Четверг, 2024-09-19, 10:56 PM
Приветствую Вас Гость

Учебные материалы

Главная » 2014 » Сентябрь » 30 » Профессиональная подготовка режиссера любительского театра к социально-культурной деятельности : Методика погружения в специальность.
10:23 PM
Профессиональная подготовка режиссера любительского театра к социально-культурной деятельности : Методика погружения в специальность.

Профессиональная подготовка режиссера любительского театра к социально-культурной деятельности : Методика погружения в специальность

Диссертация

Автор: Марков, Владимир Петрович

Название: Профессиональная подготовка режиссера любительского театра к социально-культурной деятельности : Методика погружения в специальность

Справка: Марков, Владимир Петрович. Профессиональная подготовка режиссера любительского театра к социально-культурной деятельности : Методика погружения в специальность : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.05 Санкт-Петербург, 1998 217 c. : 61 99-13/852-8

Объем: 217 стр.

Информация: Санкт-Петербург, 1998


Содержание:

Введение
1 Глава Профессиональная подготовка специалистов для любительских театров к социально-культурной деятельности как педагогическая проблема
11 Культурно-исторические условия становления профессиональной подготовки режиссеров для любительского театра
12 Специфика социально-культурной деятельности в профессии режиссера любительского театра
13 Критерии и процесс профессионального набора
2 Глава Методика поэтапного "погружения в специальность" в процессе вузовской подготовки профессионалов для досугово-любительских объединений
21 Формирование творческого коллектива учебной группы как практической модели досугового объединения
22 Развитие творческого потенциала личности будущего специалиста
23 Методика развития речи и коммуникативных качеств специалиста для социально-культурной деятельности
3 Глава Формирование профессиональной педагогической направленности специалиста для любительского театра
31 Преимущества одноактной пьесы как учебного и постановочного материала для любительского театра
32 Постижение действенной природы театрального искусства в учебном процессе вуза культуры
33 Творческий рост и профессиональное становление специалиста в репетиционном процессе

Введение:

Актуальность работы обусловлена ситуацией в любительском искусстве, переживающем с одной стороны переход на стадию рыночных отношений, а с другой - сокращение государственного финансирования. Руководитель любительского театра сегодня должен обладать высоким профессионализмом, понимать социокультурную ситуацию и отвечать ожиданиям потенциальных любителей театрального искусства. Забота о финансовой поддержке коллектива, не являющаяся самоцелью, вместе с тем предъявляет повышенные требования к театру, от которого ждут не просто времяпрепровождения, но встречи с настоящим искусством, соответствующим требованиям времени.
Осуществление профессиональных функций в современной социокультурной ситуации требует от руководителей любительского театра определенных качеств, которые не исчерпываются умением поставить спектакль. Изучение задач, стоящих перед руководителем самодеятельного театрального коллектива на современном этапе развития общества, позволяет убедиться в том, что социальным потребностям отвечает подготовленный в высшей школе профессиональный режиссер-педагог, способный заинтересовать участников художественной самодеятельности не только репертуаром, ролями, выступлением на сцене, но и способностью расширить кругозор любителей искусства, организовать их в слаженный, живущий яркой творческой жизнью коллектив.
Любительское творчество органично вписывается в духовную жизнь общества, как область социально-культурной деятельности, отвечая потребностям творческой релаксации в сложных условиях переходного периода, а также самореализации личности в ответственных, но неформальных отношениях досугового коллектива. Однако оно становится социально-культурной деятельностью только при условии peaлизации творческого потенциала участников, их гражданского и культурного роста, становления индивидуальности, независимо от социального статуса, природных и профессиональных различий людей при сохранении ориентаций на истинное искусство.
Театральные формы досуга и, в первую очередь, любительский театр, с их огромным творческим и воспитательным потенциалом составляют значительную часть художественно-педагогической деятельности культурно-просветительных учреждений. В то же время практика показывает заметную девальвацию досуговых форм, их несоответствие возросшим потребностям людей, компрометацию художественно-педагогических основ руководства любительскими театрами, что отрицательно сказывается на деятельности клубных учреждений. Время, когда каждый коллектив стремился получить звание "Народного театра", для чего нужно было иметь несколько многоактных спектаклей, ушло. Это связано в основном с развитием телевидения и радио.
Они подчас создают видимость легкости творческого процесса, привлекая аудиторию к участию в конкурсах и розыгрышах типа "сам себе режиссер", где побеждают находчивость, чувство юмора, способность к трюкам. Для каждого участника подобные передачи лишь эпизод, маленький шанс, их зрелищность подчас достигается монтажом профессионалов, но они не решают проблемы - стремления многих к реализации творческого потенциала в любительском искусстве под руководством профессионального режиссера, способного сплотить и увлечь людей романтикой творчества. В то же время доступность видео, активный диалог ТВ со зрителем повышает требования к профессионализму режиссеров любительских театров, от которых ждут каждодневных открытий творческих возможностей каждого участника и коллектива в целом.
Степень разработанности проблемы.
Проблемами любительского творчества в сфере театрального искусства занимались многие теоретики и практики. Режиссура мировой и отечественной сцены обязана своим высоким современным уровнем таким деятелям, как выдающийся французский режиссер А. Антуан, представители мейненгенского театра. Особый вклад в развитие любительского театра, в создание условий его органичного перехода в профессиональное творчество внесли корифеи театрального дела К.С.Станиславский, В.Э.Мейрхольд, А.Д.Попов, АА.Брянцев, Б.Е.Захава. Создавая "режиссерский " театр, они обращали особое внимание на ансамблевость коллектива, стремились к созданию в нем истинно духовной атмосферы, совершенствуя вкусы и исполнителей, и публики, соединяя художественные достоинства спектаклей с их социальным звучанием. При этом они подчеркивали, что в момент игры на сцене актер воплощает художественные задачи всех участников постановки, включая тех, кто на сцене вообще не появляется. В том, какую высокую социальную значимость они придавали театру, классики русской режиссуры (любительского и профессионального театра) следовали традиции А.И.Герцена, считавшего театр "поэтическим парламентом века".
Проблемы воспитания средствами целенаправленной художественной деятельности не могут быть разрешены без опоры на творческий потенциал работ выдающихся ученых и организаторов коллективов в истории отечественной педагогики - A.C. Макаренко, К.Д.Ушинского, В.А.Сухомлинского, Н.И.Пирогова, Д.И.Менделеева и др. Вопросы социальной педагогики, организации досуга, самореализации личности в досуговой деятельности и любительском творчестве рассматривались в работах М.С.Кагана, И.Т.Иванова,
С.Н.Артановского, А.И.Новикова, С.Н.Иконниковой, Э.В.Соколова, Л.В.Петрова, А.А.Коновича, А.П.Маркова, М.А. Ариарского, Б.А.Титова, А.С.Жарковой, В. Д.Пономарева, А.П.Хачатурян, Л.Г.Брылевой, С.М.Массарского, В.А.Писанко, О.И.Маркова, Л.П.Малаховской, Рышарда Костецки, Н.А.Грибановой, Г.Ю.Литвинцевой, М.Ш.Доминова, В.В.Петрова, Е.А.Мирошниковой и др.
Процесс подготовки специалиста в области любительского искусства рассматривался в работах Ж.Верещагиной, Э.Виткене, Т.Вольфович, В.Назарова, Л.Русановой, К.Долиновой, Е.И.Смирновой, Т.Лавровой, А.Н.Каргина, Н.Андрейчук, И.Горбатовой, Т.Климар, В.А.Якунина, Б. и С. Бенедиктовых.
Педагогические условия индивидуального подхода как фактора раскрытия творческого потенциала специалиста в области культуры и искусства анализировались в работах Ю.П.Азарова, Г.Альтшуллера, В.Асеева, В.Шубинского, Л.Венгер, Е.Волковой, О.И.Даниленко, М.Демина и др.
Методика погружения как педагогическая система в различных аспектах затрагивалась в исследованиях В.Ю.Петюкова, Т.С.Бибарцевой, А.Асмолова, Б.Нечаева, Е.С.Протанской, Р.М.Грановской и др.
Проблемы теории любительского театра разрабатываются педагогами кафедры "Режиссура и мастерство актера" СПбГАК и других вузов культуры. Здесь мы можем наглядно видеть неразрывную связь поколений педагогического поиска. У истоков профессиональной подготовки режиссеров любительского театра стоял н.а. России А.В .Пергамент (руководитель театра Балтийского флота, впоследствии завкафедрой ЛГИК им.Н.К.Крупской). Значительный вклад в теорию и практику подготовки режиссеров для любительских театров, в создание школы руководителей народных театров, драматических коллективов, коллективов малых театральных форм внесли С.А.Чистяков, Э.С.Старшинов, А.Т.Тепляков, П.П.Милютин, Я.Н.Дубровский, ЛП.Сальдау, В.Э.Бельтихин, Л.В.Честнокова, Г.В.Иванов, В.И.Плоткин, А.С.Никулин, Г.А.Кустов, В.М.Рождественская, Л.Н.Мартынова, Б.В.Сапегин, В.М.Мультатули, Н.Г.Лавров, Н.И.Пахомов, Н.И.Басин, Э.И.Асадова, А.М.Бадареу, В.Н.Фунтусов, Н.Карабанова, В.В.Петров и многие другие.
Вместе с тем, глубокие противоречия, сложившиеся между правящими бюрократическими структурами и духовными устремлениями широких демократических слоев общества, заинтересованных в сохранении и развитии потенциала и традиций любительского творчества, обусловили необходимость теоретико-эмпирического исследования, ставящего целью разработать систему профессионального обучения режиссеров любительского театра как теорию и методику образования и формирования личности специалиста для социально-культурной деятельности в современных условиях.
Цель исследования. Разработать систему профессиональной подготовки режиссера любительского театра к социально-культурной деятельности.
Из целевой установки исследования вытекает ряд взаимосвязанных и в то же время относительно самостоятельных задач.
Задачи исследования.
1.Выявить принципиальное отличие профессии режиссера любительского театра, как специалиста в области социально-культурной деятельности.
2.Проанализировать общие и отличительные особенности теории и методик подготовки режиссеров в театральном вузе и вузе культуры.
3.Выявить педагогические условия профессионального образования режиссеров любительского театра.
4. Теоретически обосновать и экспериментально подтвердить методику сквозной профессиональной подготовки режиссеров любительского театра к социально-культурной деятельности в стенах вуза культуры на протяжении пяти лет обучения.
Объект исследования.
Процесс профессиональной подготовки режиссеров любительских театров к социально-культурной деятельности как образовательная задача вуза культуры.
Шёзжашшошж
Методика погружения в специальность как педагогическая система профессионального и личностного становления будущего специалиста в стенах вузовской учебной аудитории.
Методологическую основу диссертации составили идеи, концепции, положения современной философской теории человека, общей и социальной психологии, педагогики и культурологии, теории социально-культурной деятельности, касающиеся проблем творчества и коллектива, социальных коммуникаций, самодеятельного художественного творчества.
В основу теоретических построений работы заложены принципы единства сознания человека и его деятельности (А.Н.Леоньтьев, М.С.Каган, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов), единства мышления и речи (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, Н.Хомский), социальной психологии личности и референтных групп (А.В .Петровский, Б.Д.Парыгин, А.Г.Асмолов и др.), теории коллектива А.С.Макаренко, уровня притязаний К.Левина, принципы ассоциативной теории в трудах И.П. Павлова, Н.Ф.Добрынина, Ю.А.Самарина, теории суггестивности Г.Лозонова, Б.ФЛоршнева, идея диалогической природы культуры и языка М.Бубера, М.Бахтина. В качестве методологических основ в работе использованы теории и метод К.С.Станиславского.
Диссертация имеет междисциплинарный характер, в ней также заметное место занимают вопросы искусствознания, в частности, теории драмы, затрагиваются лингвистические проблемы.
Методика исследования основывалась на системном использовании современных методов социологического, социально-психологического анализа. В диссертации автором применены метод прямого и опосредованного наблюдения, сравнения и контент-анализа студенческих работ, включенного социально-педагогического эксперимента.
Гипотеза исследования.
Автор исходил из следующих предположений:
• преодоление профессиональной некомпетентности режиссуры в любительском искусстве, являющейся причиной падения его популярности и неконкурентоспособности в условиях рынка, возможно только в результате осознания самодеятельного театра как области социально-культурной деятельности, отказа от представлений о задачах этой профессии как исключительно постановочной деятельности и формирования у будущих специалистов соответствующей педагогической направленности
• специфика профессии режиссера любительского театра требует как специального изучения и обобщения, так и создания и экспериментального подтверждения соответствующей методики профессиональной подготовки специалиста для социально-культурной деятельности в вузе культуры
• искомая методика должна отвечать задачам профессионального образования и становления личности будущего режиссера, обладающего качествами лидера группы, организатора коллектива, практическими навыками анализа драматургического материала и постановки спектаклей, а также педагогическими приемами обучения участников любительского коллектива всему необходимому для театрального дела
• искомой методикой может быть адаптированная к профессиональному образованию будущего режиссера любительского театра актуальная для современной педагогической системы методика погружения, применяемая в преподавании различных учебных предметов на всех ступенях
Научная новизна исследования заключается в теоретическом обосновании и практическом подтверждении методики "погружения в специальность" будущих режиссеров любительских театров в процессе профессиональной подготовки к социально-культурной деятельности, которая позволяет:
• в теории и на практике преодолеть стереотипы режиссерской профессии как исключительно постановочной работы,
• сочетать единство теоретической и практической сторон профессионального образования режиссеров любительского театра,
• сформировать педагогическую направленность и профессиональную ответственность специалиста, его стремление не только овладеть основами профессионального мастерства, но и педагогическими приемами передачи их участникам любительских объединений,
• не только научить ставить спектакли, но и сформировать коллектив единомышленников, заинтересованных в культурном росте и участников, и аудитории зрителей,
• нацелить студентов на постепенное и систематическое приобщение к режиссерской профессии, как пути творческого развития своей личности и фактора подготовки к социально-культурной деятельности.
Практическая значимость. Теоретические положения диссертации могут быть использованы при дальнейшей разработке социально-педагогической теории применительно к любительскому творчеству, прикладной культурологии, так как содержат модель формирования студенческой группы как базового опыта любительского театрального объединения.
Предлагаемая в работе концепция погружения в специальность как фактора подготовки к социально-культурной деятельности позволяет научно обосновать условия становления специалиста как личности и профессионала, осознающего свою социальную ответственность перед обществом и обладающего практическим опытом его реализации в любительском творчестве коллектива.
Особый интерес может представлять методика раскрепощения творческого потенциала студентов, позволяющая сформировать заинтересованность всего коллектива в развитии и успехе каждого.
База исследования.
Студенты отделения режиссуры любительского театра СПбГАК (1970-1998), режиссерский курс (класс А.А.Музиля) Ленинградского театрального института (1973-1977), актерский курс (класс
Д.Х.Астрахана) Театральной академии СПб (1992-1996), учащиеся СПб колледжа культуры и искусства (1979-1995), участники самодеятельного театрального коллектива Дома культуры г. Всеволожск Лен. области (1967), участники самодеятельного театрального коллектива ДК ВОГ (1968-1969), участники любительских театральных коллективов Дома офицеров Лениграда, ДК им.Володарского, ДК Коломяги, ДК моряков, театральной студии "Перелом" при СПб Кораблестроительном институте (1968-1992).
Выводы, и рекомендации нашли практическое применение при обучении режиссеров любительских театров на дневном и заочном отделениях кафедры "Режиссура и мастерство актера" СПбГАК в 19871998 гг.
Ня ^атдггуу щдносятся: Теоретически обоснованные и практически подтвержденные отличия профессиональной подготовки режиссеров в театральных вузах и вузах культуры, состоящие в приоритете ориентации последних на социально-культурную деятельность: не формальное художественное образование участников любительских объединений, развитие их кругозора, личности в целом, формирование коллективистских отношений.
Педагогически обоснованная система профессиональной подготовки режиссеров любительских театров, в основе которой - методика "погружения в специальность", представляющая собой процесс поэтапного и целостного формирования как специфически художественных знаний, умений и навыков театрального дела, так и социально-культурных ориентаций на развитие любительского коллектива и личности специалиста.
Теоретически обоснованные преимущества одноактной пьесы как учебного и творческого материала для профессиональной подготовки режиссеров любительских театров, состоящие в энергии действия, небольшом количестве занятых актеров, возможности реализовать творческий потенциал начинающих.
Педагогически адаптированная методика формирования коллектива студентов, спецификой которой является становление отношений ответственной зависимости, формирующихся в процессе совместного художественного творчества при разработке постановочных планов и организации постановок спектаклей в учебной аудитории.
Методика развития творческого потенциала специалиста на основе развития коммуникативных качеств, воображения, формирования ориентаций на развитие речи, чувствительности к специфике театрального искусства как действия ("действенные глаголы"). практических конференциях профессорско-преподавательского состава СПб Академии культуры в 1997-1998 годах. путем выступления на научно
Структура диссертации.
Диссертация состоит из введения, 3 глав, включающих 9 параграфов, списка литературы и приложений.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 3135
Пароль: 3135
Скачать файл.
Просмотров: 119 | Добавил: Аня41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz