.Б. Блока, стали трамыА'.
Истории музыкальной культуры посвящено фундаментальное многотомное издание «История музыки народов СССР» . Становление и развитие советской музыкальной культуры Г. Трелин рассматривает с марксистско-ленинских позиций, подчёркивая ведущую роль советских и партийных органов в развитии музыкальной культуры России .
В различных монографиях, сборниках статей были представлены и такие аспекты художественной культуры как изобразительное искусствоА"*, художественное образованиеАА, художественная интеллигенцияАА, творческие общественные организации . При анализе влияния творческих общественных организаций на развитие художественной культуры нам оказала помощь работа В.Т. и Л.В. Ермаковых. Ими, в частности, был сделан вывод, что «в лице художественных творческих союзов.найдена новая, самодеятельная организационно-правовая форма объединения художествен
28 ной интеллигенции» .
Большинство перечисленных выше работ написаны с позиции марксистско-ленинской идеологии, в них на первый план выдвигается роль коммунистической партии в развитии художественной культуры России тех лет. Поэтому особый интерес для нас представил сборник статей «Страницы истории советской художественной культуры. 1917-1932», который составлен с точки зрения критики давления коммунистической партии на развитие художественной культуры. В нём освещены такие проблемы как художественное образование, художественная самодеятельность, управление художественной культурой и другиеА'.
При теоретическом осмыслении, отборе и систематизации исходного фактического материала по избранной теме хорошую ориентацию дало ознакомление с текстом диссертаций или их авторефератов, защищенных на материалах различных регионов, республик, областей и городов страны на темы, близкие нашему исследованию. Это работы Н.Л. Адаскиной, Д.Г. Стуруа, Т.К. Вайды, Н.Ш. Курбановой, A.A. Руб, C.B. Станкевич, Т.Д. Се-ляниновой, В. А. Королёвой, О.П. Тетерятник (полный перечень диссертаций и авторефератов приводится в списке литературы). Следует отметить диссертацию СВ. Станкевич, которая близка нашей теме и по обрисованной проблеме, и по хронологическим рамкам . О.П. Тетерятник в основном исследует историю театров городов Южного Урала в первые десятилетия существования советской влаетиЛЛ Г.К. Вайда, В.А. Королёва рассматривают вопросы музыкальной культуры Татарстана, Дальнего Востока России соответственно в интересующий нас периодЛ"*. Исследование С.А. Тетюшевой оказало нам помощь в сопоставительном рассмотрении организационной работы коммунистической партии среди художественной интеллигенции в центре и на местахЛЛ.
В целом, различными авторами художественная культура РСФСР раскрыта частично, изучена художественная культура лишь отдельных регионов России или некоторые её стороны.
Специальных научно-исследовательских работ по художественной культуре Башкортостана нет. Скудная информация по развитию отдельных видов искусства в республике содержится в литературе разного характера.
Первые попытки анализа художественной культуры Башкортостана в 1920-30-е гг. были сделаны деятелями культуры тех лет. Статьи М. Мага-деева, Д. Емасова, Р. Кузыева положили начало изучению художественной культуры республики. Макарим Магадеев - художественный руководитель Башкирского государственного театра в 30-е гг. - описывает первые шаги становления своего театра до присвоения ему звания академического. Больше внимания он уделяет процессу постановки спектаклей, при этом отмечает, что «в первый период сильно было влияние татарского театра»лл. Д, Емасов даёт обзорную характеристику искусства республики за период с 1919 по 1944 год . Статья Р. Кузыева - начальника Управления по делам искусств при Совете Министров БАССР - посвящена вопросам развития башкирского советского искусства за 30 лет. Ведущую роль в становлении художественной культуры Башкортостана отводит башкирскому театрулл.
Общий материал по культуре Башкортостана, в том числе и художественной, содержится в коллективных монографиях «Советская Башкирия», «Очерки по истории Башкирской АССР», «Башкирия за полвека».
Очерки истории Башкирской организации КПСС». Развитию таких видов искусства как театр и музыка в довоенный период посвящено несколько строк очерка «Культурная революция в Башкирии» первой из вышеуказанных монографий, где есть неточности в изложении фактов (неправильно указаны годы создания русского драматического театра в Уфе, колхозно-совхозных театров, русского и башкирского театров кукол)ЛЛ. Очень скудная информация о развитии художественной культуры в республике приводится в «Очерках по истории Башкирской АССР»"**л. В коллективной монографии по истории Башкирской организации КПСС вопросы развития башкирского театра рассматриваются с позиции руководства коммунистической партией (другие виды искусства не упоминаются вовсе/'. Перечисленные выше работы написаны в духе коммунистической идеологии. Успехи в развитии отдельных видов искусств, в частности, в театре объяснялись позитивной ролью партии.
В 1972 г. была опубликована монография Ф.Л. Саяхова, освещающая проблемы промышленности, сельского хозяйства в республике в 1920-30-е гг., а также системы образования, культурно-просветительной работы, науки и искусства. В книге затрагиваются вопросы формирования художественных организаций, в частности АХРР, становления системы художественного образования, развития театральной культурь/л. Однако автор не ставил перед собой задачи подробного освещения этих вопросов, поэтому информация по художественной культуре республики дана обзорно.
В известной коллективной монографии по истории города Уфы на фактическом материале показано становление в Уфе ведущих видов искусства того времени: театра, музыки, живописи, литературь/л. Некоторые документы впервые вводятся в научный оборот. Однако, не получая полного раскрытия содержания, многие факты лишь упоминаются. Так, в главе десятой вкратце говорится, что Союз художников БАССР был образован в июле 1934 года. Но сам процесс организации Союза не освещается''''.
В коллективной монографии «Осуществление в Башкирской АССР ленинских принципов интернационального сплочения трудящихся» анализируется роль и место культурного сотрудничества в интернациональном воспитании. Используя многочисленные архивные источники и опубликованные материалы, авторы раскрывают многообразие форм контактов Башкирии с другими республиками в области литературы и искусства''Л.
В монографиях по истории культуры Башкортостана Ф.В. Султанова (1985), Б.Х. Юлдашбаева (1995), Ф.Т. Кузбекова (1997), К.К. Каримова (1999) наряду с другими проблемами культурного развития раскрываются вопросы истории художественной культуры рассматриваемого нами периода. Председатель Президиума Верховного Совета Башкирской АССР Ф.В. Султанов рассказывает о развитии культуры в республике в 19191980-х годах. Автор, привлекая документы местных архивов, доказывает позитивную роль советской власти в развитие разных отраслей культуры, в том числе художественной''л. В «научно-образовательном курсе» Б.Х. Юлдашбаева в главе пятой «Культурная революция» указывается на декларативность многих достижений в художественной жизни, при этом на наш взгляд делаются необоснованные выводы: «в области искусства количественный рост разнился с качественными показателями»'^ (изученные нами факты позволяют с этим не согласиться). В книге Кузбекова Ф.Т. анализируется история развития духовной и материальной культуры башкир с и • • с» 7" и 1—1 древнейших времен до настоящих дней. Художественной культуре Башкортостана посвящено всего несколько строк обзорного характера. В книге также есть фактические ошибки. Например, автор пишет, что «в 1926г. в Уфе открылось художественное училище»''л. На самом деле осенью 1926г. Башкирская музыкальная школа была реорганизована в Башкирский государственный музыкальный художественный и театральный техникум (см. главу I настоящей диссертации). В научном издании К.К. Каримова прослеживается развитие культуры Башкортостана с 1917 по 1997 год. Автор рассматривает историю культуры по трём периодам (1917-1941, 1941-1945, 1946-1997), сосредотачивая своё внимание на вопросах просвещения, науки, литературы и искусства, культурно-просветительной работь/Л.
Диссертационных работ, в которых бы всесторонне, комплексно исследовалась история художественной культуры Башкортостана как за период 1920-е - начало 1930-х гг., так и за весь советский период нет. В ряде защищенных диссертаций изучены только отдельные аспекты этой многоплановой темы. Были исследованы: репертуар башкирского театра (поставленная на его сцене героическая и романтическая драма), фольклорные традиции в становлении того же театра, развитие живописи, музыки. Р.Х. Ильясова в трёх главах своей диссертации рассматривает становление героической и исторической драмы, развитие фольклорных традиций в репертуаре Башкирского государствАш5гА А&1ра=в=теч«р1е более 60-ти лет с момента возникновения театра и до конца 5бЛхЛсодов=-Репертуар театра в интересующий нас период был восстановлен диссертантом, в основном, на основе материалов периодической печатиЛ". Л.С. Фарзутдинова первую главу своей диссертации посвящает исследованию фольклорных традиций в становлении башкирского театра в 20-е годы. Главными источниками в её исследовании также стали материалы местной периодической печатиЛ'. «Осмысление позитивного опыта национальной башкирской живописи в её историческом развитии», - было объявлено задачей работы Л.Н. Поповой, Автор рассматривает живопись Советской Башкирии в довоенный период в первой главе своей диссертации, в основном анализирует конкретные художественные произведения башкирских живописцев. Такие вопросы как формирование Ассоциации художников революционной России, выставочная деятельность работников художественного музея, объединения «Башхудожник» рассматриваются фрагментарно. В диссертации есть фактологическая ошибка - создание Союза советских художников (Башкирского отделения), автор относит к 1937 году . По имеющимся данным такой союз был организован в республике уже в 1934 г. (см. главу II настоящей диссертации). Губайдуллин Н.Ш. на основе изученного им материала предлагает собственную периодизацию развития музыки в республике. Так, рождение «национальной профессиональной» музыки он относит ко второму периоду (1932-1941). В 1917-1932 гг. Губайдуллин выявляет отдельные яркие события музыкальной жизни Башкортостана: «открытие первого в истории башкирского искусства профессионального драматического театра», постановка первой музыкальной комедии «Башмачки», создание Уфимского музыкального техникума и другиеАА. Слабой стороной его диссертации на наш взгляд является отсутствие документальных архивных источников. Перечисленные работы являются искусствоведческими и вносят свой вклад в изучение искусства республики.
Н.Г. Тимашев в своей диссертации затронул проблему развития башкирской литературы и искусства в близкий нашей теме период (1933-1937). Он рассматривал вопросы развития литературы, театра и живописи с позиции руководства коммунистической партиейА''. Работа А.Ш. Савельевой, обращенная к вопросам развития художественной культуры республики в 1928-1940 гг., отличается поверхностным описанием, а также малым привлечением архивного материала. Вторая глава диссертации посвящена вопросам истории башкирской советской литературы и искусства. Трудности становления профессионального искусства республики автор объясняет недостаточной квалифицированностью творческих кадровАА. Для сопоставления основных рычагов управления культурой в целом и художественной культурой, в частности, было важным для нас изучение автореферата М.Х. ЯнборисоваАА. Идеологическое руководство культурой в БАССР в интересующий нас период прослеживается в работе P.M. ЗиязетдиноваАА.
Преподаватели Уфимского государственного института искусств ведут исследовательскую деятельность в области отдельных видов искусств, рассматривают развитие фортепьянного, хорового искусства Башкирии.
Источниковедческой базой этих публикаций являются, в основном, материалы местной периодической печати, а также воспоминания деятелей
58 культуры, редко архивные данные .
По таким видам искусства как театр, музыка, живопись существуют книги, статьи научно-популярного характера, посвященные выдающимся личностям, отдельным театральным коллективам. Например, очерки С. Волкова-Кривуши, Л. Атановой, М. Баширова, А. Янбухтиной, Т. Нечаевой, С. Саитова, Р. Самигуллиной в некоторой степени воссоздают картину состояния художественной культуры тех летАА. В этом же ряду литературы нужно назвать альбомы, дающие представление о наиболее значительных художественных произведенияхАА, справочнзА литературуА'. Газетные и журнальные статьи дополняют вышеперечисленную литературу и частично раскрывает художественную культуру тех лет в её многообразииАА.
В изданиях, посвященных развитию отдельных видов искусства в РСФСР (музыки, театра, живописи), также содержится краткая информация о БАССР. Статьи Ф. Вахитова, С. Волкова-Кривуши повествуют об истории театра, Н. Губайдуллина, Н. Шумской - о развитии музыки, С. Червонной - о живописи БашкортостанаАА,
Поскольку вопросы развития башкирской литературы изучены дос
64 таточно глубоко, они не стали предметом исследования .
По свидетельству С.А. Халфина, «историография культурного строительства в Башкирии испытывает острый недостаток фундаментальных трудов по изобразительному искусству, архитектуре, музыке, кино и театральному искусству»АА. В целевой научно-исследовательской программе, принятой в Башкортостане в 1992 г., отмечалось, что «республика испытывает острый недостаток в монографических исследованиях по художественной культуре»АА.
Как видно из обзора, художественная культура Башкортостана в указанный период исследовалась разрозненно. Изучались такие стороны этой многогранной, сложной проблемы, как репертуарная линия театров, развитие живописи (по отдельным личностям с искусствоведческим анализом их работ), формирование музыкальных коллективов, причём в историко-партийном, литературоведческом и искусствоведческом планах. Совсем не исследовались вопросы управления художественной культурой в Уфимской губернии, Малой и Большой Башкирии, формирования башкирского профессионального союза работников исьсусств, частично - вопросы художественного образования в Башкортостане.
Источниковедческой базой исследования являются как опубликованные, так и архивные материалы. Неоценимую помощь в написании работы оказали нам неопубликованные архивные документы, извлечённые из фондов ГА РФ, ЦГА РФ, РЦХИДНИ, РГАЛИ (Москва), ЦГИА РБ, ЦГАОО РБ (Уфа).
Основной документальной базой диссертации являются документы, сохранившиеся в Центральном государственном историческом архиве Республики Башкортостан (ЦГИА РБ). В данном архиве имеются большие массивы документов по истории художественной культуры, но все они рассредоточены по отдельным фондам. Наибольшую ценность для разработки темы представляет фонд Башнаркомпроса (Народного комиссариата просвещения Башкирской АССР, Министерства просвещения БАССР) (Ф. Р-798). Он содержит в себе многочисленные официальные документы, которые хранят в себе информацию о характере политики местных государственных и партийных органов в области художественной культуры. Это протоколы заседаний отдела искусств БНКП, научно-методической, литературно-художественной и музейной комиссий, литературно-художественной комиссии Академического центра, производственной комиссии театра «Дворца труда и искусства», художественного отдела Башполитпрос-вета, художественного совета при НКП БАССР, фото-кино отдела, Управления зрелищными предприятиямиАА.
В данном фонде содержится информация, позволившая нам воссоздать первоначальную историю художественного образования в республике. Это протоколы собраний преподавателей музыки, педагогического совета музыкальной школы Башпрофобра; учебные планы, списки преподавателей Уфимской музыкальной школы (музыкального техникума, музыкального театрального и художественного техникума, техникума искусств), списки учащихсяЛЛ.
10- и 15-летними юбилеями , о гастрольных поездках за 1930, 1932 гг. , о материально-правовом положении Башкирского государственного театра . В названном фонде имеются сведения о работе театра за 1933 год и гастрольных поездках за 1932 годлл. В ЦГИА РБ имеются фонды 9 театров, к сожалению, в них нет материалов по нашему периоду. Документы самого Башкирского государственного академического театра драмы им. М. Гафури до 1937 г. не сохранились. Фонд Русского драматического театра (Р-1914) содержит документы с момента создания (1930) по 1969 год. Однако мы использовали информацию только первых двух дел, содержащих книги регистрации премьерных спектаклей и репетиций за 1930-1932 гоДЫ".
Фонд Р-801 - Уфимского губернского отдела народного образования (Уф. губоно) - содержит в себе документы, раскрывающие особенности художественного образования и развития республики в первые послереволюционные годы (1918-1922). Это доклады об успеваемости учеников в Уфимских народной музыкальной школе, музыкальных школах I и II ступеней, списки служащих перечисленных школ, сведения о деятельности таких художественных учебных заведений, как художественная, драматическая школы, различные эстетические курсыЛЛ. В этом фонде хранятся сведения об организации театральных постановок для детей и студии театрального искусства при 16-й школе за 1922 год , Также в фонде есть документы, свидетельствуюш;ие о развитии театральной культуры в Уфимской губернииЛл.
В ЦГИА РБ хранится коллекция документов деятелей культуры Башкирской АССР (Р-1783). Информация об отдельных выдающихся личностях, много сделавших для процветания художественной культуры республики, содержится в личных архивных фондах: Р-39 (А. К. Мубаряков), Р-1639 (Г. 3. Сулейманов), Р-1711 (Б. А. Юсупова), Р-1730 (Г. X. Карамы-шев), Р-1937 (М. Н. Елгаштина), Р-3574 (И. И. Урядов). Это в основном
О А 01 материалы мемуарного характера , а также афиши и фотографии .Большой интерес для нас представил личный фонд С. Волков-Кривуши (Р-4092). Документы фондов личного происхождения придают дополнительную окраску картинам художественной жизни республики, дают возможность представить её в лицах.
Частично были изучены документы фондов Совета министров БАССР (Р-933), Уфимского училища искусств (Р-4753).
Значительное количество документов и материалов обнаружено нами в Центральном государственном архиве общественных объединений Республики Башкортостан (ЦГАОО РБ). Здесь были просмотрены фонды: 1 - Уфимского губернского комитета, 122 - Башкирского обкома партии; выборочно фонды 788 - Стерлитамакского горкома КПСС, личные фонды 1425, 2232. Эти материалы и документы рассказывают о деятельности партийных органов в формировании художественной культуры республики. Документы названных фондов по структуре и содержанию более компактны, ценность их заключается в том, что в них содержатся не только информационные сведения, но и анализ, оценка ситуаций, критические и конструктивные выводы. Это преимущественно протоколы заседаний бюро обкома, итоги обследования художественной работы в республике 82 . В данном архиве мы нашли интересную информацию об открытии в 1919 г. в Уфе народной музыкальной школы, о реорганизации и структуре музыкального техникума, об организации в 1934 г. в республике Союза советских художников БАССРлл. Хранящиеся в этом архиве документы партийных органов, фактически владевшими государственными функциями, позволили дать более полную картину развития художественной культуры Башкортостана.
Большое количество документов, раскрывающих вопросы развития художественной культуры в БАССР, впервые изученных нами, извлечено из Государственного архива Российской Федерации (ГА РФ). Фонд 5508, ЦК Рабис, содержит в себе множество документов по Башкирской АССРЛ"*, Уфимской губерниилл, Уфелл, Стерлитамакулл, Белебеюлл и другим городам - это, в основном, протоколы Башкирского отделения Всерабиса. Протоколы правления Башрабиса стали важной частью источниковедческой базы исследования, благодаря которым стало возможным выявить вклад профсоюза работников искусств Башкортостана в художественную культуру республики. Многие из вышеуказанных докзпментов были впервые введены в научный оборот.
Фонд НКП РСФСР (2306) Центрального государственного архива Российской Федерации (ЦГА РФ) содержит в себе сведения, дающие представление о картине художественного развития как в целом по стране, так и в республике и скомпонованные по различным отделам. Были использованы дела отдела внешкольного образования (опись 15), изобразительного отдела (опись 23), театрального (опись 24), музыкального (опись 25), художественного (опись 26), а также коллегии НКП РСФСР (опись 69).
В Российском центре хранения и изучения документов новейшей истории (РЦХИДНИ) в фонде 17 (Организационно-инструкторский отдел ЦК КПСС) обнаружены материалы и документы, показывающие деятельность
Некоторая информация о деятельности Главного управления по делам искусств и сектора искусства и литературы НКП РСФСР была получена нами в Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ) - в фонде 645 (Главное управление по делам художественной литературы и искусства - Главискусство). Это, в основномл положения, постановления, циркуляры, распоряжения центральных органов управления культурыЛЛ. Особый интерес для нас представило дело, содержащее список национальных театров, из которого мы выяснили, что в 1930 г. Башкирский государственный театр был объявлен национальным театром первой категорииЛ''. Фонд 2310 - Управления театрально-зрелищными предприятиями НКП РСФСР - позволил объединить материалы о работе местных и центральных органов управления художественно-культурными учреждениями. Это различные сводные отчёты, сметы, обзоры по всем зрелищным предприятиям Россиилл. При изучении вопросов развития русской театральной культуры республики большую помощь оказали личные фонды: 131 (Гуревич), 2386 (Харитонов), 2663 (Имас), 2724 (Ефимов), 2736 (Великанов), 2811 (Славин). Это, в основном, афиши спектаклей и программы. Так, из фонда Харитонова мы получили информацию о деятельности Первого башкирского государственного театра в Стерлитамаке в 1920-1922 годылл. Часть информации была извлечена из фондов 658 (Московская государственная консерватория), 665 (Отдел изобразительных искусств НКП РСФСР), 1698 (На литературном посту), 2309 (Сектор искусств НКП), 2620 (Собрание ВТО). В последнем, в частности, сохранилась информация о деятельности антрепренёров в Уфимской губернии, об организации театральных сезонов в Уфелл.
В имеющихся документах не всегда можно было найти даты, подписи надлежащих лиц, их фамилии и инициалы. Небрежно составленные материалы, особенно протоколы, несколько затрудняли исследовательскую работу. Тем не менее, информация, полученная из этих архивов, позволила проследить основные процессы в художественном развитии республики.
Из опубликованных источников были использованы законодательные акты правительств России и БАССР, решения Советского правительства, постановления и циркулярные письма ЦК партии по вопросам куль
В соответствии с общепринятой классификацией источников все использованные нами документы мы сгруппировали на: законодательные акты, документы органов коммунистической партии, делопроизводственную документацию, статистические источники, периодическую печать, документы личного происхождения, публицистику, материалы планирования народного хозяйства. Особое значение для нас имели в силу рассматриваемого времени документы партийных органов, как центральных, так и местных. Из делопроизводственной документации впервые были введены в научный оборот протоколы башкирского отделения Всерабиса. Документы личного происхождения (анкеты, воспоминания, афиши, программы спектаклей), выявленные нами в РГАЛИ, отличаются своей уникальностью. Многие документы были использованы нами впервые.
Цель и задачи исследования. Целью исследования является изучение истории художественной культуры республики как сложной многомерной системы в период 1919-1932 годов, в первые десятилетия суш;ествования Малой и Большой Башкирии. Для достижения цели мы поставили следующие задачи:
• выявить и изучить процесс формирования структуры управления и идеологического руководства художественной культурой в Башкортостане в исследуемый нами период;
• проследить развитие профессионального союза работников искусств Башкирии и выяснить, какова была степень влияния союза на течение художественной жизни в республике;
• воссоздать первоначальную историю художественного образования в республике;
• раскрыть процесс развития театра Башкортостана как ведущего вида художественной культуры тех лет во всём его многообразии, показать становление национального театра республики;
Основные направления исследований в Республике Башкортостан по гуманитарным наукам на 19962005 гг. - Уфа: АН РБ, 1997. - С. 51.
Л Художественная культура в докапиталистических формациях. Структурно-типологическое исследование. - С. 7.
Нелидов А. А. История государственных учреждений СССР. 1917-1936. - М., 1962; Коржихина Т. П. История государственных учреждений СССР. - М., 1986.
Кейрим-Маркус М. Б. Государственной руководство культурой. Строительство Наркомпроса (ноябрь 1917-середина 1918). -М., 1980.
Шульгин В. С , Кошман Л. В., Зезина М. Р. Культура России: БС-ХХ вв. - М., 1996. - С. 287-288. Соскин В. л., Буторина В. П., Посадсков А. Л. Партийное руководство развитием художественной культуры Сибири (1917-1928) //Художественная культура и интеллигенция Сибири (1917-1945): Сб. ст. -Новосибирск, 1984. - С. 3-42.
Лукин Ю. А. Идеология и художественная культура. - Л., 1982.
История советского драматического театра. Т. 1. 1917-1920.; Т. 2. 1921-1925. - М., 1966; Т. 3. 1926
1932.-м., 1967.
Золотницкий д. Будни и праздники театрального Октября. - Л., 1978. Там же. - С. 35.
Айзенштадт В. Н. Советский самодеятельный театр. Основные этапы развития. - Харьков, 1983; Блок
B. Б. Художественное творчество масс //Страницы истории советской художественной культуры. 19171932. - М., 1989. - С. 111-142; Миронова В. М. Трам (агитационный молодёжный театр 1920-30-х гг.). л., 1977; Социалистическая культура и художественная активность масс. - Киев, 1984; Художественное и научно-техническое творчество рабочих и крестьян // Великая Октябрьская социалистическая революция и становление советской культуры. 1917-1927. - М., 1985. - С. 51-54. Айзенштадт В. Н. Указ. соч. - С. 5-7. Миронова В. М. Указ. соч. - С. 9. Блок В. Б. Указ. соч. - С. 112, 114, 132.
История музыки народов СССР. Т. 1. 1917-1932. - М., 1970.
Трелин Г. Ленинский лозунг «Искусство - народу!» и становление советской музыкальной культуры. -М., 1970.
Л Ильина Т. В. История искусств. Русское и советское искусство. - М., 1994; Князева В. АХРР. - Л., 1967; Червонная С. Н. Живопись автономных республик РСФСР (1917-1977). - М., 1978.
Авратинер В. И., Халабузарь П. В. Становление и развитие музыкального образования в СССР. - М., 1971; Ярков С. П. Первые шаги советской художественной школы на Урале // Из истории художественной культуры Урала: Сб. ст. - Свердловск, 1980; Карпова Е. К. Восточная музыкальная школа в Оренбурге (к истории башкирской музыкальной культуры) // Актуальные вопросы развития культуры и искусства: Тез. докл. - Уфа, 1988. - С. 31-32; Адаскина Н. Л. Из истории художественного образования в СССР. Вхутемас. 1920-1926: Автореф. дис. канд. ист. наук. - М., 1975.
Художественная культура и интеллигенция Сибири (1917-1945): Сб. ст. - Новосибирск, 1984; Федюкин
C. А. Великий Октябрь и интеллигенция: Из истории вовлечения старой интеллигенции в строительство социализма. - М., 1972. Ермаков В. Т., Ермакова Л. В. Место общественных организаций в руководстве культурным строительством в годы довоенных пятилеток // Духовный потенциал СССР накануне Великой Отечественной войны. Из истории советской культуры 1917-1941 гг.: Сб. ст. - М., 1985. - С. 29-33. Ермаков В. Т., Ермакова Л. В. Указ. соч. - С. 31-32.
Магомедов Д. Развитие социалистических национальньпс художественных культур. - М., 1979; Художественная культура и интеллигенция Сибири (1917-1945). - Новосибирск, 1984; Из истории художественной культуры Урала: Сб. ст. - Свердловск, 1980; Миклашевская М. Становление и развитие искусства социалистического реализма в Советском Азербайджане (1920-1945). - Баку, 1974; Лапшин В. П. Художественная жизнь Москвы и Петрограда в 1917 году. - М., 1983; Ильина Г. И. Культурное строительство в Петрограде. Октябрь 1917-1920 гг. - Л., 1982; Очерки истории советского искусства Дагестана. 19171941. - М., 1987; Степанов 3. В. Культурная жизнь Ленинграда 20-начала 30-х гг. - Л., 1976.
Лапшин В. П. Указ. соч. л' Страницы истории советской художественной культуры. 1917-1932. - М., 1989.
Станкевич С. В. Развитие белорусской художественной культуры в 1917-1927 гг.: Дис. .канд. ист. наук. - М., 1992.
Тетерятник О. П. Культура Южного Урала в период нэпа (1921-1927): Автореф. дис. . .канд. ист. наук. - Оренбург, 1996.
Вайда Г. К. Великий Октябрь и музыкальное строительство в Татарии (1917-1927): Дис. .канд. ист. наук. - Казань, 1986; Королёва В. А. Музыкальная культура юга Дальнего Востока России. 1917-1929 гг. Очерки истории: Дис. .канд. ист. наук. - Владивосток, 1996.
Тетюшева С. А. Деятельность Коммунистической партии по формированию художественной интеллигенции в восстановительный период (1921-1925): Дис. . канд. ист. наук. - М., 1977.
Магадеев М. Театр и драматургия // Культурное строительство Башкирии за 15 лет: Юбил. сб. - Уфа, 1934.-С. 102-106.
Емасов д. Искусство Башкирии // Печать, художественная литература и искусство /Под. ред. Р. М. Раимова. - Уфа, 1944. - С. 27-36.
Кузыев Р. У. Рост культуры Башкирской АССР за 22 года Советской власти // Социалистическое хозяйство Башкирии. -1941. - № 4. - С. 36-49; Кузыев Р. У. Башкирское искусство за 30 лет // Расцвет просвещения и культуры в Башкирии. - Уфа, 1947. - С. 17-24. л' Советская Башкирия: Исторические очерки. - С. 274-275. л Очерки по истории Башкирской АССР. Т. 2. - Уфа, 1966. - С. 184,240-242, 310.
Очерки истории Башкирской организации КПСС. - Уфа, 1973. - С. 390-392. лл Саяхов Ф.Л. Осуществление ленинского плана построения социализма в Башкирии (1926-1937). - Уфа, 19 72.-С. 223-229.
История Уфы: Краткий очерк /Под ред. Танеева Р. Г. и др. - Уфа, 1981. - С. 199-204, 364-371. Там ж е . - С . 370.
Осуществление в Башкирской АССР ленинских принципов интернационального сплочения трудящих-ся.-Уфа. 1985.-С. 101-108. л Султанов Ф. В. Культура - общенародное достояние. - М., 1985.
Юлдашбаев Б.Х. Новейшая история Башкортостана. - Уфа: Китай, 1995. - С. 157. 'ллКузбеков Ф. Т. История культуры башкир. - Уфа, 1997.- С. 85.
Фарзутдинова Л. С. Фольклорные традиции в становлении башкирского театра (на материалах истории
Башкирского государственного академического театра драмы им. М. Гафури): Дис канд. искусств.
С.-Пт., 1992.
Попова Л. Н. Живопись Советской Башкирии: Автореф. дис. . канд. искусств. - Л., 1976. - С. 13. Губайдуллин Н.Ш. История башкирской советской музыки: Дис канд. искусств. - Уфа, 1968. - С.
Тимашев Н. Г. Партийная организация Башкирии в борьбе за подъём культурного уровня трудящихся республики в годы 2-ой пятилетки (1933-1937): Дис. .канд. ист. наук. - М., 1958.
Савельева (Садыкова) А. Ш. Культурное развитие Башкирии в годы первых сталинских пятилеток (1928-1940): Автореф. дис. .канд. ист. наук. -М., 1951. - С. 12.
Янборисов М. X. Партийно-государственная политика в области культуры. 1917-1941 (На материалах государственных и общественно-политических организаций Республики Башкортостан): Автореф. дис. . д-ра ист. наук. - М., 1993. Зиязетдинов P.M. Идеологическая деятельность Башкирской областной партийной организации (19261932): Автореф. дис. .канд. ист. наук. - Уфа, 1989.
Алексеева Л. Развитие фортепьянного искусства Советской Башкирии в 20-е годы // Вопросы истории башкирской музыкальной культуры. - Уфа, 1990. - С. 39-45; Фоменков М. К истории развития хорового искусства в Башкирии в первые годы Советской власти. - Там же. - С. 32-39 и др.
Атанова Л. Жизнь как песня. Творческий портрет Газиза Альмухаметова. - Уфа, 1973; Баширов М. Ка-миль Рахимов /Под. ред. Н. Шуйской. - Уфа, 1967; Башкирский государственный академический театр драмы /Сост. В. Г. Галимов, С. С. Сайтов, авт. предисл. С. С. Сайтов. - Уфа, 1969; Волков-Кривуша С. Русский театр драмы в Уфе. Исторический очерк. - Уфа, 1959; Нечаева Т. П. Искусство советской Башкирии. - Л., 1961; Очерки по культуре народов Башкортостана /Сост. Бенин В. Л. - Уфа, 1994; Сайтов С. Башкирский государственный театр кукол: эскиз к образу творчества. - Уфа, 1979; Самигуллина Р. От
• М., 1955; Тюлькин А. Э.: Выставка произведений: Каталог ЯТредисл. Г. Пикуновой. - Уфа, 1970; Фени-на Э. П. Башкирский государственный художественный музей им. М. В. Нестерова: Путеводитель. - Уфа, 1981; Фенина Э. П. Буклет А. Тюлькин. - Уфа, 1969; Художники Советской Башкирии: Справочник /Автор-сост. Э. П. Фенина. - Уфа, 1979.
• 18 января; Сайфуллин С. Он стоял у истоков национального театра //Известия Башкортостана. - 1993. -30 декабря; Талант его бьш огромен (А. Мубаряков) //Известия Башкортостана. - 1994. - 18 мая; Шафи-ков Г. Узник таланта // Истоки. - 2000. - № 18. - С. 5-8; Янбухтина А. Г. У истоков школы //Творчество. -1969.- № 12 и др.
Халфин С. А. Историография культуры Советской Башкирии (1960-1990). - Уфа, 1990. - С. 12.
Культура Башкортостана: Комплексные исследования. Целевая научно-исследовательская программа /Автор и науч. руков. С. А. Халфин. - Уфа, 1992. - С. 5.
Центральный государственный исторический архив РБ (ЦГИА РБ), Ф. Р-798, оп. 1, д. 36,686,688, 1207, 1208,1219, 1412, 1744,1745, 1752,2235.
Там же, д. 826, 1151,1163, 1191,1439, 1815,2085,2086, 2209,2216,2225,2312,2545,2551,2554,2705, 2726,2801,2882.
Там же, д. 2106,2241,2374,2606,2692,2965,3019, 3269. ™ Там же, д. 2147,2235,2243.
Там же, д. 2235, 3073. ''Там же, д. 2175,2565. л Там же, д. 2382. '••там же, д. 2374.
Там же, д. 2697. '* Там же, Ф. Р-1914, оп. 1, д. 1,15. Там же, ф. Р-801, оп. 1, д. 43,92, 522, 527,533, 535, 593, 643,669, 830; оп. 2, д. 63,66,67. 'лТамже, оп. 1,д. 579. ''Тамже, д. 522, 600.
Там же, ф. Р-39, оп. 1, д. 4; ф. Р-1937, оп. 1, д. 11; ф. Р-4092, оп. 1, д. 31, 32. " Там же, ф. Р-39, оп. 1, д. 9; ф. Р-1639, оп. 1, д 35, 36, 37, 38,41; ф. Р-1730, оп. 1, д. 1; ф. Р-1937, оп. 1, д. 19; ф. Р-4092, оп. 1, д. 23,31, 32.
Центральный государственный архив общественных организаций РБ (ЦГАОО РБ), ф. 122, оп. 8, д. 117; оп. 10, д. 25,42,44; оп. 11, д. 16, 58; оп. 12, д. 498; оп. 13, д. 32,277. Там же, ф. 1, оп. 1, д. 37; ф. 122, оп. 7, д. 26; оп. 13, д. 277.
Государственный архив РФ (ГАРФ), ф. Р-5508, оп. 1, д. 255,262,266, 353, 358,280,402,450,451,463, 467, 550, 565, 605, 663,688, 690, 699, 713, 731,774, 836, 840, 855, 858, 871, 888, 889, 898, 900, 906, 909, 934, 941, 946, 948,952,954, 957, 961, 981, 986,1453, 1496, 1897, 1948, 2218.
Там же, д. 91, 776, 777. л Там же, д. 27,28,403,450, 496,497,506, 520,938, 941. "Там же, д. 28, 83, 158. Там же, д. 77,94,120,130.
Российский центр хранения и изучения документов новейшей истории (РЦХИДНИ), ф. 17, оп. 60, д. 29,33, 34, 35, 36,41, 54, 55, 56, 57.
Там же, д. 60, 73, 75, 117, 161, 185, 194, 197,199,258,267,268,269, 274,468,483, 753, 996. Там же, д. 98,301,565,956,1012, 1034. Там же, д. 97, 301, 988, 1033.
Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ), ф. 645, оп. 1, д. 1, 3, 8,12,15,20, 140, 160, 173. Там же, д. 229.
Там же, ф. 2310, оп. 1, д. 4, 13, 14, 35, 36,44,45, 92. л Там же, ф. 2386, оп. 1, д. 34, 35,36, 37,38, 41,42. *' Там же, ф. 2620, оп. 1, д. 78, 79.
Культурное строительство в РСФСР. 1917-1927 гг.: Документы и материалы. Т. 1. Ч. 1, 2. - М., 1984; Т. 2, Ч. 2. - М., 1986; Культурное строительство в Башкирской АССР (1917-1941): Сб. документов. - Уфа, 1986; КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т. 2. - М., 1970; Резолюции областных конференций Башкирской партийной организации и пленумов обкомов КПСС (1917-1940), -Уфа, 1959 и др. Об изобразительном искусстве. - М., 1967; Об искусстве. - М., 1982; О массовых празднествах, эстраде и цирке. - М., 1981 и др.
Борьба за реализм в изобразительном искусстве 20-х гг.: Материалы, документы, воспоминания. - М., 1962; Советский театр: Документы и материалы. Т. 1. - Л., 1968, Т. 3. - 1975; Советское искусство за 15 лет: Материалы и документации. - М.-Л., 1933 и др.
Башкирия в Союзе ССР: Статистический сборник. - Уфа, 1982; Десять лет Советской Башкирии: 19191929 (Материалы к юбилейному съезду Советов). - Уфа, 1929 и др.
Культурная жизнь в СССР. Хроника. 1917-1927. - М., 1975; Ленин и культурная революция. Хроника событий. (1917-1923). - М., 1972 и др.
Периодика по литературе и искусству за годы революции 1917-1932. - Л., 1933 и др.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 3135
Пароль: 3135
Скачать файл.
Просмотров: 141 | Добавил: Аня41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz