Четверг, 2024-09-19, 10:44 PM
Приветствую Вас Гость

Учебные материалы

Главная » 2014 » Сентябрь » 30 » Формирование профессиональных умений проектирования воспитательной работы с подростками у будущих учителей технологии и предпринимательства.
10:30 PM
Формирование профессиональных умений проектирования воспитательной работы с подростками у будущих учителей технологии и предпринимательства.

Формирование профессиональных умений проектирования воспитательной работы с подростками у будущих учителей технологии и предпринимательства

Диссертация

Автор: Городилова, Ирина Анатольевна

Название: Формирование профессиональных умений проектирования воспитательной работы с подростками у будущих учителей технологии и предпринимательства

Справка: Городилова, Ирина Анатольевна. Формирование профессиональных умений проектирования воспитательной работы с подростками у будущих учителей технологии и предпринимательства : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.08 Брянск, 2004 183 c. : 61 05-13/474

Объем: 183 стр.

Информация: Брянск, 2004


Содержание:

ГЛАВА
I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ КАК КОМПОНЕНТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
11 Современные стратегии воспитания в контексте модернизации образования
12 Проблема формирования профессиональных умений у будущих учителей в психолого-педагогическом знании
13 Структура и содержание профессиональных умений проектирования воспитательной работы будущих учителей с подростками
14 Критерии сформированности профессиональных умений проектирования воспитательной работы у будущих учителей технологии и предпринимательства в процессе профессиональной подготовки
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ
ГЛАВА
II ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТ-КАМИУ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
21 Психолого-педагогические условия формирования профессиональных умений проектирования воспитательной работы
22 Организация опытно-экспериментальной работы по формированию профессиональных умений проектирования воспитательной работы с подростками у будущих учителей технологии и предпринимательства
23 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II

Введение:

Актуальность исследования Процессы модернизации, происходящие в системе образования на современном этапе, ставят проблему пересмотра педагогических позиций и критической переоценки научно-теоретических и эмпирических основ не только обучения, но и воспитания, требуют от высшей школы совершенствования подготовки специалиста, становления его как профессионала, обладаюш:его глубокими знаниями, легко ориентирующегося в новейших достижениях в области своей профессиональной деятельности. Одной из главных задач становится подготовка специалиста, способного педагогически компетентно организовывать воспитательное воздействие и взаимодействие как процессы, способствующие личностному развитию подрастающего поколения. Современной школе нужен специалист эрудированный, свободно и критически мыслящий, готовый к развивающей работе, к реализации личностного подхода в проектировании стратегий воспитания и личностного становления ребенка, пробуждающих механизмы самоактуализации.Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования второго поколения, в ряду квалификационных характеристик специалиста-педагога обозначает воспитательную работу как один из важных видов профессиональной деятельности и констатирует, что специалист должен быть готов осуществлять воспитание обучающихся, способствовать социализации и формированию общей культуры личности, осознавая при этом необходимость соблюдения прав и свобод учащихся, что предполагает владение основами методологии и методики воспитания в целом и приобретение умений проектирования всех сторон данного процесса с учетом возрастных, социальных и других факторов.Инновационные процессы обновляющегося российского образования в числе приоритетных ставят вопросы воспитания, побуждают обращение к педагогическому наследию и разработке концепций, созвучных тенденциям развития современного социума. « Активно разрабатываемыми направлениями педагогической науки являются: изучение развития воспитательных систем (В.П. Беспалько, B.C. Безрукова, Е.В. Бондаревская, З.И. Васильева, О.Г. Прикот, Н.Е. Щуркова и др.), развитие личности в воспитательных системах (М.В. Кларин, В.А. Караковский, Л.И. Новикова, В.В. Сериков, Г.К. Селевко, И.С. Якиманская и др.), обоснование воспитательных стратегий (Е.В. Бондаревская, В.П. Зинченко, Б.Т. Лихачев, Н.Д. Никандров, И.П. Подласый, Г.Н. Прозументова,В.А. Караковский, Н.Л. Селиванов, A.M. Сидоркин, Н.Е. Щуркова и др.).В проблемном поле теории воспитания актуализируется необходимость формирования у будущих педагогов профессиональных умений проектирования воспитательной работы. Теоретический анализ показал, что данный вид умений ещё не нашел достаточного освещения и не вошел в систему педагогических категорий. Поэтому мы связываем его с рассмотрением сущности основных понятий воспитания, в которых преломляются цели педагогического проектирования и раскрывается логика поиска.Проблема профессионально-педагогических умений поднимается в трудах Э.Ф. Зеера, К.К. Платонова, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, И.А. Зимней, А.В. Мудрика, А.И. Щербакова, А,К. Марковой, М.В. Ретивых, В.Д. Симоненко и других. В системе профессионального обучения педагогов эти аспекты приобретают особую значимость, так как продуктивное освоение профессиональных умений будущих специалистов образования, формирование их профессиональной компетентности, являются приоритетными задачами процесса подготовки квалифицированных кадров.Анализ существующей в современной педагогике теории и практики воспитательного процесса позволяет выявить группу противоречий, основными среди которых являются: • противоречие между проектностью как характеристикой сознания и мышления современного специалиста и недостаточной сформированностью проектировочных умений у будущих учителей; >^ • противоречие между требованиями к реализации воспитательной функции профессионально-педагогической деятельности и недостаточной сформированностью профессиональных умений у будущих учителей в данной сфере; • противоречие между существующей системой подготовки специалистов-педагогов в образовательном учреждении и необходимостью включения в нее учебных курсов с инновационным содержанием, отражающим реалии социокультурной ситуации, в рамках которой умения проектирования воспитательной работы с подростками являются существенными и значимыми.Таким образом, всё вышеизложенное обусловило выбор темы диссертационного исследования: «Формирование профессиональных умений проектирования воспитательной работы с подростками у будущих учителей технологии и предпринимательства».Цель исследования - теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности психолого-педагогических условий формирования у будущих учителей технологии и предпринимательства профессиональных умений проектирования воспитательной работы с подростками.Объект исследования - содержание и процесс профессиональной подготовки будущего учителя технологии и предпринимательства. '^ Предмет исследования - содержание, формы и методы формирования у будущих учителей технологии и предпринимательства профессионапьных умений проектирования воспитательной работы с подростками.Гипотеза исследования — формирование у будущих учителей технологии и предпринимательства профессиональных умений проектирования воспитательной работы с подростками в процессе профессиональной подготовки будет эффективным, если: • основывается на осмыслении сущности теоретико-методических положений о содержании проектирования воспитательной работы, о путях и средствах её реализации; ф • эта подготовка будет осуществляться на основе процессуальной модели формирования профессиональных умений проектирования воспитательной работы; • процесс обучения базируется на использовании инновационных методов обучения, ведущим среди которых является метод проектов, релевантный сущности формируемых умений.Задачи исследования: 1. Уточнить содержание и сущность понятия «профессиональные умения», обосновать понятие «профессиональные умения проектирования воспитательной работы», выявить структурные компоненты профессиональных умений проектирования воспитательной работы у будущих учителей технологии и предпринимательства.2. Обосновать психолого-педагогические условия формирования у будущих учителей технологии и предпринимательства профессиональных умений проектирования воспитательной работы с подростками.3. Разработать процессуальную модель формирования профессиональных умений проектирования воспитательной работы у будущих учителей технологии и предпринимательства.4. Экспериментально подтвердить эффективность предложенной методической системы формирования у будущих учителей технологии и ^ предпринимательства умений проектирования воспитательной работы с подростками.Методологическую основу исследования составляют: 1. Философские положения о единстве теории и практики, о человеке как субъекте и объекте общественных отношений.2. Основные положения теории деятельностного подхода (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.).3. Основные положения современной теории воспитания и развития личности учащихся (Н.Д. Никандров, Т.И. Шамова, В.П. Беспалько, Н.А. Асташова, Н.Е. Щуркова, Е.В. Бондаревская, В.А. Караковский, ф Асташова, Н.Е. Щуркова, Е.В. Бондаревская, В.А. Караковский, Л.И. Новикова, В.В. Сериков, Г.К. Селевко, И.С. Якиманская и др.).4. Психолого-педагогические проблемы учебно-воспитательного процесса (И.А. Зимняя, СИ. Архангельский, Б.П. Есипов, И.Я. Лернер, В.А. Сластенин, П.И. Пидкасистый, В.Д. Симоненко, З.Ф. Чехлова и др.).В ходе работы над темой диссертационного исследования на разных ее этапах использовались следующие методы исследования: • анализ теоретических источников по исследуемой проблеме; • изучение и обобщение передового педагогического опыта; • анализ образовательных программ, учебных пособий по подготовке будущих учителей и методике их обучения в системе высшего профессионального образования; • наблюдение, анкетирование, тестирование, экспертные оценки; • педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ его результатов.Организация и ход исследования проводились в течение пяти лет в четыре этапа на базе Брянского государственного университета им. И.Г. Петровского и Кузбасской государственной педагогической академии. Совокупную выборку исследования в объеме 273 чел. составили студенты и преподаватели данных вузов.На первом этапе (1999-2000) - происходило осмысление методологических и теоретических основ исследования, определились объект, предмет, цель, задачи, рабочая гипотеза, база исследования; изучалась научная литература и состояние проблемы в практике работы высшей школы.На втором этапе (2000-2002) - продолжалась работа по изучению научной литературы по изучаемой проблеме. Разрабатывались критерии и показатели сформированности профессиональных умений проектирования воспитательной деятельности в условиях средней общеобразовательной школы.Проверялась эффективность отдельных педагогических условий по подго1^ ) товке будущих учителей технологии и предпринимательства к реализации воспитательной функции в профессиональной деятельности.На третьем этапе (2002-2003) - нами решались задачи по формированию готовности студентов к применению профессиональных умений проектирования воспитательной работы в условиях общеобразовательной школы.С этой целью был обоснован комплекс педагогических условий и проверена эффективность организации подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства. Подведены итоги эксперимента путем определения уровня сформированности профессиональных умений проектирования воспитательной работы на основе выделенных критериев и показателей.На четвёртом этапе (2003-2004) - проверена эффективность предложенного комплекса педагогических условий по формированию профессиональных умений проектирования воспитательной работы с подростками у студентов высшей школы. Были систематизированы, обобщены и уточнены теоретические положения и выводы, апробированы и внедрены результаты исследования в практику. Выполнено литературное оформление работы.Научная новизна исследования заключается в том, что: 1. Выделены и обоснованы как значимые в структуре профессиональнопедагогической деятельности умения проектирования воспитательной работы.2. Разработана процессуальная модель формирования профессиональных умений проектирования воспитательной работы с подростками в ходе вузовской подготовки будущего учителя технологии и предпринимательства, содержащая в качестве основных компонентов принципы, требования к функционированию дидактической системы и включенным в нее субъектам образовательного процесса, 3. Обоснованы критерии сформированности профессиональных умений проектирования воспитательной работы с подростками у учителя технологии и предпринимательства, включающие когнитивный, операциональный и личностный компоненты. mj « я^ 4. Выявлены психолого-педагогические условия формирования профессиональных умений проектирования воспитательной работы с подростками, состоящие в обеспечении мобильной дидактической системы, способной аккумулировать профессиональный опыт, традиции и инновации в организации образовательного процесса; использование профессиональных способностей личности в интересах достижения целей образовательного процесса; создание эффективных стимулов для самообразовательной деятельности студентов и преподавателей; создание учебных площадок для отработки профессиональных умений. Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании структуры и содержания понятия «профессиональные умения проектирования воспитательной работы», под которыми понимаются освоенные будущим учителем способы выполнения практических и теоретических действий по реализации инновационных форм воспитательной системы, направленной на развитие личности воспитанника. Профессиональные умения проектирования воспитательной работы с подростками - это интегративное образование, синтезирующее комплекс умений, связанных с выполнением воспитательных, развивающих, коммуникативных, организаторских функций, необходимых в процессе целенаправленного формирования личности подростка.Практическая значимость исследования связана с разработкой и внедрением дидактической системы формирования профессиональных умений проектирования воспитательной работы с подростками, составной частью которой является интегративный учебный курс «Проектирование воспитательной работы с подростками». Предлагаемая система подготовки студентов с включением активных форм и методов обучения обеспечивает более высокий уровень профессионализма будущих учителей технологии и предпринимательства и может быть использована в практике педагогических вузов.Достоверность и обоснованность научных результатов подтверждается опорой на важнейшие методологические положения диалектики, резульф татами опытно-экспериментальной работы, обусловившей эффективность процесса формирования у будущих учителей технологии и предпринимательства профессиональных умений проектирования воспитательной работы с подростками.Апробация основных положений и внедрение результатов исследования осуществлялись в выступлениях на научно-практических конференциях по актуальным проблемам обучения и воспитания в г.г. Москве, Брянске, Новокузнецке, на заседаниях кафедр общей и профессиональной педагогики и психологии Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, кафедры педагогики Кузбасской государственной педагогической академии. Основные идеи исследования отражены в тезисах и статьях по теме исследования, опубликованных автором в разных научных изданиях.На защиту выносятся следующие положения: 1. Совокупность теоретических положений, раскрывающих сущность и структуру профессиональных умений проектирования воспитательной работы с подростками у будущих учителей технологии и предпринимательства как профессионально важных в ряду функций педагогической деятельности.2. Процессуальная модель формирования у будущих учителей технологии и предпринимательства профессиональных умений проектирования воспитав*^ тельной работы, предполагающая взаимосвязь и взаимообусловленность целей и задач образования студентов с конкретным теоретико-методическим инструментарием.3. Содержание подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства к проектированию воспитательной работы с подростками, включающее в себя систему научно-методических знаний и профессиональных умений, базирующихся на использовании проектной деятельности в качестве инновационного методического средства.4. Критерии, показатели и средства диагностики сформированности профессиональных умений проектирования воспитательной работы с подростками у будущих учителей технологии и предпринимательства.Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения. ik

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 3135
Пароль: 3135
Скачать файл.
Просмотров: 99 | Добавил: Аня41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz